В послевоенные годы необходимость повышения скорости перемещения по воде подталкивала конструкторов на разработку необычных решений.
Одним из таких конструкторов был Ростислав Евгеньевич Алексеев. Еще с 40-х годов он был увлечен темой создания катеров на подводных крыльях. Принцип их действия заключался в том, что под корпусом катера монтировались подводные крылья. Затем, во время движения по воде, гидродинамические силы, воздействуя на крыло, полностью или частично поднимали судно из воды. В результате чего сопротивление значительно снижалось, повышая скорость движения.
Итогом работ в этом направлении стало появление легендарного судна на подводных крыльях – речной пассажирский теплоход "Метеор".
Работая над "Метеором", Алексеев понял, что суда на подводных крыльях всё-таки имеют скоростной предел – около 150 км/ч. Далее несущие поверхности разрушались под воздействием сопротивления.
Экранный эффект
Требовалось принципиально новое решение. Алексеев нашел его в использовании экранного эффекта водной поверхности.
Говоря простым языком, экранный эффект заключается в отражении набегающего потока воздуха от крыла на экранирующую поверхность и обратно. За счёт этого возникает эффект воздушной подушки. В нашем случае экранирующая поверхность – вода.
В конце 50-х годов Алексеев обосновал, что аэродинамическая подъемная сила устойчиво поддерживает полёт на высоте, равной или меньшей ширине сечения (хорды) несущей поверхности крыла. При этом величина подъемной силы гораздо больше, чем у самолета.
Так начались работы по созданию экраноплана, как наиболее эффективной грузовой платформы. На эту тему моментально обратили внимание военные, причем не только в СССР.
В 1961 году Алексеев показал Хрущеву первый опытный экраноплан. Почти сразу после этого была принята программа по развитию нового направления в судостроении. Основным заказчиком выступили военные.
"Каспийский монстр"
В первой половине 60-х годов был спроектирован и построен первый экспериментальный образец военного экраноплана – "КМ". Из-за аббревиатуры на борту зарубежная разведка окрестила его "Каспийский монстр". Хотя по факту это значило – "Корабль макет".
Габариты "Каспийского монстра" соответствовали тому, как его окрестили:
- Длина: 92 м.
- Высота: 21,8 м.
- Размах крыла: 37,6 м.
- Размах хвостового оперения: 37 м.
"КМ" развивал максимальную скорость в 500 км/ч. и был способен нести около 300 тонн груза. При этом двигался он на высоте от 4 до 14 метров над водой.
Перспективы применения экранопланов открывали новые горизонты. Но не обошлось и без трудностей. Проект находился на стыке нескольких ведомств. Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях Алексеева подчинялось министру судостроения. И это при том, что экранопланы относили к летательным аппаратам, а это уже зона влияния авиационной промышленности. Да и брать на себя дополнительную ответственность за базирование и обслуживание экранопланов никто особым желанием не горел.
"Орлёнок"
Особый интерес военных подогревала его низкая заметность. Двигаясь на малой высоте над водой, экраноплан находился слишком низко для обнаружения радиолокаторами. А за счет того, что аппарат не касался поверхности воды, он был незаметен для гидролокаторов.
Так в 70-е годы ЦКБ Алексеева разработало несколько достойных военных проектов экранопланов. Одним из них стал скоростной десантный экраноплан А-90 "Орленок", принятый на вооружение в 1979 году.
"Орленок" был способен пересечь каспийское море за один час, двигаясь со скоростью до 400 км/ч. и неся на борту до 200 десантников или 1-2 БТРа с экипажем. Особенностью А-90 также считалась возможность полета в самолетном режиме, на высоте до 3 км.
"Лунь"
Самой большой защищенностью на воде обладают авианосцы, которые всегда действуют только в составе авианосной ударной группы и серьёзно охраняются. Прорваться к авианосцам крайне сложно.
В 1983 году низкая заметность экранопланов побудила военных выдать задание на постройку ракетного корабля-экраноплана, получившего название "Лунь".
Новый аппарат был предназначен для быстрого сближения с кораблями на расстояние пуска ракет, нанесения ударов, а затем такого же быстрого ухода от преследования.
Новый ракетный экраноплан разрабатывался на базе уже известного нам "Каспийского монстра". Уже в 1987 году "Лунь" совершил свой первый полет, а в 1990 году был передан в ВМФ на опытную эксплуатацию.
Конструкция
"Лунь" представляет собой моноплан с трапециевидным крылом, построенный по самолетной схеме с огромным Т-образным хвостовым оперением.
- Длина: 73,8 м.
- Высота: 19,2 м.
- Размах крыла: 44 м.
8 турбореактивных двигателей установлены в мотогондолах, расположенных на горизонтальном пилоне в носовой части. Взлетная тяга каждого двигателя составляет около 13 000 кгс. "Лунь" способен осуществлять полёт на экране на высоте от 1 до 5 метров над уровнем отражающей поверхности.
- Максимальная скорость: до 500 км/ч.
- Практическая дальность: 2000 км.
Вооружение
В качестве основного вооружения на крыше корпуса корабля-экраноплана расположено 3 пары пусковых установок для противокорабельных ракет "Москит".
Вторичное вооружение представляет собой две 23-мм. пушечные установки. Одна расположена перед контейнерами противокорабельных ракет, а вторая – в корме.
Итоги 30-летнего труда
Планировалась постройка 8 машин данного типа. На базе экраноплана "Лунь" был создан проект экраноплана "Спасатель".
В 80-е годы военные внезапно засомневались в целесообразности проекта. А в 1991 году, в результате распада СССР, финансирование проекта вовсе прекратилось, а 11-я авиационная группа (экранопланов) была расформирована.
В эти годы закрывалось множество перспективных и интересных военных разработок советских конструкторов.
Зато с большим желанием идею создания военных экранопланов подхватили за рубежом. В 90-е годы в США была создана специальная комиссия, которая, не имея опыта работы в этом направлении, обратилась за подсказками к российским конструкторам. С разрешения Минобороны было проведено мероприятие, на котором американские специалисты получили полный доступ к экраноплану "Орлёнок". Члены комиссии изучили аппарат, на фото и видео зафиксировали всё, что хотели, а затем отправились на разработку собственного экраноплана.
Позже появилась информация об американском проекте экранолёта "Пеликан", от компании Boeing. Предполагалось, что новая машина будет способна за один раз перебросить до 17 "Абрамсов" и иметь размах крыла в 106 метров. Но уже почти 20 лет официальной информации о данной разработке не поступает.
Больше статей: Rheinmetall HX3 | Ка-52 "Аллигатор" | Крейсер "Пётр Великий" | AH-64D "Apache" | Военные багги США | БПЛА "Predator" | Военный квадроцикл АМ-1 | Kawasaki OH-1 "Ninja" | Ми-26 | Боевой робот "Уран-9" | Ford F-650 | V-22 "Osprey" | БМР "Вепрь" | БПЛА "Орион" | БПЛА "Bayraktar TB2" | Т-4 "Сотка"
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!
До встречи на канале Милитари Клан!