Найти тему

Как я крышевал депо Крюково

Оглавление

«Крышевик». Часть 1

Некоторое время назад, случилось мне устроиться на работу в депо #крюково . Написано об этом было немало, и мы продолжаем цикл рассказов. Так сложилось, что в нашей бригаде не было «крышевика», то есть слесаря, который занимался бы обслуживанием крышевого оборудования электропоезда. Мастеру, у которого и так работы хоть отбавляй, приходилось лично лазить наверх и проводить осмотр. Однако время шло и после того как я получил 4-й разряд, мастер предложил занять эту вакантную должность.

Работа предстояла относительно лёгкая, пыльная, но ответственная, ведь один сломанный токоприёмник, может на несколько часов, поставить «раком» всё Ленинградское направление, а вслед за ним, в ту же позу поставят уже начальника депо, а за ним... В общем, вы догадались, насколько это была ответственная должность!

1. Автор на рабочем месте в депо Крюково
1. Автор на рабочем месте в депо Крюково

Пройдя обучение и небольшую стажировку я приступил к самостоятельной работе. Да, вам не показалось, действительно было обучение. Вообще, из всех руководящих сотрудников депо, с которыми я успел поработать, обучением занимались только мастер Николай Климашевский и бригадир Эльдар Зарипов, за что им огромный респект. Пройдя по крыше электрички мастер объяснил суть работы, технику безопасности и допуски, а Эльдар с непередаваемым энтузиазмом рассказал про назначение всех узлов.

Обязанности мне были понятны, не так там и сложно. Но сначала нужно как-то попасть на крышу электрички, а это на полигоне #ржд не так просто. Техника безопасности же! Сначала дежурный по депо снимает напряжение с контактного провода. Для информативности, над канавой установлена световая сигнализация: красный сигнал говорит о том, что напряжение есть, а зелёный о том, что контактный провод обесточен, можно приступать к работе. Как только загорается зелёный, мастер вешает заземляющую штангу и даёт команду на начало работ. Но дальше следующий этап допуска – нужно раздобыть ключ от смотровой эстакады, находящийся в дежурке в специальном щитке. При этом, если из щитка достать ключ от необесточенной эстакады, то сработает звуковая сигнализация.

2. Дежурка депо Крюково и тот самый щиток. Фото из архивов ТЧ-6
2. Дежурка депо Крюково и тот самый щиток. Фото из архивов ТЧ-6

Если всё нормально, то с ключами и инструментом можно подниматься на эстакаду, где имеется калитка с 2 замками, нижний открывается тем самым нужным ключом, а верхний, магнитный, открывается только при снятом напряжении с контактной сети. Наверху так же необходимо установить дублирующую заземляющую штангу, которая возьмёт на себя весь удар, если кто-то снимет первую и подаст напряжение. Вся эта система сделана для того что бы не дать слесарю случайно выйти на крышу электрички и получить удар током.

3. Смотровая эстакада депо Крюково. Автор фото Женский машинист.
3. Смотровая эстакада депо Крюково. Автор фото Женский машинист.

Но, как наверное уже догадались постоянные читатели канала, вся эта чудо система не работает. Щиток в дежурке висит больше для красоты, а калитка на эстакаде открывается пальцем, умело просунутым через решётку.

Однажды я так чуть не погиб.

В прошлой статье уже писалось про систематические нарушения режима труда и отдыха сотрудников ТО-3. Но в эту смену было что-то из ряда вон выходящее. Электричку мы закончили сдавать в 5 утра, а в 8 уже надо было быть на очередной утренней планёрке. Естественно, что после двухчасового сна мозг не соображал ровным счётом ничего, а тело работало на автомате. Захожу в дежурку, без всякой задней мысли беру ключи, в цеху на сигнальные лампы не посмотрел вообще, поднимаясь на эстакаду оттолкнул висящую в проходе штангу (хотя она как бы должна висеть на контактном проводе), открываю калитку, ставлю сумку с инструментом на крышу вагона, беру дублирующую штангу и вешаю её на контактный провод… А тут как звезданёт, аж искры из глаз посыпались, а сознание моментом вернулось в спящее тело. Моему взору открылся подгоревший контактный провод, с большой зазубриной на месте куда я пытался повесить штангу. Аккуратно вешаю её на место, забираю инструмент и спускаюсь вниз, надеясь, что мастер этого не видел, зная, что за нарушение ТБ он всегда готов добить случайно выживших слесарей. Но тут ещё случилась небольшая проблема, ведь я снял напряжение по всему депо. Но на моё счастье, в этот момент, в парк отстоя заползал 095-й «сарай» и снятие напруги списали на него. Естественно после этого случая я стал более бдительным, и пока сигналка не засияет зелёными огнями, а штанга не будет висеть на контактном проводе, то хрен я поднимусь на крышу.

4. Электропоезд ЭТ2М-095, на который списали мои грехи. Фото автора.
4. Электропоезд ЭТ2М-095, на который списали мои грехи. Фото автора.

Ладно, не будем о страшном грустном. Ведь я же не рассказал про суму работу. Осмотр начинается с головного вагона: осматриваются сопротивления преобразователя а также провода подходящие к ним и насколько надёжно они закреплены, если провода разболтались их нужно подтянуть иначе во время движения они могут отлететь. Мы ведь уже писали, как случается гибель людей из-за элементарно незатянутого винтика. Также нужно проверить целостность провода, если он частично перебит, то необходимо его обрезать, зачистить и воткнуть в крепление. Далее визуально осмотреть антенну радиостанции. Если в бортовом журнале есть замечание, что плохо светит прожектор, то необходимо вскрыть расположенную над кабиной коробочку, подкрутить сопротивления прожектора.

Теперь переходим к самому интересному – осмотру моторного вагона. Самым важным и самым уязвимым элементом тут является токоприёмник (пантограф). Для начала осматриваем изоляторы на предмет трещин или же утечек тока. Если имеются сколы и трещины, то изолятор подлежит замене, если видны следы утечки, то место утечки нужно зачистить и покрыть специальным лаком.

5. Токоприёмник электропоезда серии ЭТ2
5. Токоприёмник электропоезда серии ЭТ2

После этого осматриваем раму токоприёмника на предмет механических повреждений и трещин, осматриваем целостность медных шунтов. Потом производим визуальный осмотр полоза токоприёмника на предмет механических повреждений, а так же сколов угольных вставок.

Отдельно хотелось бы сказать по поводу сколов на угольных вставках. При обнаружении скола (особенно сильного) нужно запомнить в каком именно месте этот скол находится. И при осмотре других полозов искать повреждения в том же самом месте. Если на электричке все полоза повреждены с одной и той же стороны, нужно немедленно доложить об этом мастеру, мастер передаст сообщение в службу ЭЧ (они обслуживают контактную сеть). В случае если одинаковые повреждения есть сразу на нескольких электричках, то уже поднимут лабораторию контактной сети и прогонят её по маршруту следования этих поездов.

6. Вагон-лаборатория курсирует по каждому пути не реже двух раз в месяц, но иногда может выехать и внепланово
6. Вагон-лаборатория курсирует по каждому пути не реже двух раз в месяц, но иногда может выехать и внепланово

Далее нужно проверить исправность и плавность хода кареток, к которым крепится сам полоз (дело в том что полоз не приварен намертво, к раме токоприёмника, а подвешен на каретках, благодаря чему может наклоняться как вперёд, так и назад, в зависимости от положения контактного провода).

7.
7.

Если полоз наклоняется туго или не наклоняется вообще, то каретку следует немедленно заменить.

И теперь мы подошли к самому главному и самому геморройному процессу: проверке силы нажатия токоприемника на контактный провод. Для этого нам потребуется либо помощь друга, либо нам придется пройти около километра. Почему? Сейчас объясню.

Всё дело в штуке под названием РББ (Реле Блокировки Безопасности) или говоря проще: защите от дурака.

На каждом подвагонном ящике и лестницы сбоку вагона установлены специальные кнопки, соединенные между собой проводом. Если все ящики закрыты а лестница сложена, то все кнопки нажаты, электрическая цепь замкнута и на пневмопривод токоприемника поступает ток. Но если вдруг машинист или слесарь, по ошибке, решит открыть подвагонный ящик, то цепь разомкнется и токоприемник автоматом рухнет. Тем самым не позволив сотруднику травмироваться током.

Как вы уже поняли, на время проведения ТО, вся подвагонка открыта. И нужен второй человек внизу, который будет принудительно замыкать эти реле и поднимать «оглобли». Но свободного народу как всегда нет, поэтому мы спускаемся в состав, идём по вагонам и всем, что попадется под руку закорачиваем все реле. Затем из кабины управления поднимаем токоприёмники на всём составе, берём динамометр (штука похожая на безмен) и идём снимать характеристики.

8.
8.

Динамометр цепляется к верхней части рамы токоприёмника и далее, держась за специальную ручку снизу, мы сначала опускаем токоприёмник, а затем поднимаем. При опускании сила нажатия должна быть 8-9 кгс а при подъеме 5-6 кгс. Если нажатие сильнее или слабее, то его необходимо отрегулировать, путём вращения пружин. Зимой же нажатие увеличивается до 10 и 7 кгс соответственно, это делается для улучшения токосъёма с замерзшего контактного провода.

Закончив с характеристиками спускаемся опять в кабину управления нажимаем кнопку «опустить токоприёмники» и тут же вылезаем в форточку, смотреть насколько быстро они опустились. Если к моменту когда мы вылезли рога уже лежат, значит всё нормально, а вот если какой-нибудь пантограф ещё опускается, то у нас проблемы. Нужно идти на тот вагон и найти причину его неправильной работы. В противном случае, при медленном опускании может возникнуть электрическая дуга и пережечь контактный провод.

На этом мы и закончим первую часть рассказа. На самом деле, работа в депо весьма монотонная и рутинная, поэтому в перерывах между сменами мы с друзьями стараемся как можно больше путешествовать! К примеру, в 2020 году мы проехали на велосипедах всю железнодорожную линию от #великий новгород до #чудово ! Рассказы об этой поездке вы можете прочитать на нашем канале.

На этом всё продолжение следует!

Другие части цикла о моей работе в депо Крюково. Зайдите пожалуйста, если ещё не читали.

До скорых встреч и хорошего настроения!