... Ранее мне удалось поменять свой Днепр на Жигу "Копейку" в грустном виде - буквально по ключам и гайкам. И эта-то "Копейка" перевернула в дальнейшем мою судьбу... (Предыдущая часть повести)
Эту "Копейку" я восстанавливал на СТО сети Сло-50, в Черногорске. Обошлась мне она ни много-ни мало - в 3 тысячи 200 рублей, зато всё новое и тачка, как с завода. Машины тогда хватали, как горячие пирожки. Не выезжая со станции, родилось предложение продать машину, один златозубый со Средней Азии купил её у меня за 7 тысяч. Сказал: хочу ещё! Так я и начал крутиться - находил автохлам по совхозам, покупал, восстанавливал и продавал. Запчастей не было - дефецит, но за условные еденицы было всё. Главное - не нарушать баланс! Хотя и сотка прибыли в Союзе это очень хорошо, а с продажи тачки меньше "косой" и быть не могло! А тысяча советских денег - это просто космос! Ведь даже со ста рублями в кармане, рабочий в Союзе мог уехать в любой город Союза и начать там жить!
Пока я занимался своими машинами, начальник СТО приметил мои способности доставать запчасти на весь #отечественный автопром : от жиги до запорожца. Потому, продав очередную шестерку, ломая голову куда сбежать от укрупнения, поступило предложение придти работать на уже знакомое мне СТО, инженером по снабжению. Я согласился. Так я и ушел с колонны, а потом и добрая половина мужиков разбежались.
Все станции Союза тогда медленно помирали. Обдумав всё, родилось у меня рацпредложение - как выживать будем! Начертил я бизнес-план, по-нынешнему. Начальник СТО - мужик умный, выслушал, всё понял и согласился со мной. Уже тогда автоколонна МАТАФ в Минусинске раздавала машины в аренду.
Устраиваешься к ним водилой, берёшь машину, оформляешь аренду и работаешь штатно, через счета колонны. Но было это преждевременно и выходило криво. В головах водителей сдвиг происходил: машина моя - еду куда хочу и как хочу. Аренду в колонну привёз - делай, что хошь! Неумные быстро угомонили машины - они и в туалет на них ездили. Умные не вывезли логистики. А вот состоятельные сберегли тачки, кое-как натягивая аренду, дождались распада колонны и... выкупили свои КамАЗы за гроши, которые потом и сделали им бизнес в середине 90-х.
Так, по приходу на СТО, родился у меня план: берём в аренду грузовик для доставки запчастей, на меня и начальника в равных долях. Оформляем кооператив на базе предприятия. Я в кооперативе работаю водилой, с пакетом капитала 50%. Дело в том, что в Союзе гос.предприятие не могло купить запчасти за нал, по цене выше завода, (ОБХСС сразу в гости) а кооператив мог. Кооператив не мог иметь собственности и имущества, а госпредприятие - запросто. Кооперативу не оформляли госкредит, а госпредприятию - пожалуйста! Такой вот симбиоз тогда рождали все!
На этапе регистрации кооператива включили и главбуха. Сложили все средства, обошлись без кредитования. Доли поделили поровну.
К тому моменту уже начали разваливаться ОРСы, разные Облснабы, Крайснабы, и Потребсоюзы. Так мне удалось взять в аренду, а позднее перевести на баланс СТО, три машины ЛиАз-110 Шкода. В ушатаном виде.
Из трёх собрал две, но зато какие! Высокие кабины, краска металлик, колпаки на колёса - всё, как на выставку. Моторы на машинах были мёртвые, их я заменил на моторы ЯМЗ 238 турбо - чудо, а не мотор! Всё в хроме и качественной покраске. Шутка ли - своё СТО! Спойлера, обвесы... Телеги по 12 метров и два 20-ти футовых контейнера. Так и началась моя первая работа на себя!
Два контейнера были нужны, чтоб грузить запчасти на разных заводах, не вскрывая пломб. А главное вот что: после загрузки контейнеров заезжаешь под кран и разворачиваешь их воротами друг к другу. Хрен их потом мент проверит и начинавшийся уже дорожный бандитизм вскроет! На вторую машину я посадил друга, но, к сожалению, ошибся - друг постепенно потерял берега и разбил машину. С тех пор я больше с друзьями и родней не работаю!
Дальше начались "американские горки"! Страну лихорадило не по-детски и нас вместе с ней тоже. В конце 90-х бандиты отжали у нас бизнес СТО, но мне снова повезло - я чуть раньше отошёл в автоперевозки. ЛиАЗы откатал, вывел средства и вышел, оставив всё на сервисе. В 1999 году мы под станцию взяли гос.кредиты, отдавать которые уже не пришлось. Я тогда в долларах всё сохранил.
В том же 99-м открыл фирму по доставке запчастей для горнорудных предприятий Монголии. Купил новенькие Супер-МаЗы - три сцепки и пошло дело на девять лет. Потом уже монголы поумнели и перешли на китайскую технику - мой бизнес сдулся. Но я и к этому был готов - к тому времени имел уже два Питербилта и торговую базу в Улан-Баторе. Монголы хорошо брали наше Абаканское пиво, яйцо, молочку, муку и соль. Назад я вёз мясо и кожу.
Монголы хватали, да и сейчас готовы хватать, составами. Сено, солому, соль, муку - только вези! Они по-прежнему вели расчёт натуральным обменом. Наши жопореформаторы и оптимизаторы разгрызлись с монголами, решив их нагнуть, но монголы уже скорешились с Китаем и ввели для нас повышенные пошлины. Взамен, наши жабы ввели бессрочный мораторий на мясо и товары из Монголии, под видом опасности распространения коровьего бешенства и бубонной чумы. Тогда-то и развалилось всё окончательно, включая Абаканский мясокомбинат!
Я переключился на перевозки продуктов и товаров народного спроса из Китая. Бизнес так себе, поэтому в 2011-ом году купил три китайских тягача Хово А-7, три китайских трала к каждой машине от 50 до 120 тонн грузоподъемностью и начал новый вид деятельности, чередуя с рейсами на Китай. До 2017 года я продержался на плаву, постепенно отошёл от магистральников, к 2014 году оставив в своём автопарке только негабарит. Сейчас ушёл и от этого - свернул автобизнес, как нерентабельный и не имеющий смысла. В 2017 году построил в Абакане крупный техцентр и живу им по сей день.
Теперь я настоящий директор: сам руками не работаю и всё нормально. На грузовиках же всегда ездил сам, #за рулём, всегда одну машину держал для себя. Наверное, стоит объяснить, почему...
Продолжение ЗДЕСЬ.
Повесть близится к своему завершению, Друзья, и мне от этого даже немного грустно. Редактируя текст, собирая его воедино из писем и комментариев Андрея, я словно сама проживала эту жизнь, погружалась в колоритную атмосферу Монголии, палила колодки на горных перевалах Алтая и наблюдала за крахом #ссср... Если у Вас те же ощущения - поддержите автора 👍🏽 и комментарием. А нажав ЗДЕСЬ, Вы можете вернуться на начало повести.
Не прощаюсь - оставайтесь с нами "В канале" и будьте здоровы! 🤗
🚚 Что монголу хорошо - то русскому жена не велит! Шестая часть повести
🚚 В бой идут одни... мужики? Честно о моём канале
🚚 Мальчик Слава, который вырос в кабине на полике и проработал шофёром почти 40 лет