Найти в Дзене
Григорий Чумаков

Не люблю фантастику! А есть ли разница?

Добрый день, уважаемый читатель!

Коллаж автора. У каждого своя функция.
Коллаж автора. У каждого своя функция.

Часто я слышу такое: «Я не люблю фантастику, не смотрю фантастические фильмы, не читаю фантастических книг». А что есть фантастика?

Из Википедии: фанта́стика (от др.-греч. φανταστική – искусство воображения, фантазия) – жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного»[1][2][3], нарушением границ реальности, принятых условностей[4]. Современная фантастика включает в себя такие жанры, как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие.

Зачем вообще нужна фантастика, ну например в кино? Возьмём самый яркий пример фантастики снятой по мотивам комиксов, фильм про человека-паука. Что в нём фантастического? Парня кусает паук, он обретает необычные способности. После гибели своего дяди, главный герой решает бороться с преступностью. И когда он выходит так сказать на ринг по борьбе со злом, раскидав всех преступников, появляется супер злодей. То есть, антагонист так или иначе приобретает способности равные герою. Если перевести выше сказанное в жанр литРПГ получим такую картину. Есть нуб, который находит баг в игре, благодаря которому разносит всех встреченных врагов. Нуб очень сильно прокачивается и становится героем игры. Но тут искусственный интеллект игры для баланса сил создаёт супер босса, который по силе равен новоиспечённому герою.

Фильм «Хиромант», про который я как-то писал ранее, так же повторяет этот ход. Главный герой (ГГ) получает книгу по хиромантии. Постигая азы хиромантии, герой повышает свой статус в обществе. Раздвигая сложных противников, хиромант становится только сильнее. Но, в конце концов, находится и на него крепкий орешек - бандит и политик в одном флаконе.

Кадр из фильма "Хиромант-2"
Кадр из фильма "Хиромант-2"

Фильм «Матрица», ГГ из обычного человека становится машиной для убийства, когда понимает, что мир вокруг - иллюзия, а познав настоящее, виртуальный мир можно крошить по своему усмотрению. Однако в конце концов на ГГ выходят хранители матрицы.

Нео останавливающий пули. Кадр из фильма "Матрица"
Нео останавливающий пули. Кадр из фильма "Матрица"

Владимир Пропп когда-то выделил функции в волшебных сказках.

Влади́мир (Ге́рман Вольдема́р) Я́ковлевич Пропп
Влади́мир (Ге́рман Вольдема́р) Я́ковлевич Пропп

Говорят, что на основе его трудов за океаном написали кучи книг, как создать хороший сценарий. Как знать может уже и у нас пишут сценарии по такому учебнику. Из приведённых выше примеров можно сляпать алгоритм сюжета. Алгоритм - это графическая блок-схема, показывающая пошагово, как должна выполнятся какая-либо операция. В нашем случае это будет так:

неудачник + случайность = человек с необычными способностями + побуждение (гибель друга на глазах, встреча с красавицей) = появление мелких врагов их уничтожение через новые способности = демонстрация обретённой силы и крайнее усиление центрального персонажа + появление финального противника не уступающего силой ГГ = генеральное сражение.

Фильм «Максим Перепелица»: парень, которого не замечает красивая девушка = служба в армии + навыки настоящего мужика = возвращение домой + завоевание любимой.

Кадр из фильма "Максим Перепелица".
Кадр из фильма "Максим Перепелица".

Фильм «Остров» с Петром Мамоновым: трус, предавший товарища = выброс за борт + обращение в монахи (случайность) = обретение мудрости + антагонист-совесть = встреча с другом + получение прощения (союзник против совести) = сражение с самим собой.

Обложка фильма
Обложка фильма

Фильм «Ирония судьбы»: несчастливые отношения + пьянка = случай, путаница = попадание в чужую квартиру и жизнь + встреча с настоящей красавицей = появление жениха красавицы + борьба ГГ с женихом красавицы = новые счастливые отношения.

Думаю продолжать можно долго. Как видно фантастика это или простой фильм - каша одна и та же, только топор то с деревянной ручкой, а то из хрусталя.

В чём же соль фантастики? А фантастика нужна для того, чтобы упростить работу сценаристам. Фантастические костыли помогают проще решить проблему становления неудачника в настоящего героя. Не нужно придумывать за счёт чего ГГ сможет изменить свою жизнь, какие реальные события ему в этом могут помочь. Проще скинуть паука с потолка, или забросить щуку в ведро, и кто был никем, тот станет всем.

Коллаж автора.
Коллаж автора.

Так может всё-таки стоит посмотреть некоторую фантастику, чем ждать пока напьется ГГ что бы произошло что то новое в его жизни?

До новых встреч!