Найти тему
Мысли на бегу.

Второй Байкальский тоннель: современное чудо инженерной мысли

БАМ - легендарная Байкало-Амурская магистраль - 4287 километров, связывающих Сибирь и Дальний Восток России. БАМ, хоть
и запущен уже давно, но постоянно растет и развивается, усовершенствуется его инфраструктура. Очередное такое усовершенствование 28 июля было сдано в эксплуатацию. Речь пойдет о втором Байкальский тоннеле, который стал сопутствующим первому, сданному еще в 1985г.

Рост объема перевозок вынуждает принимать шаги по увеличению пропускной способности магистрали. Эксплуатация только первого Байкальского тоннеля была слабым звеном всего БАМа, потому что на этом участке осуществлялось движение только в режиме реверса.

И вот, наконец-то! В конце июля был торжественно открыт второй Байкальский тоннель - очередной инфраструктурный проект на магистрали, новый тоннель пролег под Байкальским хребтом, проложен он непосредственно под перевалом Даван (высота 990 метров) на глубине 300 метров.

Байкальский хребет - горный массив длиной 300км и средней высотой 1900-2200 метров. Является естественной границей между Бурятией и Иркутской областью.

Сегодня на БАМе 10 тоннелей, в том числе и самый длинный в России - Северомуйский - 15 343 метра, кстати, этот тоннель, вообще, подвиг строителей в прямом смысле слова и он заслуживает отдельного обстоятельного рассказа! Потому что построен в очень сложной местности и тяжелейших климатических условиях.

Конечно, в сравнении с Северомуйским, новый тоннель почти в три раза короче - 6682 метров (на 3 метра короче первого), но построили его на много быстрей - 5 лет, против 8,5, которые потребовались на устройство первого Байкальского. Ближайшие населенные пункты по оба выхода тоннеля - Северобайкальск и Кунерма.

Проходка второго тоннеля осуществлялась щитовым способом, при помощи подобного устройства диаметром 10 метров. Во время строительства было использовано более 100 тысяч.куб.метров бетона, 350 километров кабельной продукции.

Источник http://www.sk-sps.ru/
Источник http://www.sk-sps.ru/

Вход и выход в тоннель оборудованы специальными воротами (порталами), которые являются частью системы автоматики, поддерживающей постоянный температурный режим внутри. Вообще, построенный тоннель является современным высокотехнологичным объектом, полностью автоматизированная система отслеживает 16 параметров и вносит необходимые корректировки. Район сейсмически активный, конструкция тоннеля рассчитана на 9-ти бальное землетрясение и поддержание температурных режимов : даже если на улице -50, то внутри будет положительная температура, а следовательно, отрицательный температуры не буду влиять на автоматику сооружения.

Снаружи остается еще старый, объездной ж/д путь, но пользоваться им теперь не к чему - из-за резких уклонов на перевале, по нему можно было перетаскивать только по два вагона за одну поездку, при том, что теперь среднее время прохождения туннеля составом из 40-60 вагонов составит не более 10 минут!

Источник regnum.ru
Источник regnum.ru

Что бы обеспечить такую скорость прохождения - 10 минут - строители были вынуждены продвигаться вперед по 300 метров в день, в течение нескольких лет, зато теперь, те 300 метров с лихвой компенсируются возросшими объемами перевозок. Теперь по этому участку в сутки смогут пройти до 85 (!) составов! Вместо 17, как было во время эксплуатации только первого Байкальского тоннеля.

Конечно, второй Байкальский тоннель не самый длинный в мире...

Самый известный это, конечно, тоннель под проливом Ла-Манш, но даже при своих 50 километрах, он только третий в рейтинге! Опережают его, пусть и незначительно, тоннели: Готардский базисный тоннель (Швейцария) - 57км и тоннель между японскими островами Хоккайдо и Хонсю - 54км - Сэйкан. Этот тоннель может и не самый длинный, но самый глубоко залегающий это точно - 240 метров! Это самый глубокий подводный тоннель в мире!

Второй Байкальский тоннель это только один из объектов, которые должны быть возведены на магистрали согласно проекту "БАМ 2.0" - следующая цель - Кузнецовский тоннель, который нужно сдать до 2025 года.