Древние времена, река Орхон в Монголии. Сюда, к извилистым и крутым берегам реки, берущей начало в Хангайских горах, с поклонами приезжает китайский кортеж – казначеи с кожаными мешками, чиновники и воины.
После поклонов, китайских церемоний и торжественного зачитывания приветствий и напутствий, китайцы несут мешочки с серебряными лянами (37-грамовые слитки в форме копыта).
Под неусыпными взглядами чиновников воины высыпают в воды Орхона около 15 килограммов серебра (в переводе на нашу меру весов).
Не смейтесь, но это «жалование» реки Орхон за то, что в 1731 году во время жестокого сражения на ее берегах она потопила дрогнувшее войско врагов из Джангурского ханства во время их набега на Внешнюю Монголию.
Легенда эта жива до сих пор – и до сих пор серебро в реке ищут желающие сказочно разбогатеть. Впрочем, предание сильно подогрели и слухи о спрятанном в долине Орхона кладе «черного барона» Унгерна.
Как известно, харизматичного выходца из старинного балтийско-немецкого рода барона фон Унгерн-Штернберга большевики расстреляли в 1921 году после суда в Новониколаевске (Сибирь).
Едва ли, конечно, блистательный авантюрист – успевший побывать и русским генералом, и монгольским диктатором и даже мужем китайской принцессы – был обладателем сокровищ. Барон, помешанный на идее возродить империю Чингис-хана, был «богом войны» и жестоким рубакой, но всю жизнь мучился хроническим безденежьем.
Миф о кладе Унгерна, видимо, родился то того, что один из его соратников, которого схватили на границе китайцы, заявил, что знает место, где барон спрятал 4 ящика с золотом, чем спас свою жизнь от немедленной казни на месте.
Кладом интересовались не только китайцы, но и русское ОГПУ, и нацисты – число ящиков в дальнейших легендах выросло до 24-х и в каждом из них якобы лежало по 3,5 пуда золотых монет, со временем к ним прибавился «семипудовый сундук барона с драгоценностями»...
Где только не искали это золото – назывались разные места клада вокруг Урги (ныне монгольская столица Улан-Батор) и на Амуре. Но большинство кладоискателей было убеждено, что свои сокровища барон – склонный к символизму – спрятал именно на дне реки Орхон. Таким образом, легенда о 60 тысячах фунтов китайского серебра удвоилась «золотом барона Унгерна».
Сегодня кладоискательство распространенное хобби – тысячи одержимых ищут старинные клады казачьих атаманов Емели Пугачева и Стеньки Разина, буржуев и дворян, бежавших от революции и гражданской войны. Мы не говорим уже о бесчисленных кино и романах про искателей бриллиантов, раскопки гробниц с золотом фараонов, африканских алмазах, копях царя Соломона.
Однажды довелось читать (кажется, в «Комсомолке») интервью с нынешним кладоискателем, для которого поиски кладов были уже не хобби, а работой. Мужчина изучал старые градостроительные карты, обследовал места сносимых домов и бывших помещичьих усадеб, рылся в развалинах фундаментов – и, представьте, находил банки и горшки с деньгами, золотишком, драгоценностями.
Да, люди прятали. Прятали золото, монеты, дорогие украшения. Частично от грабителей и домушников, или бежали из родных гнездовий при смене власти в гражданскую войну, надеясь когда-то вернуться. Я уж не говорю о разбойниках – не в банковских же сейфах тем было награбленное держать, зарывали в лесах, на курганах…
Мы думаем сейчас: «Ну какие глупцы! Спрятали и забыли, к кладу не вернулись. А его выкопал в наши дни какой-либо башковитый инженер-теплотехник, пройдясь с металлоискателем при прокладке теплотрасс по фундаментам снесенных домов…»
Словом, общая схема наших представлений: дураками были те, кто клад прятал. По сути, зарыли сокровища в землю, а память им Альцгеймер отшиб…
Однако тот же барон Унгерн – он на суде своих злодеяний не скрывал и смерти не боялся: знал, что не помилуют. Но разве на «черный день» он спрятал сокровище, если оно было? Разве поэтому о нем молчал? Тут важней мистическое начало.
В книге о легендарном диктаторе «Самодержец пустыни» (откуда цитаты) ее автор Леонид Юзефович, изучавший легенды про золото Унгерна и серебро реки Орхон, пишет о сакральных смыслах таких кладов:
Вот почему барон Унгерн – сгусток веры в сакральность и бесстрашия – даже под пыткам не выдал бы большевикам место клада на реке Орхон (будь он у него). Вот из-за этого сакрального смысла и хранит клады земля, ее курганы и реки.
Стоит ли их искать и раскапывать, нарушая баланс высших сил и жертвы богам и небу за разбой, стяжательство, сребролюбие? Надо ли искать сокровище с такой аурой?
Не знаю...
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Еще больше о кладе барона Унгерна на сайте «Нетрадиционная жизнь»: https://netradicionnaya-zhizn.ru/
«Не княжна и не дворянка…». Была ли «кремлевская ведьма» Львова оракулом Сталина