Чем больше мы созерцаем Вселенную, тем больше растет подозрение того, что на нас кто-то смотрит сверху. Эта возможность еще более увлекательна, поскольку ранее в этом году международная группа астрономов обнаружила в соседней системе Trappist-1 по крайней мере три планеты, которые могут поддерживать жизнь.
Открытие жизни в другом мире может изменить наш. Это радикально изменило бы то, как каждый из нас почувствует себя не единственным живым существом в космосе.
Коперник показал, что Земля и другие видимые планеты движутся вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли. Галилей показал, что Луна покрыта огромными крутыми пиками и плоскими долинами. Астрономы всего мира доказали, что наше Солнце является одной из миллиардов звезд во вселенной. Даже наша галактика далеко не исключение. Их тоже миллиарды.
Представьте, что вы обнаруживаете планету с приятной температурой поверхности и атмосферой со значительным количеством не только водяного пара, но и метана – основного компонента природного газа. Хотя теоретически его можно производить более чем одним способом, основной способ получения природного газа и органических молекул - это естественные процессы, происходящие в организмах. Мы говорим о микробах, которые населяют моря и болота, и тех, которые живут внутри таких существ – как мы.
Так где же нам искать, если мы хотим найти микробов? А еще лучше, как нам искать? Попытка найти планету, не слишком отличающуюся от нашей, была бы логической отправной точкой. Что отличает Землю от остальных хорошо известных нам планет - Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна - это расстояние, отделяющее ее от Солнца, что позволяет ей иметь воду в жидком состоянии. Она имеет соответствующее атмосферное давление и температуру поверхности в диапазоне от точки замерзания до точки кипения воды: от 0 до 100 градусов по Цельсию (или от 32 до 212 градусов по Фаренгейту).
Ученые, открывшие систему Trappist-1, искали именно это, и они обнаружили не одну, а семь экзопланет - планет за пределами нашей солнечной системы - вращающихся вокруг звезды. Три из них, кажется, обладают необходимыми характеристиками, чтобы удерживать жидкую воду на поверхности.
Космическому кораблю потребуются десятки тысяч лет, чтобы достичь Проксимы Центавра, ближайшей к нам звезды.
В ближайшие месяцы и годы астрономы усовершенствуют процесс поиска в надежде получить важные спектральные данные, которые скажут нам, есть ли в этих далеких атмосферах водяной пар, а также океан жидкой воды.
Тем не менее, маловероятно, что нас будут посещать инопланетяне. Из физики, которую мы пришли к пониманию, мы знаем, что практического решения космонавтического путешествия к другой звездной системе нет. В космосе определенно слишком свободного пространства. Космическому кораблю потребуются десятки тысяч лет, чтобы достичь Проксимы Центавра – ближайшей к нам звезды.
Несмотря на десятилетия прослушивания и поиска, мы не получили внятных сигналов из космоса.
Любой сигнал, любая вспышка, любой луч из далекой звездной системы вызовет шквал вопросов: есть ли у них письменный язык? У них есть фермы? Как они размножаются? Могут ли они отправиться к нам? И что тогда делать, если они уже в пути? Что они подумают о нас? Можно ли считать нас достойными собеседниками? Или человеческие дела слишком тривиальны и незначительны, чтобы касаться существ другой расы?
Если бы эти инопланетяне могли путешествовать межу звездами, мы, вероятно, заслужили бы того же внимания, которого заслуживают термиты.