Мари Кондо, автор бестселлера «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни», дает практичные советы, как очистить дом от лишних предметов и навести порядок раз и навсегда. А мы с удовольствием делимся ими с вами.
Методы уборки Мари Кондо стали настоящим мировым феноменом: «вирус чистоты» распространился по всей планете, ее цитировали ведущие международные издания, на Youtube появились обучающие видео по складыванию одежды методом КонМари, а пользователи инстаграма один за другим благодарили старые вещи и безжалостно отправляли на помойку мешок за мешком.
Ее книга «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни» стала мировым бестселлером, а Netflix запустил оригинальное реалити-шоу, в котором Кондо помогает разным семьям навести в доме порядок.
У нее действительно есть чему поучиться, поэтому если вы, как и мы, чахнете дома над старыми ненужными вещами, а наведенный порядок держится не дольше пары дней, то эти советы станут для вас настоящим спасением.
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Принцип Мари Кондо строится на благодарности. Уборка не должна превращаться в борьбу с собственным домом. Наоборот, это процесс обновления и очищения, чтобы ваш дом «задышал» свободно и мог дальше служить на ваше благо. Прежде чем приступить к разбору вещей, присядьте на некоторое время и настройтесь на обновление: поблагодарите про себя свой дом за все, что он вам дает. Вспомните о счастливых минутах, проведенных в его стенах. После этого приступайте к уборке — ваш настрой превратит ранее нелюбимое дело почти в терапию.
Начиная уборку, многие из нас думают о том, от каких вещей надо избавиться. КонМари советует, наоборот, решить, какие вещи вы хотите оставить. Это очень просто — мы создаем пространство из вещей, которые представляют для нас ценность и благодаря которым в доме будет царить уют. Поэтому задумайтесь над тем, чем вы хотите окружить себя, и в процессе уборки сохраните наиболее важные для вас вещи.
При организации вещей очень важно понять, какие из них вызывают у вас радость (spark the joy), то есть дарят положительные эмоции. Для этого вы должны лично потрогать каждую вещь, прочувствовать ее и понять, связаны ли вы с ней эмоционально. Если нет, то можете смело с ней распрощаться. Делать это тоже нужно правильно. Мари считает, что, прежде чем выкинуть какой-то предмет, надо поблагодарить его за службу: сначала громко скажите «Спасибо» и только потом отправляйте его в пакет для мусора.
ПОРЯДОК УБОРКИ
Обычно мы убираем комнату за комнатой. Мари Кондо предлагает альтернативный способ: убираться, исходя из вещей. Методика предполагает строгий порядок уборки:
- одежда,
- книги,
- бумага/документы,
- разное,
- сентиментальные вещи.
Порядок очень важен для того, чтобы не отвлекаться. Кроме того, таким образом вы приобретаете опыт и в конце сможете справиться с самой сложной категорией — «Сентиментальные вещи»: избавляться от них тяжелее всего.
Главный критерий Мари при принятии решения о сохранении вещи — это не столько ее необходимость, сколько эмоциональная составляющая. У вас не должно быть варианта оставить предмет «на всякий случай». Вы должны твердо понимать, «да» или «нет», при этом цена вещи не должна иметь значения. Какая разница, сколько вы заплатили, если вещь не имеет для вас никакой ценности?
Например, у вас есть очень дорогая блузка, которую вы купили много лет назад, но уже и не помните, когда последний раз ее надевали. Она не вызывает у вас эмоций и совсем вам не нужна, но вы храните блузку, потому что она дорогая. Отбросьте сомнения и расстаньтесь с такой вещью. Вы можете подарить ее подруге или маме, отдать на благотворительные цели, если жаль просто выкинуть, но избавьтесь от нее.
Теперь по порядку о каждой категории.
ОДЕЖДА
- Выложите всю имеющуюся одежду, включая аксессуары, обувь и сумки, на кровать. Все вещи должны быть у вас перед глазами, чтобы точно ничего не упустить.
- Складывайте вещи, которые вы решили сохранить, правильно. Каждая должна в итоге принять форму маленького прямоугольника. Сложите края одежды пополам, затем рукава, сложите вещь посередине и сверните в аккуратный прямоугольник. Подробную инструкцию смотрите в видео ниже.
- Располагайте вещи вертикально. В виде таких прямоугольников вы сможете легко выстроить вещи друг за другом, чтобы всегда видеть каждую из них.
- Складывайте сумку в сумку, но так, чтобы видны были ручки. Так вы сэкономите место в шкафу и сохраните форму изделий.
- Не сворачивайте носки в клубки — так они растягиваются и теряют форму. Следки складывайте друг на друга, короткие носки пополам, а длинные — в три сложения. Выделите для них отдельный контейнер и разложите носки вертикально.
- Выделите такой же контейнер для бюстгальтеров. Мягкие и спортивные сложите пополам, бретелями вовнутрь. Бюстгальтеры с чашками вложите один в другой, не складывая, чтобы не сломать косточки.
- Если делите шкаф с партнером, не смешивайте вещи друг друга. У каждого должна быть своя полка и свое место в шкафу, и каждый должен отвечать за порядок на своей территории.
- Если у вас есть полка для обуви, расставьте обувь по цвету и сезону. Тяжелые модели разместите снизу, а легкие сверху.
КНИГИ
- Снимите книги с полок. Прежде чем выбросить какую-то книгу, похлопайте по ней рукой, как бы пробуждая ото сна. Возможно, это поможет вам вызывать связанные с ней эмоции, и вы поймете, нужна она вам или нет.
- Важным критерием отбора должно быть желание перечитывать эту книгу в будущем.
- Организуйте книгу по алфавиту, цвету или размеру.
БУМАГИ И ДОКУМЕНТЫ
- Достаньте все бумаги и документы, которые у вас имеются.
- Разделите их на категории: «В ожидании», «Важные» и «Разное». В первую включите счета, договоры с ограниченным сроком действия, билеты в театр и т. д. Важными могут считаться банковские договоры, информация по вашим картам, документы на квартиру, машину и т. д. Категорию «Разное» вы формируете сами, исходя из того, что у вас есть. Например, туда можно включить сертификаты, дипломы, гарантийные документы на технику и т. д.
- Заведите ящик для каждой категории, но храните бумаги в одном месте.
РАЗНОЕ
Сюда можно отнести кухонную утварь, электронику, новогодние игрушки, рабочие инструменты и т. д. В своей книге Мари предлагает схему уборки гаража. Однако принцип одинаков для всех помещений. То есть если вы храните ненужные вещи на балконе или в кладовке, вы сможете воспользоваться теми же методами, что КонМари предлагает для разбора гаража.
- Используйте принцип «ящик в ящике». У вас наверняка есть ящик, в котором вы храните все — одноразовые мешки, терки, доски, открывашки и кучу других предметов, которым больше нигде не нашлось места. Мари советует рассортировать их по размеру. Заведите несколько разногабаритных ящиков для хранения и вставьте их в основной кухонный ящик. Кастрюли стасьте одну в другую, то же касается пищевых контейнеров — вложите их друг в друга, словно собираете матрешку. Тот же принцип подойдет для хранения специй, круп и напитков.
- Держите провода отдельно от техники. Заведите для них специальный ящик, сложите туда редко используемые провода и прочую электронику. Под каждый провод вы также можете выделить отдельную коробочку.
- Новогоднюю утварь также храните в отдельном ящике. Пусть он будет прозрачный, чтобы вы могли сразу увидеть, что в нем лежит.
- В гараже, на балконе или в кладовке отсортируйте вещи сначала по категории, затем по размеру. Храните их в прозрачных ящиках и на видном месте.
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЕ ВЕЩИ
Обычно это самая сложная часть процесса. Мы сами не замечаем, насколько привязаны к материальным воплощениям наших воспоминаний. Поэтому выделите на эту категорию побольше времени, чтобы осознать важность этих вещей и попрощаться с ними.
- Разберите фотографии. Выкиньте повторяющиеся, остальные отсортируйте по дате и разложите в альбомы. Альбомы расставьте на видном месте, чтобы у вас всегда был к ним доступ. Если фотографий особенно много, разложите их по конвертам или файлам и уберите в отдельную коробку.
- Если вы храните сувениры, напоминающие о путешествиях, просмотрите их и прислушайтесь к себе — вызывают ли они у вас радость. Если нет, поблагодарите каждую вещь за то, что дарила вам воспоминания, и без сожалений попрощайтесь с ней.
- Если разбор таких вещей становится слишком эмоциональным, освежите атмосферу в комнате: откройте окно, зажгите свечу, отдохните и снова беритесь за дело.
КАК ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОРЯДОК И ЧИСТОТУ
Теперь, когда вы научились правильно убираться, надо научиться поддерживать чистоту. После использования возвращайте все вещи на свои места, складывайте их аккуратно и благодарите за службу. Уборка по принципу Мари Кондо предполагает, что вы познали смысл и предназначение каждой вещи в вашем доме, а значит начнете пользоваться ими более осмысленно. Такой подход не только приведет к порядку в доме, но и поможет добиться внутренней гармонии.