Осень для меня самая творческая пора. В средней полосе август уже часто наполняется её дыханием... Ещё зеленеет листва, но в воздухе появляется еле уловимый элемент "металла" - дышится легче, уходит суета самой деятельной поры, впереди уже маячит новый год. Для многих древних народов именно осень была точкой Перемены, перед которой так важно остановиться, успокоиться, оглянуться вокруг и заглянуть внутрь себя.
Я продолжаю вспоминать свои школьные годы. Теперь это уже шестой класс, теперь уже в другой школе, пять лет я благополучно пропустил по здоровью. Новый класс, новые встречи и новые впечатления.
Медведниковская гимназия
Осеннее утро в коммуналке Плотникова переулка всегда бодрое. Колонку с утра зажигать не принято, соседей около дюжины, все спешат, и потому желательно проскочить до других к единственному, всегда шипящему крану над массивной чугунной раковиной. Благо, что наша комната находится в самом конце длиннющего коридора, как раз рядом с ванной комнатой.
Потолки в доме высоченные, воздух ещё не нагрет дыханием людей, жёлтый свет 40 ваттной лампочки спорит с холодным, проникающим из литых стеклянных блоков. Струя бешено шипит, перекручивается и беспощадно брызгается. Зубной порошок не хочет отлипать от дёсен. Сухой, плоский и длинный хозяйственный обмылок не хочет мылиться... А из под двери уже потягивает чем-то съедобным - общая кухня на противоположном конце коридора, ближе к входной двери, и запахи нехитрой снеди с трёх газовых плит, спешат затянуться в открывающиеся двери. Весёлые голоса Пионерской Зорьки и предстоящий тёплый завтрак поднимают настроение. Конечно, ещё лучше, когда из радиоточки слышны забавные голоса Радионяни, но это по субботам.
Несколько отрывистых звонков, непривычных для раннего часа - это за мной зашёл одноклассник Лёха. Вместе идти веселее и не так волнительно. Главное, чтобы в этот день не были заданы стихи наизусть, иначе не повторишь по пути - Лёха будет отвлекать, а ему всё равно, он тройке рад как удаче. Бабушка вздыхает и ставит на стол ещё один прибор - гость приходит нескрываемо голодным - родители с утра не кормят. В моей голове подобный порядок вещей не укладывается, к тому же я всегда получаю усиление в виде бутербродов с собой. До завтрака в школе, а он только после второго урока, надо продержаться, ведь сгорает всё моментом - половина на уроках, другая на переменах, благо широкие коридоры и огромный проходной зал бывшей Медведниковской гимназии позволяют разогнаться.
Завтракать с гостем всегда дольше, уже опаздываем. Обогнув угловую поликлинику и пройдя керосиновую лавку на Гагаринском, мы срезаем дворами, и арками выходим прямо к подъезду 59-й школы. Пятачок небольшой - постоять, посмотреть, не идёт ли кто из своих, уже некогда - знай уворачивайся от бегущей мелюзги. Мы перед порталом в другой, огромный мир, от него нас отделяет только высокая и тяжеленная дверь с большой удобной ручкой. Тянуть надо всем весом. И мы тянем. Ещё три шага в тамбуре и мы в холле. Справа ниши с небольшими скульптурами, бюст Гоголя, левее и чуть вниз столовая, уже взывающая к носам запахом какао и выпечки, а нам круто налево, в раздевалку с огромными металлическими вешалками. Без сменки* могут не пустить - и правильно - паркет старинный и его надо беречь. Мастика оставляет на форме рыжие пятна, падать не выгодно вдвойне.
Теперь это наш второй дом. Вернее дворец. С коваными витыми перилами и дубовыми поручнями, высоченными ажурными окнами, картинами на стенах, лепниной. Портрет Гоголя на третьем этаже похож на меня - у нас одинаковые причёски и скулы. А вот обладателем почти гоголевского носа был Ваня Андроников из нашего класса, естественно, по прозвищу Андромед.
Вместительный и удобный ранец в пятом классе носить уже не модно, все взрослые. Через плечо на широкой лямке спортивная сумка, совсем без отделений, зато со вдохновляющей надписью «Дзюдо». Сегодня она совсем уже предельно раздута, на урок труда полагается надевать халат. Халаты у всех, конечно, одинаковые, тускло синего цвета. Редко встречаются чёрные - это уже круто. Полуподвальное помещение пахнет свежей стружкой, рядом с точильным станком коробка для опилок. Вся мебель очень прочная, атмосфера в этом помещении строгая, почти военная. Плакаты с правилами безопасности, ещё много разных станков и приборов. Сегодня мы боремся с металлом - обрабатываем детали огромными напильниками.
Девчонки в это время наверху, изучают премудрости шитья с нашей классной руководительницей Александрой Сергеевной Суворовой. У меня плохая память на имена, но бабушка подсказала, что в данном случае запомнить просто - зовут как Пушкина, а фамилия великого полководца. Завуч и учитель химии Кима Петровна Пумпур бывшая одноклассница моей бабушки. Пока не знаешь, что Ким это «коммунистический интернационал молодёжи», это имя воспринимаешь вполне естественно и благозвучно, также как и Сталину Васильевну**, преподавателя немецкого.
Ещё одна фамилия преподавателя запомнилась на всю жизнь, и тоже благодаря искреннему восхищению бабушки. На собрания ходила именно она, и, будучи человеком образованным, была приятно удивлена уровнем интеллекта нашего математика, и совершенно сражена его фамилией, тогда для меня ещё не гремящей. Орлиный нос, горящие глаза, плавная походка стройной фигуры. Это Валерий Евсеевич Врубель. Устный счёт для разминки, все в возбужденном напряжении, можно отличиться сообразительностью перед молодым, блистательным, как будто «из бывших» преподавателем.
Отличиться это, конечно, не про меня. Затмить Андромеда, Макса, Ваню Сосунова, Лапшу или Недвецкую не реально, у них ум работает как синхрофазотрон. Потом ещё появился новичок из Тамбова, Генка, тоже смышлёный. Артист - где-то сломал кусок переднего зуба и, отвечая на уроках, хитро щурился, манерно прикрывая рот рукой, чем вызывал постоянное удивление учителей и, естественно, девчонок.
Отличники успевают и уроки сделать и в какую-нибудь секцию сходить. Макс занимается настольным теннисом - зимой получить от него дружеский снежок в голову почти тоже самое, что нокаут. Ваня Сосунов способный к музыке, плюс отличная память. Как-то своим звонким голосом спел «Тот, кто раньше с нею был» Высоцкого - потряс. Я тогда не слышал подобных песен.
На физре гандбол. Это профиль Новиковой. Безопаснее играть за её команду. На воротах противника стоят только самоубийцы - спасает только её меткость, девочка она добрая, и даже в падении отправляет мяч точно в сетку. В эту рулетку я не играю - у меня освобождение.
Продолжение следует - Часть 5
-------------------------------
*имеется ввиду сменная обувь
**Сталина Васильевна Дмитриева
Другие части вы можете открыть по ссылкам: