Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Испанское зрелище для французской принцессы

Хочу показать вам одну картину, которая завораживает меня и отталкивает одновременно. В своё время я иллюстрировала её фрагментами лекцию об испанском костюме XVII века, так что рассматривала по всех подробностях.

Постоянные читатели моего канала знают, что обычно я показываю картину полностью, а затем уже мы рассматриваем детали. Однако сегодня поступим ровно наоборот!

Итак, вот наши главные действующие лица, в центре на балконе. Слева, с длинными светлыми волосами и в чёрной шляпе, единственный сеньор с покрытой головой (все остальные мужчины - без головных уборов!) сидит король Карл II, последний Габсбург на испанском престоле. Женщина справа, в монашеском облачении - его матушка, Марианна Австрийская, которая около двадцати лет была при сыне регентом. Дитя близкородственных связей, Карл был слабого здоровья - и физически, и психически. Однако искренне, как мог, любил свою супругу - она-то и сидит в центре. Мария-Луиза Орлеанская, родная племянница французского короля Людовика XIV.

Деталь картины Франциско Риcи, 1683. (с) Из коллекция музея Прадо
Деталь картины Франциско Риcи, 1683. (с) Из коллекция музея Прадо

По левую руку короля сидят придворные - у них, как и короля, длинные волосы, что было очень модным в ту пору (пусть церковь и не одобряла этого). А вот по левую сидят дамы. Обратите внимание, на них платья с глубоким декольте. Да-да, гордые испанки держались очень долго, но во второй половине XVII столетия костюм стал не таким строгим, и их платья, наконец, украсились вырезами. Их волосы тоже распущены по плечам. И если вам кажется, что такая причёска проста в исполнении, прочитайте эту статью.

Деталь картины Франциско Риcи, 1683. (с) Из коллекция музея Прадо
Деталь картины Франциско Риcи, 1683. (с) Из коллекция музея Прадо

Интересно, что во времена правления несчастного Карла II в испанской моде сосуществовали два направления. Первое - костюм испанский, более строгий, закрытый, мрачный, и даже по силуэту отличающийся от того, что носили в остальной Европе. А Европа ориентировалась на Францию! Так что второй - собственно, французский. Французская принцесса, став испанской королевой, тоже этому поспособствовала (и даже дарила супругу модную новинку - галстуки, который в Испании тогда ещё не знали).

Вот, взгляните, военные одеты именно по-французски:

Деталь картины Франциско Риcи, 1683. (с) Из коллекция музея Прадо
Деталь картины Франциско Риcи, 1683. (с) Из коллекция музея Прадо

Итак, что же церемония перед нами, для чего собралось такое общество? Вот теперь время взглянуть на картину целиком. Король показывает молодой супруге (к тому времени они были женаты полгода) грандиозное зрелище, более популярное в Испании той эпохи, чем бой быков. Аутодафе. Однако в Мадриде, при дворе, оно к тому времени не проводилось уже полвека, потому и вызвало такое внимание. Пятьдесят тысяч зрителей, пятьдесят один "участник". Действо длилось четырнадцать часов.

"Аутодафе", Франциско Риcи, 1683. (с) Из коллекция музея Прадо
"Аутодафе", Франциско Риcи, 1683. (с) Из коллекция музея Прадо

В одной из книг по истории Испании есть упоминание (за достоверность ручаться не могу), что маркиза де Виллар, французская придворная дама новой королевы, не выдерживала и отводила глаза, за что испанцы её осуждали. А одна семнадцатилетняя девушка начала кричать, умоляя королеву её спасти. Та побледнела, но продолжала хранить молчание. Что ей было делать... Таков был тот мир, куда отправил её дядюшка-король.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory