Автор Всеволод Л.
Иван Сусанин, для истории России знаковое имя. Напомню тем, кто знал, но неожиданно забыл. Этот крестьянин спас будущего царя Михаила Романова. Мало кто знает, что в Сибири был его последователь, но он не врагов завёл в дебри, а бандитов.
Вспомним историю на уровне учебников советской школы. Когда помер Иоанн IV, прозванный Грозным, то в стране начался бардак. Поляки очень старались посадить на московский стул трон своего человечка. Сначала им это удалось, потом что-то пошло не так. В общем, московские бояре колебались туда-сюда, а тем временем поляки бессовестно грабили, за что, в итоге, и поплатились.
Наконец-то в Москве люди в высоких шапках решили, что нефиг тут поляковщину кормить, самим уже жрать нечего. Экономика страны трещала по всем швам, кстати, если бы не Ямал, то неизвестно чем бы всё закончилось. Но об этом как-нибудь в другой раз расскажу, просто скажу, каждый третий рублик в прожорливую казну в то время поступал из низовьев Оби.
Выбрали Михаила Романова. Он в это время со своей матушкой скрывался в районе Костромы. Эта новость конечно же очень не понравилась полякам, у них был свой очередной ставленник – Владислав IV. Так что сели поляки на лошадей и помчались искать юного, новоизбранного царя. Но вот облом-с случился. Пока мыкались по лесам да полям центральной Рассеюшки матушки, малость заплутали в поисках родового поместья Романовых. И тут супостатам пришла гениальная мысль, взять в проводники местного. Им оказался Иван Сусанин, он завёл интервентов в болото, а до этого отправил своего зятя Богдана Собинина предупредить о нервном поиске шляхты нового царя. Когда гордые шляхтичи поняли, что их обманули, то было поздно, вокруг было болото. Начали они его пытать, но ничего не добились, молчал Сусанин, и зарубили поляки русского простого героя. А сами потопли в болоте. Так гласит официальная версия. Потом было расследование, начали публиковать документы, а композитор Глинка написал оперу «Жизнь за царя». Потом памятники поставили. И это очень хорошо. Таких людей надо чтить и помнить!
Но к сожалению, о подвиге сибирского, так сказать, Сусанина, известно немного. А скорее всего его жизнь оборвалась также страшно. Но обо всём по порядку.
В Сибирь ссылали всяких людишек, виноватых и правых, крепостных и бояр. И все, кто оказывался в этих местах хотели вернуться обратно. Очень хотели! Это целый пласт истории, мало известный, но остановлюсь на жутком случае, который потряс всю Тобольскую губернию.
В 1746 г. капитан Пётр Хрушков и поручик Пётр Белянин этапировали пятьдесят колодников, по другим сведениям, 120. Так называли арестантов, закованных в кандалы.
Плыли на двух дощаниках. Кандальникам всё это надоело, к тому же дорогая длинна, перспективы самые мрачные, а охранников мало. Сначала сбежало 14 человек. А позже, на Оби они попали в шторм и одно из судов, под командованием Хрушкова, вынуждено было пристать к берегу, чтобы дальше «идти бечевой», то есть как бурлаки. Каторжники воспользовались моментом, разоружили охрану и захватив дощаник, оружие, сбежали. По пути разграбив купеческий караван, плывущий по Оби. В бега ударилось 50 кандальников.
После того, как «разбили караул», почуяли полную волю. Подчеркну, свобода и воля два разных понятия на Руси, они пустились во все тяжкие. Чинили разбои в деревнях: били, грабили и убивали. Обские пираты надеялись подняться до Ляпина и через Уральские горы добраться в Архангельскую губернию.
Дорога шла мимо Кондинского монастыря.
Сейчас кто-то обязательно скажет, эти кандальники были крещёнными, православными, значит, не могли учинить разбоя в православном монастыре, тем более таком, значимом и знаменитом. Увы, они оказались ничуть не лучше, чем татаро-монгольские разбойники. Даже хуже, ведь вера была одна.
Монастырь был основан в середине XVII века, стал первым в Западной Сибири, располагался в 760 верстах от Тобольска. К моменту нападения, было своё большое хозяйство: кузница, четыре мельницы, солодовня. Монахи добывали железную руду и слюду, из которой делали окна, у них было своё сливочное и конопляное масло, свечи, пекарня, держали скот и ловили рыбу. Естественно, были свои крестьяне. Так что татям было чем поживиться.
Между прочим, за всю историю монастыря, он не подвергся нападениями аборигенов, а вот от своих же пришлось вытерпеть лихо.
Разграбив монастырь, колодники задумались, а куда дальше путь держать. Надо было выбираться из сибирских дебрей в цивилизацию. Награбленное надобно тратить, и вообще, в Сибири жизнь не для православных людей.
В монастыре они взяли в заложники Михаила. Он был зырянином, вера у него православная, но со своими особенностями. Кандальники заставили его вывести из сибирских дебрей. И тут началась весьма интересная история.
Выбраться из этих урманов и сейчас не каждому удаётся, у спасателей примеров каждый год добавляется. А в те времена, когда вместо дорог были одни направления, без проводника вообще никуда.
Среди местных ханты до сих пор живёт предание об этом случае. Рассказывают, что колодники не знали местных языков, поэтому Михаил спокойно сообщал попадавшимся аборигенам, что за люди следуют за ним. И по их совету повёл незваных аргонавтов «урманными огородами», где были настрожены ружья, самострелы и луки со стрелами. Стрелы легко убивали лосей и медведей. Так что благодаря местным охотникам много кандальников навсегда остались в тайге. Те же кто выбрался из урмана, постарались исчезнуть на просторах Руси. Хотя это вряд ли, скорее всего буйны головушки так и сгинули в тайге от голода и холода. Как гласят официальные документы «не возвратился обратно и сам Михаил». Что с ним стало неизвестно, может изверги убили, а может и другие причины были.
Такие массовые побеги, да ещё с таким результатом, были редкостью. Но не проходило и года, чтобы не бежало по несколько человек. Их тоже боялись и старались не связываться. В конце концов такое положение вещей стало заурядным и властям пришлось задуматься, а что делать. В 1768 году настоятель Кондинского монастыря, игумен Маркиан, «благопочтительнейше» доносил, что если не принять срочных и действенных мер к «охранению края», то шайки бежавших колодников очень скоро могут превратиться в «многовредительных разбойников, на подобие волжских». А вот это уже был весьма тревожных звонок.
Продолжение следует.
Не забудьте подписаться на канал "ТыжИсторик", оставить комментарии и поставить лайк!
Можете заглянуть на мой канал «Калейдоскоп событий».