История здания Резиденции президента
Многие сооружения в Екатеринбурге изменили свой внешний вид со дня постройки по разным причинам: непрочность материалов, смена владельцев, смена функций зданий. Но объекту нашего обсуждения повезло – его внешний облик почти не изменился с 1866 года. На пересечении Тарасовской набережной (ул. Горького) и Главного проспекта (проспекте Ленина) располагается яркое здание с ротондой и арочными окнами – усадьба купца Николая Севастьянова. Так здание выглядит сейчас, после реконструкции. Самый подходящий ракурс для осмотра – с угла здания, «правый» пристрой появился намного позднее (1914) и это заметно по стилистике.
Вид, похожий на современный, здание получило только к 1860-ым, после покупки его Севастьяновым, он был четвертым его хозяином. История самого строения восходит к началу 19го века, где на утвержденных чертежах 1829 года уже было отмечено угловое здание с ротондой (в то время такое архитектурное решение было новым для Урала). Судя по всему, изначально планировалось, что оно будет иметь классическую колоннаду и фронтон (треугольное «завершение» фасада здания), здание использовалось, как театр.
В 1866 дом был перестроен, автором выступил А. И. Падучев – архитектор горного правления и хороший друг Севастянова. Своей легкой рукой он решил совместить элементы барокко и неоготики («нео-» = «новая») поверх классического фасада. Этот архитектурный проект является лучшим среди всех работ мастера и одним из ярких образцов неоготики на Урале. Также здание предусматривало наличие лоджии-бельведера, которая не сохранилась.
Николая Ивановича Севастянова называют «купцом, который непонятно откуда взял целое состояние». На самом деле, своими собственными силами (и родством, разумеется) он добился того, что имел. Его прадед строил Петропавловский завод (сейчас – территория г. Североуральск), и был самым лучшим на Урале мастером по «оценке плотин». Дед работал у казны горных заводов, отец дослужился до управителя Петропавловского завода, где и родился сам Николай. Получив хорошее образование, Севастьянов поступил в штат Уральского горного правления. Карьера удалась. Первым его чином был коллежский регистратор, затем следовала должность главного смотрителя казенных металлических караванов для Уральских заводов, в отставку вышел надворным советником. Владел винным заводом, несколькими золотыми приисками и был одним из членов-учредителей легендарного Уральского Общества Любителей Естествознания. Николай, кстати, впервые предложил использовать паровое отопление для Уральских заводов.
Дом и личность Николая Севастьянова окружает множество легенд. Например, будто бы он был настолько богат, что имел жгучее желание покрыть купол дома золотом и выстлать вдоль набережной красный ковер, но ему запретили это сделать, а в качестве наказания и заставили ходить до ближайшей церкви (которая была через дорогу) в чугунных калошах.
Есть еще одна из многих легенд: будто бы сам Николай никогда в этой усадьбе не жил, а жил в маленьком домишке напротив и каждый вечер, сидя на лавочке, довольно наблюдал, как купается в закатном солнце его шикарный дворец.
В 1870-х Николай принял решение переехать в Петербург и его дом был приобретен в казну. Немного позже в здании разместился Окружной суд. В 1914 появился пристрой со стороны Главного проспекта (проспекта Ленина), тогда же появилась надпись «Окружной суд».
В следующем году дом использовался Уральским комиссариатом труда, затем не одно советское десятиление под прославляющим рабочий класс лозунгом в здании размещался областной совет профсоюзов. Надпись на фасаде поменяли на «Дом союзов».
Начать все с чистого листа решили организаторы ШОС в 2008-ом, устроив кардинальную реконструкцию дома к президентскому визиту. Любопытно, что реконструкции подлежали помещения дома особо тщательно. Цвета фасада хоть и не являются такими, какими их задумал автор полтора века назад, но тем не менее, теперь сооружение смотрится яркой доминантой широкого проспекта: