В 1776 году прусский король Фридрих Великий устроил в Берлине русскому фельдмаршалу необычный прием. В знак признания заслуг нашего военачальника, Фридрих позволил ему сидеть рядом с собой, а остальные высокопоставленные лица должны были стоять позади них.
Этим русским фельдмаршалом был Петр Александрович Румянцев (1725 - 1796). Про Румянцева можно говорить с разных сторон. Он был крупным военным теоретиком, на принципах которого выросли такие полководцы, как Суворов и Кутузов. Также он добился блистательных побед, каждая из которых украшает русскую военную историю. Кроме того, он был и толковым администратором, возглавляя ряд лет Малороссию. Обо всем в короткой статье не скажешь. Мы остановимся в основном на военной деятельности Румянцева.
ЮНЫЙ ПОЛКОВНИК
По обычаям того времени, Румянцев с детства был записан солдатом в один из полков русской армии. Его отец Александр Иванович Румянцев был достаточно крупной фигурой и еще при Петре Великом выполнял различные внешнеполитические поручения.
Впервые попробовать себя в деле юный Румянцев смог в конце русско-шведской войны 1741 – 1743 гг. Главное, чем отличился Петр Александрович, – именно он привез в Петербург текст Абоского договора со Швецией. Елизавета была очень обрадована этим, и Румянцев был произведен в полковники. Ему на тот момент было только 18 лет.
До следующей - Семилетней - войны было еще далеко, а Румянцев был "горячим парнем", мечтавшем о разного рода "подвигах". Слухи о "подвигах" юного полковника дошли до самой Елизаветы, и та поговорила с его отцом. Согласно дошедшему до нас рассказу, Александр Иванович приказал принести розги и как следует выпорол сына. "Я полковник!" - вспылил Петр Александрович. На это у отца нашелся ответ: "Знаю и уважаю твой мундир, но ему ничего не сделается: я буду наказывать не полковника, а сына".
"РЕБЯТА, ЗА МНОЙ!"
В ходе Семилетней войны Румянцеву уже удалось проявить себя по полной.
В сражении при Грос-Егерсдорфе в 1757 г. русские едва не проиграли прусской армии фельдмаршала Левальда, более чем в два раза уступавшей по численности. Наш командующий С.Ф. Апраксин вел себя очень нерешительно.
В такой ситуации кто-то должен был взять на себя ответственность. Им стал Румянцев. Почти ничто не предвещало, что бригада Румянцева вообще примет участие в битве. От основного сражения ее отделял болотистый лес. Однако Румянцев действовал расторопно: сначала отправил разведчиков выяснить ситуацию, а затем, проведя войско через лес, смог выйти во фланг прусской армии. Румянцев храбро повел своих солдат в бой: «Ребята, за мной!» Неожиданное включение бригады Румянцева смогло решить исход сражения в нашу пользу.
В ПЕКЛЕ СРАЖЕНИЯ
Военная судьба часто помещала Румянцева в самое пекло сражения. Так было и в ходе битвы при Кунерсдорфе в 1759 г. Нужно было сразиться с конницей Зейдлица, которая тогда считалась лучшей в Европе. Так, например, кавалерия Зейдлица фактически решила в пользу Пруссии сражение при Росбахе в 1757 году против гораздо большей по численности франко-австрийской армии.
Но Кунерсдорфское сражение не стало лучшим днем для Зейдлица. Румянцев лично возглавил кавалерийскую контратаку против прусских сил. Дело довершил мощный огонь из «шуваловских гаубиц», которые свое боевое крещение пережили как раз в Семилетнюю войну и еще долго использовались в русской армии.
ВЗЯТИЕ КОЛЬБЕРГА
В 1761 г. Румянцеву было дано серьезное задание – взять крепость Кольберг, который с северо-востока защищал подступы к Берлину. Кроме того, Кольберг был важной военно-морской базой Пруссии на Балтике. Это уже была третья по счету осада Кольберга русскими войсками в ходе Семилетней войны. Две предыдущие оказались безрезультатны. В ходе осады Кольберга Румянцев предпочел старой линейной тактике атаку колоннами.
Использование атаки колоннами имело важное значение в военной тактике. Недостатками прежнего линейного расположения было то, что армию нужно было построить в несколько шеренг, и атака теряла свою внезапность. Наступление в таком случае проходило слишком медленно. Кроме того, не всегда было целесообразно атаковать широким фронтом. Напротив, атака колонной носила быстрый и неожиданный характер. Атака колоннами в дальнейшем получила широкое распространение.
ПОЯВЛЕНИЕ ЕГЕРЕЙ В РУССКОЙ АРМИИ
При осаде Кольберга Румянцев фактически ввел в русской армии новые соединения легкой пехоты – соединения егерей. Егеря хорошо проявляли себя в стесненных проходах (в военной теории такие проходы еще называются дефиле), в лесных пространствах. Интересно, что идею создания егерских соединений Румянцев «подглядел» в прусской армии. В прусской армии егеря успешно справлялись там, где нужно было воевать поодиночке или малыми группами.
НЕНАЧАТАЯ ВОЙНА
Взятие Кольберга в 1761 г. стало последним крупным успехом русских в Семилетней войне. Приход к власти Петра III завершил участие России в Семилетней войне. Петр III настолько обожал Фридриха Великого, что был готов отдать ему все завоеванное Россией в ходе войны. Более того, Петр III планировал уже воевать на стороне Фридриха против Дании. Командование было доверено Румянцеву. Однако это война не состоялась: уже в 1762 г. Петр III был свергнут в ходе дворцового переворота.
ПРИХОД ЕКАТЕРИНЫ К ВЛАСТИ
1762 год оказался довольно необычным в русской истории. Фельдмаршал Миних пошутил, что он еще ни разу не жил при трех императорах одновременно. Действительно, еще был жив арестант Шлиссельбургской крепости Иоанн Антонович. Неделю после своего свержения вплоть до своей смерти Петр III находился в Ропше. С другой стороны, официально императрицей уже была Екатерина.
В этой неразберихе Румянцев решил действовать осторожно и не сразу присягнул императрице. Это вызвало недовольство у нее, и в личной беседе она решила узнать, в чем дело. Румянцев ответил прямо: при живом императоре присягать кому-либо еще - значит соучаствовать в перевороте.
РЯБАЯ МОГИЛА
1770 год стал «звездным» для Румянцева. Целью кампании был выход к Дунаю. В июне 1770 г. состоялось первое крупное сражение. Противник расположился на высотах возле Рябой могилы. Но Румянцев нашел «ключ» к победе. Он решил атаковать турок … с нескольких сторон сразу. Турки, увидев, что на них напали сразу с трех сторон, побежали с паникой, и от окончательного истребления их спасли только быстроногие кони. «Как жаль, что турецкие лошади быстроходнее наших», - сетовал Румянцев.
ЛАРГА
Не прошло и трех недель, как Румянцев преподал новый урок туркам – при реке Ларге. Турки укрепили свой лагерь за этой рекой. В полной темноте войска Румянцева переправились через Ларгу. Главный удар был нанесен по правому флангу турок, при этом дивизия Племянникова с целью замаскировать главный удар и оттянуть часть сил атаковала левый фланг.
Ларга стала символом новаторства в области военной тактики. Вместо прежней линейной тактики войско было разбито на несколько каре, которые были мобильны и запутывали действия противника. Румянцев добился серьезной победы, притом что русские войска уступали туркам по численности более чем в два с половиной раза!
КАГУЛ
Успехи Румянцева летом 1770 года шли по нарастающей. Сначала Рябая Могила, затем – более убедительная победа при Ларге. Но самой блистательной стала победа при Кагуле. У Румянцева не было даже 30-тысячного войска, а он разгромил 150-тысячное турецкое!
Сейчас легко говорить о победе Румянцева, но положение русских войск перед битвой было критическим. Русскому войску отчаянно не хватало провианта, кроме того, оно было зажато в узкой местности между реками и озерами. Еще турки хотели сами нанести удар в тыл русской армии.
Чтобы сделали мы на месте Румянцева? Мы могли бы отступить к более укрепленным позициям и дожидаться провианта. Но это было бы совершенно не по-румянцевски. Он решил наступать.
Начало боя далось нам нелегко: турки были готовы смять несколько русских колонн. Наблюдавший за ходом битвы Румянцев, однако, не терял уверенности. «Теперь настало наше дело», - сказал он, и бросился в гущу битвы.
Румянцев обладал необыкновенной харизмой, и его включение в бой сделало свое дело. Русские немедленно перешли в контратаку и теперь уже до конца сохраняли инициативу в битве.
Июльские успехи Румянцева при Ларге и Кагуле не остались незамеченными. Румянцев получил за них высший военный орден – орден Святого Георгия 1 степени. Он стал первым полководцем, который получил высшую степень Святого Георгия. А самым первым кавалером 1 степени, разумеется, была Екатерина Великая, которая возложила орден на себя в честь его учреждения в 1769 году.
Анализируя свои победы, Румянцев гордо заявлял: «Русские подобно древним Римлянам, никогда не спрашивают: сколько неприятелей, но где они?»
Потом еще была русско-турецкая война 1787 – 1791 гг., но здесь Румянцев оказался «лишним». Не желая выполнять вспомогательную роль при Потемкине, Румянцев отказался от командования армией. Последние свои годы Петр Александрович прожил в своем имении в Полтавской губернии. Умер он в 1796 г., почти на месяц пережив великую Екатерину.
👉 А ВАМ ПОНРАВИЛИСЬ ИСТОРИИ ПРО РУМЯНЦЕВА? ПИШИТЕ В КОММЕНТАРИЯХ И НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА КАНАЛ!
Смотрите также:
"Без лести предан": 10 историй из жизни Аракчеева
https://zen.yandex.ru/media/id/60f522cb6de0994484ef9357/611611df00e2a54b2c67fb67
Обо мне
https://zen.yandex.ru/media/id/60f522cb6de0994484ef9357/610554b849aa541e4a8bd70d