Найти тему
Подвал Истории

Займите ваше место: сидячий этикет Версаля – или когда «размер имеет значение»

Сидение считалось привилегией в присутствии королевской семьи, и как таковое было привилегией немногих. Как и во всем остальном, во времена Людовика XIV в Версале правила придворного этикета с каждым годом становились все более сложными и запутанными: одни могли сидеть рядом с принцами, другие, – если только особа королевской крови отсутствовала.

Двор Людовика XIV. Изображение: Pinterest
Двор Людовика XIV. Изображение: Pinterest

Но кроме того, существовало еще одно жесткое правило, и соблюдение его было совершенно непреложным, в зависимости от ранга полагался тот или иной тип сиденья. То есть это был как раз тот момент, когда «размер имеет значение». Но абсолютному большинству придворных при Дворе была пожалована привилегия всегда стоять.

Мольер ожидает аудиенции в приемной короля Людовика XIV. Фрагмент. Автор картины Франсуа Фламенг.  (1856-1923). Изображение: Pinterest
Мольер ожидает аудиенции в приемной короля Людовика XIV. Фрагмент. Автор картины Франсуа Фламенг. (1856-1923). Изображение: Pinterest

Поди попробуй тут разобраться, кто должен сидеть, а кто стоять, но на самом деле всё при Дворе Короля-Солнце было продумано до мелочей и соблюдалось неукоснительно. Особая привилегия предоставлялась исключительно герцогиням и принцессам: принцессам выделялось кресло со спинкой, а герцогиням – табурет. Они имели честь табурета (стул без спинки) – в присутствии короля и королевской семьи. Однако, если герцогиня была с внуком короля Франции, у нее мог быть стул со спинкой.

Мари Казимира Луиза де Ла Гранж д’Аркьен. Портрет работы Яна Трициуса  (1620–1692). 1670-е годы.  Дворец-музей в Вилянуве. Варшава. Польша
Мари Казимира Луиза де Ла Гранж д’Аркьен. Портрет работы Яна Трициуса (1620–1692). 1670-е годы. Дворец-музей в Вилянуве. Варшава. Польша

Французский Двор был эпицентром изощренности, и, конечно, каждый Двор в Европе знал, что и как происходило в Версале. Король Польши Ян III Собеский женился на Мари Казимире Луизе де ла Гранж д'Аркьен (француженке по происхождению), и он слишком хорошо знал, через какие обручи его Марысенька была готова прыгать, чтобы добиться своего табуре́. Он якобы однажды сказал: «Подумать только, как она жаждет этого жалкого стула, на котором никто не может сидеть спокойно!».

Это табурет эпохи Людовика XIV, монополия на который принадлежала герцогиням. Из открытых источников
Это табурет эпохи Людовика XIV, монополия на который принадлежала герцогиням. Из открытых источников

В Версале на праздниках и балах рассадка была организована в зависимости от двух вещей: места, где находился король, и ранга сидящего. Чем ближе вы были к королю, тем, разумеется, выше был ваш ранг. И тут уже возникал вопрос о типе предоставляемого сиденья.

В общем, звание придворного или принца предопределяло вид места для сидения: кресло, кресло без подлокотников, диван, высокий табурет, низкий табурет или отсутствие сидячего места вообще. (Да, почти как в наших поликлиниках, где в очереди к врачу на 20 человек всего два колченогих стула, в лучшем случае сиротливая скамейка под стенкой).

Кресло эпохи Людовика XIV. XVII век. Галерея Мазарини. Париж. Франция
Кресло эпохи Людовика XIV. XVII век. Галерея Мазарини. Париж. Франция

Королю и королеве было предоставлено удобство мягких кресел. Единственными людьми, удостоенными такой же чести, были другие монархи, заезжавшие в Версаль с визитом. Сюда входил и изгнанный король Англии Яков II со своей королевой, а также другие королевские особы.

Жюли Филипо. Расин читает Аталию Людовику XIV и мадам де Ментенон. Лувр. Париж. Франция
Жюли Филипо. Расин читает Аталию Людовику XIV и мадам де Ментенон. Лувр. Париж. Франция

Кстати сказать, эта табель о рангах и право сидения стали при Дворе верным признаком тайного брака Людовика XIV с мадам де Ментенон (этот морганатический брак всеми силами пытались скрыть), поскольку последнюю часто видели сидящей в кресле в присутствии короля, чего король никогда бы не допустил, если бы они не занимали одинаково высокое положение.

Маркиза де Монтеспан. Изображение: Pinterest
Маркиза де Монтеспан. Изображение: Pinterest

А вот его величайшая из любовниц, негласная королева Франции мадам де Монтеспан, так и не обзавелась табуретом, поскольку её муж отказался принимать эту милость, и царица Версаля продолжала стоять, хотя и была матерью нескольких детей короля.

Точно так же неофициальная вторая жена le Grand Dauphin (совсем неаристократическая мадемуазель де Шуэ́н) сидела в кресле, когда присутствовал её муж.

Мария Эмилия Тереза де Жоли де Шуэн, морганатическая жена Людовика – Великого Дофина. Изображение: Pinterest
Мария Эмилия Тереза де Жоли де Шуэн, морганатическая жена Людовика – Великого Дофина. Изображение: Pinterest

Дети короля могли потребовать себе табурет только в присутствии отца. Принцессы крови обычно имели право на стул со спинкой, но не кресло с подлокотниками.

Кардиналы могли сидеть на диване, когда принц крови находился в комнате, но, если входила королева, кардиналу приходилось пересаживаться на табурет.

Пара позолоченных деревянных табуретов эпохи Людовика XV. XVIII век. Галерея Мазарини. Париж. Франция
Пара позолоченных деревянных табуретов эпохи Людовика XV. XVIII век. Галерея Мазарини. Париж. Франция

Высокородная знать могла сидеть только тогда, когда была в комнате с принцами и принцессами крови.

Изображение: Pinterest
Изображение: Pinterest

Все, кто не входил в эти категории, должны были стоять – независимо от возраста и состояния. Итак, как я уже говорил, для большинства дворян придворная жизнь требовала много времени стоять ходить и танцевать, но очень мало сидеть (тут тебе и варикоз, и проблемы со спиной, мозоли и полиартрит. И ради чего, спрашивается?!)

Да уж, борьба за стул при Дворе была нешуточной. Так, например, принц де Сальм поставил условием заключения брака между членом его собственной семьи и дочерью герцога де Кро: брак должен был состояться только в том случае, если отец невесты сможет добиться для неё права сидеть при Дворе. Герцог де Кро немедленно воспользовался своими связями с принцем де Суби́зом, фаворитом Людовика XV, и получил-таки эту честь для своей семьи.

Чезаре Аугуст Детти. Людовик XV в тронном зале. Изображение: Pinterest
Чезаре Аугуст Детти. Людовик XV в тронном зале. Изображение: Pinterest

Возникали и серьезные споры по поводу права стула, о них мы знаем во многом благодаря бесчисленным воспоминаниям того времени.

В одном из случаев герцог Лотарингский стал источником проблемы. При французском дворе он имел титул Иностранного принца, но он недавно ездил за границу. Там – при Дворе австрийского императора – ему предложили кресло. Вернувшись, он попросил того же для себя и при Дворе Людовика XIV, который ему отказал. Как сказал король, «у каждого монарха свой этикет». Но все же эта история получила продолжение, и проблема была решена. Месье (Филипп, герцог Орлеанский, брат короля) предложил герцогу компромисс в виде стула со спинкой, на что Луи Лотарингия согласился.

Леопольд I, герцог де Бар и Лотарингия. Портрет работы Никола Дюпюи, (1703 г.) Музей изящных искусств Нанси. Франция
Леопольд I, герцог де Бар и Лотарингия. Портрет работы Никола Дюпюи, (1703 г.) Музей изящных искусств Нанси. Франция

Однако герцогу Лотарингскому этого показалось мало. Вследствие этого запланированную поездку герцога и герцогини Орлеанской в ​​Бар (где была резиденция герцога Лотарингии) пришлось отменить, чтобы избежать дальнейшего конфликта (чудеса, да и только. И это все из-за стула с подлокотниками. Да уж, как сказал Цицерон: «O tempora, o mores!»)

Франсуаза де Бранкас, принцесса д'Аркур. Изображение: Pinterest
Франсуаза де Бранкас, принцесса д'Аркур. Изображение: Pinterest

А немного позднее, в 1699 году, дом Лотарингии стал причиной очередного скандала из-за сидячих мест. Герцогиня Бургундская была хозяйкой вечера, на который дамы Лотарингии намеренно прибыли слишком рано, чтобы они могли сидеть на ближайших к хозяйке стульях. В конце концов, после долгих препирательств принцесса д'Аркур (еще та дамочка, о ней я писал ЗДЕСЬ), ухватила герцогиню и потащила её с места!

Одно из немногих исключительных мест было во дворце Марли́, где король позволял своим придворным гораздо более свободное расположение табуретов и стульев – это еще одна причина, по которой приглашение туда было столь желанным.

Вечеринка во дворце Марли. Изображение: Pinterest
Вечеринка во дворце Марли. Изображение: Pinterest

Поскольку получить место (табурет) являлось великой честью, у монарха было принято тем, кто недавно получил право на место, давать возможность публично продемонстрировать это право. Обычно это происходило, когда монарх либо предлагал «новичку» сесть (обычно так поступал король, поскольку считалось вежливым позволить дамам сидеть), либо садился сам. Так, к примеру, Мария Лещи́нская приняла герцогиню де Шатийо́н, которая недавно была возведена в этот ранг, и сразу же заняла свое кресло, что позволило новой герцогине сесть.

Пара табуретов эпохи Людовика XVI из белого лакированного бука, сиденье набито конским волосом, верх из шерстяного синего бархата. Галерея Мазарини. Париж. Франция
Пара табуретов эпохи Людовика XVI из белого лакированного бука, сиденье набито конским волосом, верх из шерстяного синего бархата. Галерея Мазарини. Париж. Франция

Сидячий этикет был вопросом не только права, но и служебных обязанностей. Долг каждого, кто устраивал вечеринку в Версале (что мог сделать любой, у кого есть приличные апартаменты), убедиться в наличии необходимого количества стульев – и стульев правильных сортов.

Кресло Людовика XIV с королевскими лилиями. XVII век. Галерея Мазарини. Париж. Франция
Кресло Людовика XIV с королевскими лилиями. XVII век. Галерея Мазарини. Париж. Франция

Даже брату короля невозможно было получить достойное место в присутствии монарха. Филипп, герцог Орлеанский, просил о такой чести у своего брата, но получил отказ. Это не только было бы нарушением этикета, но и послужило бы собственным интересам Филиппа, чтобы подчеркнуть его положение при Дворе. Как рассуждал Людовик XIV, если все сядут, что же будет отличать короля от барона?...

Спасибо, что дочитали. Это дает стимул для новой работы. Буду благодарен за лайки (ставьте пальцы вверх – так я буду знать, что вам понравилось), за подписку и за ваши комментарии. Ниже ссылки на другие мои статьи: