Каким бы большим ни был музей, сколько бы площадей он не занимал, все равно все экспонаты не могут поместиться в экспозицию. Раньше, когда коллекции были не крупными, такое бывало и даже было правилом, что зрителям показывают все собрание одновременно. Но в современном крупном музее такое невозможно. Поэтому существуют запасники, или, иными словами, фондохранилища.
В идеале, запасники находятся в том же здании, что и сам музей, но такое сейчас встречается все реже. Обычно их помещали в подвальное помещение, но оно, понятно, не резиновое. Кроме того, в подвале сложно создать необходимые условия хранения, а ведь они должны быть идеальными. Поэтому большие музеи строят специальные хранилища, часто довольно далеко от здания музея, зато с соблюдением всех требований климат-контроля, освещения, хранения и т.д. Например, у Эрмитажа есть такое дальнее фондохранилище в Старой Деревне.
Вещи, находящиеся в хранилище, не прячутся там навеки, их выставляют и в постоянной экспозиции, и на временных выставках.
В запасниках все экспонаты распределены по темам, все места хранения пронумерованы, чтобы можно было быстро найти нужный артефакт. Сам хранимый предмет тоже пронумерован. Примерно так хранятся книги в библиотеках. Современный музейный запасник - очень организованное место. Это ни в коем случае не похоже на сарай, где свалены в кучу разные вещи. В зависимости от того, что за предмет, он хранится в наиболее подходящих для него условиях. Например, графические работы (акварель, гравюры, гуашь и т.п.) кладут строго горизонтально в картонные коробки.
А картины, написанные на холсте, наоборот, вешают вертикально. Если их положить горизонтально, холст провиснет. Картины вешают на специальные сетки, которые можно выдвигать. Это можно увидеть на фото ниже:
Если картина очень большая и, следовательно, тяжелая, ее можно просто прислонить к стене. Так можно поставить штабелями несколько картин, главное, чтобы между их рамами была поролоновая прокладка. Папки, коробки и отдельные предметы кладут и ставят на стеллажи или в шкафы, для всякой мелочевки есть рундуки. Самые драгоценные вещи хранятся в сейфе.
Скульптуры и крупные предметы занимают довольно много места в хранилище. Их ставят на специальные постаменты, главное, чтобы они были устойчивыми. Если скульптура небольшого размера, ее помещают на стеллаж или в шкаф (все шкафы застеклены).
Скульптуры часто накрывают микалентной бумагой. Это особо прочная, длинноволокнистая бумага из хлопка, которая используется при реставрационных работах.
Запасники - не только место хранения, но и научный центр. Здесь историки и искусствоведы занимаются изучением произведений искусства и артефактов. Так что постоянно кипит работа.
Чем крупнее музей - тем богаче его фонды и тем меньший процент экспонатов находится в постоянной экспозиции. Туда попадают самые отборные вещи, шедевры. Например, в Лувре посетители видят не больше 7% всей коллекции, остальное - в запасниках. Разумеется, экспонаты меняют друг с другом, но есть шедевры, которые фактически никогда не попадают в хранилище, потому что именно ради них люди идут в музей.
Читайте еще на моем канале:
Показываю недорогое, но элегантное и качественное мужское пальто, которое я купил в "Фамилии"