Найти тему
ЛИЧНОСТИ ОБЩАЮТСЯ

Роль старшего брата

Оглавление

Наблюдая за внуками и их сверстниками, я подметил несколько полезных особенностей, которыми и хочу сегодня поделиться. Поговорим о роли старших детей в семье и возможностях её усилить.

Когда я слышу фразу «все дети одинаковые», это вызывает улыбку. Они все – разные личности. Притом – от самого рождения. В былые времена новорожденных содержали отдельно от мам в общей палате. И в каждом полусонном личике уже просматривался характер, отличавший его от остальных. Довелось лично наблюдать.

Но при всей индивидуальности каждого ребёнка младших тянет к старшим. На то есть причины.

  1. Возрастная близость. Старший брат или сестра ещё сами с удовольствием играют в игрушки, бегают, прыгают, возятся с котятами. Игровая форма общения им ближе, чем взрослым. Следовательно, младшим общаться с ними проще.
  2. Эмоциональный фон. Играют старшие дети ярко, увлечённо. Именно эмоции привлекают младших. Ведь старшие выглядят такими счастливыми, когда самозабвенно гоняют мяч или играют на компьютере.
  3. Повторение увиденного. В раннем возрасте ребёнок копирует то, что видит. Так перенимаются сперва элементарные навыки (ходить, брать, самостоятельно есть). Затем – поведение окружающих. При этом частенько младший ребёнок остаётся на попечении старшего в то время, пока взрослые заняты бытом. Потому примером для подражания в манерах и занятиях становится первенец.

Роли старших детей

Но у старшего ребёнка задачи более сложные. Да и некоторые умения уже наработаны. Однако любая пропасть может стать стимулом к её преодолению. Наглядный пример с эмоциональным зарядом направляют малыша к игрушкам «не по годам». А что ещё делать, если перед глазами тот, кого приставили опекуном, самозабвенно играет в футбол во дворе, гоняет на велосипеде, что-то мастерит или бьётся над прохождением очередного уровня компьютерной игры?

Возможности и ограничения

Вот вам и раннее развитие. Притом – сугубо на домашних ресурсах. К началу XIX эту возможность века изучил Джозеф Ланкастер. И даже создал систему обучения: знаменитые ланкастерские школы. Однако дальше школьного образования дело не пошло.

Подвох таился в подростковом кризисе. В период самоутверждения хочется:

  • научиться самому принимать решения;
  • отстаивать собственное мнение;
  • иметь и защищать нечто своё.

Он сам с трудом разбирается с разницей между семейной ответственностью и независимостью. Потому забота о младших воспринимается, как тягостная обязанность.

Увы, увлечённое «делай как я» частенько заменяется на «не мешай». Какое уж тут обучение. Для начала самому бывшему предводителю детских игр необходимо пройти самоопределение.

Почётное звание «СТАРШЕГО»

Однако благодатный пример старшего ребёнка не проявится сам собой. Но этому можно поспособствовать. Для того, чтобы рождение младшего ребёнка пошло на пользу первенцу (а не привело к ревности), родителям полезно поощрять новый статус – старший брат / сестра.

  1. Уважение. Быть старшим – значит быть опорой и поддержкой в воспитании малыша. Принять часть обязанностей и ответственности. Это – почёт. Об этом следует напоминать, отмечать успехи помошника.
  2. «Передай опыт». Направлять старшего на обучению играм и правилам семьи. «Покажи, как ты это научился делать».
  3. «Давай вместе». Подсказывать, что общее занятие увлекательнее. Будь то мытьё рук перед едой, домашняя уборка или игры. Увлекает то, во что вовлекают. Впрочем, решать вам!