Найти тему

Честно сравниваем советских и современных школьников: кто умнее?

Оглавление

Вступление

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сейчас в тренде скептическое отношение к ЕГЭ, бытует даже фразочка "Поколение ЕГЭ". Произносящий эту фразу (обычно презрительным уничижительным тоном) практически всегда подразумевает: это ничего не знающее поколение, которое может только наугад тыкать кнопочки в тесте, а на самом деле не обладает настоящими знаниями. За фоном ещё подразумевается: а вот в наше время школьники и студенты получали настоящие фундаментальные знания; вот я-то принадлежу к другому поколению, супер-пупер грамотных и всезнающих.

Групповая подготовка в библиотеке
Групповая подготовка в библиотеке

Я неоднократно слышал эту фразочку насчёт "поколения ЕГЭ" и она уже набила серьёзную оскомину. Захотелось серьёзно разобраться - а действительно ли ЕГЭ — это то зло, которое не даёт современным школьникам получить фундаментальные знания? Или причина в чём-то другом? И вообще, действительно ли современные дети учатся хуже детей, получавших знания в старой советской школе?

Советское образование

В первую очередь вспоминается собственная школа и мой учитель физики. Очень хороший учитель, труд которого был настолько высоко оценён соответствующими органами (в лице тогдашнего ГОРОНО), что его назначили на должность директора школы. За что моего учителя физики ценили и школьники, и начальство? Конечно, за то, что ученики у него получали фундаментальное образование и легко поступали на физико-математические факультеты крутых ВУЗов. А знаете ли вы, каким методом он давал своим ученикам фундаментальные знания? Ни за что не догадаетесь. Методом ЕГЭ!

Современный процесс обучения
Современный процесс обучения

Да, самого ЕГЭ тогда (в восьмидесятых годах прошлого века) ещё не существовало, но наш учитель физики для проверки знаний использовал ту же самую тестовую методику, которая теперь используется в ЕГЭ. И я, как один из тех учеников, на которых проверялась новая, ещё не применяемая в повсеместной практике методика, могу засвидетельствовать: она действительно позволяла получить капитальные знания.

Попробуем сравнить

Вот представьте для сравнения обычный школьный зачёт, на котором от ученика требуется тупо запомнить целый параграф (ну, или хотя бы часть параграфа) и потом его пересказать. И тестовый зачёт, где необходимо сравнить между собой несколько ответов, так хитро составленных, что для распознавания в них единственно правильного надо конкретно пораскинуть мозгами. Выбирая из нескольких ответов правильный, ученик вспоминает всё прочитанное и проводит сравнение между собой предложенных в ответах фраз, анализирует их, дабы вычленить ту единственную фразу, в которой все слова подобраны верно.

А не почитать ли нам на досуге?
А не почитать ли нам на досуге?

Неужели вы всерьёз полагаете, что тупое запоминание всего параграфа несёт в себе большую пользу и даёт более фундаментальные знания, чем анализ предложенных вариантов ответа? Да через час после ответа всё тупо запомненное выветривается из головы школьника! Это главнейшая ошибка советского образования, что оно считало тождественными понятия "запоминание" и "обучение".

Да, в современной школе зачастую предложенные варианты ответа (при тестировании) не заставляют глубоко их анализировать. Но виной тому не применяемая тестовая система, а леность учителя, который не хочет составить нормальные вопросы и ответы на них. Само же по себе тестовое обучение способно дать гораздо более продвинутый результат. Когда я, обыкновенный троечник (в том, что касается физики), стал поступать в технический университет, то легко сдал физику на вступительных экзаменах на четвёрку. Потому что у меня был набор тестовых знаний, то есть тех ключевых понятий, которые позволяют правильно понимать физические явления без запоминания целых параграфов на соответствующую тему.

А ещё я крестиком вышивать могу
А ещё я крестиком вышивать могу

Ну, ладно, мой учитель физики — это сугубо частный пример. А я собираюсь более широко поговорить на тему того, действительно ли поколение советских учеников получало более фундаментальные знания, чем нынешнее "поколение ЕГЭ".

Куда делись знания, полученные в советской школе

Замечали ли вы, что многие (если не все) хулители ЕГЭ допускают одну и ту же логическую ошибку? От них часто можно услышать стенания по поводу того, что учиться в современной школе стало значительно тяжелее, что они не могут помочь своим детям при выполнении домашних заданий. Но как же так? Ведь вы же получили фундаментальное советское образование. Почему вы не можете справиться с теми "элементарными" тестами, которые ныне должны сдавать ваши дети? Ведь им же, "поколению ЕГЭ", сейчас учиться гораздо легче, и они не знают даже маленькой толики того, что знаете вы?

ЕГЭ - выбор будущего
ЕГЭ - выбор будущего

Ответ, конечно, напрашивается сам собой (хоть и обидный для старшего поколения): старое советское образование вовсе не давало фундаментальных знаний, оно просто забивало голову кучей ненужного хлама.

Современное образование

Нынешнее "поколение ЕГЭ" гораздо продвинутее и умнее своих родителей. И выражается это не только в умении пользоваться гаджетами (как бы их родители не пытались представить дело таким образом, будто всё отличие поколений только в этом), а вообще в уровне образованности в целом.

Посмотрите, на каком уровне сейчас школьники обмениваются сообщениями в соцсетях. Я иногда читаю классный чат своей дочери - шестиклассницы. Тот, где они спрашивают друг друга и классного руководителя насчёт уроков, домашних заданий и всяческих школьных дел. И меня поражает, что большинство учеников пишут боле грамотно, чем их классная руководительница. А ведь классная руководительница, между прочим, учитель русского языка и литературы!

В процессе экзамена
В процессе экзамена

Да, современные дети много сидят в соцсетях и всевозможных чатах. Но чем они там занимаются? Они там пишут и читают, как бы удивительно (для их родителей) это не звучало. Сидя целыми днями в соцсетях, современные школьники набивают на клавиатуре такое количество букв, какое их родителям и не снилось. Они столько читают текста, сколько не могли представить их родители, посещавшие библиотеку от силы один раз в 10 дней (это я, заядлый книгочей, посещал библиотеку с такой периодичностью, а все мои друзья ходили в библиотеку гораздо реже, некоторые вообще раз в год).

Воспоминания о былом

Представители старшего, советского поколения, вспомните свой класс. Вы что, реально, даже не смутившись и не поморщившись от неискренности своих слов, будете сейчас утверждать, что все ученики в нём были поголовно грамотные? А я вот, вспоминая свой советский класс, который был выпущен ещё в последний год существования СССР, вижу в нём почти исключительно двоечников и троечников.

А в советское время обходились одним листочком с заранее написанным ответом
А в советское время обходились одним листочком с заранее написанным ответом

Девчата учились ещё более – менее сносно, а вот среди двадцати парней не было ни одного ударника. Несколько человек вообще стабильно учились на двойки, прогуливали школу и хулиганили. Обычным занятием четырнадцатилетнего подростка было сидение в компании во дворе на лавочке с сигаретой и припрятанной (хорошо, если не выставленной напоказ) трёхлитровой банкой пива, к которой все поочерёдно прикладывались. Для разнообразия периодически вооружались велосипедными цепями и шли на групповую разборку с представителями другого района.

Я периодически обмениваюсь сообщениями с бывшими одноклассниками в соцсетях и знаете, что заметил? Некоторые из них до сих пор неграмотные, хотя людям идёт пятый десяток. Они как в школьные годы допускали четыре ошибки в словах из трёх букв, так и сейчас допускают. Это не мешает им быть успешными людьми, но вот только не надо говорить, что советское образование было самым крутым образованием в мире. После советского образования из стен школ выходило огромное количество абсолютно неграмотных людей, дальнейший путь которых лежал в грузчики, в сантехники или в какую-нибудь шарагу (училище).

На ЕГЭ каждому предоставляется собственная парта
На ЕГЭ каждому предоставляется собственная парта

И снова о "поколении ЕГЭ"

Нынешнее «поколение ЕГЭ» в массе своей гораздо образованнее и имеет несравненно более широкий кругозор, чем их сверстники советских времён. Большинство школьников посещает по три – четыре – пять кружков и всевозможных дополнительных занятий. Дети с садика начинают обучаться шахматам, хореографии, даже робототехнике, занимаются с репетитором русским и английским языком, ходят на спортивные секции, а ещё в музыкальную школу. И я подразумеваю не только сына соседки тёти Маши. Это не единичное, а массовое явление – не меньше половины современных школьников живут в таком режиме.

А ещё современные школьники заняты участием в разнообразных конкурсах и проектах. Я знаю нескольких детей 5-7 классов, которые абсолютно самостоятельно участвуют во всероссийском конкурсе «Большая перемена» (что это за конкурс – легко находится в поисковике). Просто потому, что им хочется быть лучшими (ну, и заодно получить бесплатную путёвку в Артек). Представители старшего поколения, вспомните себя – легко ли было вас заставить участвовать в каком-нибудь школьном конкурсе? Ну, хотя бы для стенгазеты статью на два абзаца подготовить или на пятиминутной политинформации по понедельникам выступить? У нас в классе никто политинформацию не готовил и в выпуске стенгазеты не участвовал, потому что газет не читали, новостей по телевизору не смотрели и им было тупо нечего сказать.

Ещё и паспорт нужен
Ещё и паспорт нужен

Заключение

И после всего этого, сравнивая советских и современных школьников, некоторые уничижительно называют последних «поколением ЕГЭ»? Ну, вот реально, хочется посоветовать им на себя оборотиться и оценить размеры бревна в собственном глазу. Ну, или хотя бы научиться писать слово из трёх букв без четырёх ошибок.

Современное «поколение ЕГЭ», оно вовсе не тупое и не безграмотное. Оно в массе своей жутко талантливое, грамотное и продвинутое. Среднестатистический представитель «поколения ЕГЭ» владеет большим количеством информации, лучше образован (чем советский школьник), лучше представляет, чего хочет добиться в жизни и целеустремлённо к этой цели движется.

Так что я возлагаю большие надежды на современное «поколение ЕГЭ». Может, они ещё и выведут Россию на подобающее место на вершине технического прогресса.

СССР
2461 интересуется