Найти тему
Милитари Клан

От "Каспийского монстра" до "Луня". История развития советских экранопланов и что стало с результатами долгих разработок

В послевоенные годы необходимость повышения скорости перемещения по воде подталкивала конструкторов на разработку необычных решений.

"Лунь"
"Лунь"

Одним из таких конструкторов был Ростислав Евгеньевич Алексеев. Еще с 40-х годов он был увлечен темой создания катеров на подводных крыльях. Принцип их действия заключался в том, что под корпусом катера монтировались подводные крылья. Затем, во время движения по воде, гидродинамические силы, воздействуя на крыло, полностью или частично поднимали судно из воды. В результате чего сопротивление значительно снижалось, повышая скорость движения.

Итогом работ в этом направлении стало появление легендарного судна на подводных крыльях – речной пассажирский теплоход "Метеор".

"Метеор"
"Метеор"

Работая над "Метеором", Алексеев понял, что суда на подводных крыльях всё-таки имеют скоростной предел – около 150 км/ч. Далее несущие поверхности разрушались под воздействием сопротивления.

Экранный эффект

Требовалось принципиально новое решение. Алексеев нашел его в использовании экранного эффекта водной поверхности.

Говоря простым языком, экранный эффект заключается в отражении набегающего потока воздуха от крыла на экранирующую поверхность и обратно. За счёт этого возникает эффект воздушной подушки. В нашем случае экранирующая поверхность – вода.

В конце 50-х годов Алексеев обосновал, что аэродинамическая подъемная сила устойчиво поддерживает полёт на высоте, равной или меньшей ширине сечения (хорды) несущей поверхности крыла. При этом величина подъемной силы гораздо больше, чем у самолета.

Так начались работы по созданию экраноплана, как наиболее эффективной грузовой платформы. На эту тему моментально обратили внимание военные, причем не только в СССР.

В 1961 году Алексеев показал Хрущеву первый опытный экраноплан. Почти сразу после этого была принята программа по развитию нового направления в судостроении. Основным заказчиком выступили военные.

"Каспийский монстр"

В первой половине 60-х годов был спроектирован и построен первый экспериментальный образец военного экраноплана – "КМ". Из-за аббревиатуры на борту зарубежная разведка окрестила его "Каспийский монстр". Хотя по факту это значило – "Корабль макет".

"КМ"
"КМ"

Габариты "Каспийского монстра" соответствовали тому, как его окрестили:

  • Длина: 92 м.
  • Высота: 21,8 м.
  • Размах крыла: 37,6 м.
  • Размах хвостового оперения: 37 м.

"КМ" развивал максимальную скорость в 500 км/ч. и был способен нести около 300 тонн груза. При этом двигался он на высоте от 4 до 14 метров над водой.

Перспективы применения экранопланов открывали новые горизонты. Но не обошлось и без трудностей. Проект находился на стыке нескольких ведомств. Центральное Конструкторское бюро по судам на подводных крыльях Алексеева подчинялось министру судостроения. И это при том, что экранопланы относили к летательным аппаратам, а это уже зона влияния авиационной промышленности. Да и брать на себя дополнительную ответственность за базирование и обслуживание экранопланов никто особым желанием не горел.

"Орлёнок"

Особый интерес военных подогревала его низкая заметность. Двигаясь на малой высоте над водой, экраноплан находился слишком низко для обнаружения радиолокаторами. А за счет того, что аппарат не касался поверхности воды, он был незаметен для гидролокаторов.

Так в 70-е годы ЦКБ Алексеева разработало несколько достойных военных проектов экранопланов. Одним из них стал скоростной десантный экраноплан А-90 "Орленок", принятый на вооружение в 1979 году.

"Орлёнок"
"Орлёнок"

"Орленок" был способен пересечь каспийское море за один час, двигаясь со скоростью до 400 км/ч. и неся на борту до 200 десантников или 1-2 БТРа с экипажем. Особенностью А-90 также считалась возможность полета в самолетном режиме, на высоте до 3 км.

"Лунь"

Самой большой защищенностью на воде обладают авианосцы, которые всегда действуют только в составе авианосной ударной группы и серьёзно охраняются. Прорваться к авианосцам крайне сложно.

В 1983 году низкая заметность экранопланов побудила военных выдать задание на постройку ракетного корабля-экраноплана, получившего название "Лунь".

"Лунь"
"Лунь"

Новый аппарат был предназначен для быстрого сближения с кораблями на расстояние пуска ракет, нанесения ударов, а затем такого же быстрого ухода от преследования.

Новый ракетный экраноплан разрабатывался на базе уже известного нам "Каспийского монстра". Уже в 1987 году "Лунь" совершил свой первый полет, а в 1990 году был передан в ВМФ на опытную эксплуатацию.

Конструкция

"Лунь" представляет собой моноплан с трапециевидным крылом, построенный по самолетной схеме с огромным Т-образным хвостовым оперением.

"Лунь"
"Лунь"
  • Длина: 73,8 м.
  • Высота: 19,2 м.
  • Размах крыла: 44 м.

8 турбореактивных двигателей установлены в мотогондолах, расположенных на горизонтальном пилоне в носовой части. Взлетная тяга каждого двигателя составляет около 13 000 кгс. "Лунь" способен осуществлять полёт на экране на высоте от 1 до 5 метров над уровнем отражающей поверхности.

"Лунь"
"Лунь"
  • Максимальная скорость: до 500 км/ч.
  • Практическая дальность: 2000 км.

Вооружение

В качестве основного вооружения на крыше корпуса корабля-экраноплана расположено 3 пары пусковых установок для противокорабельных ракет "Москит".

Вторичное вооружение представляет собой две 23-мм. пушечные установки. Одна расположена перед контейнерами противокорабельных ракет, а вторая – в корме.

"Лунь" (место стрелка в корме)
"Лунь" (место стрелка в корме)

Итоги 30-летнего труда

Планировалась постройка 8 машин данного типа. На базе экраноплана "Лунь" был создан проект экраноплана "Спасатель".

В 80-е годы военные внезапно засомневались в целесообразности проекта. А в 1991 году, в результате распада СССР, финансирование проекта вовсе прекратилось, а 11-я авиационная группа (экранопланов) была расформирована.

В эти годы закрывалось множество перспективных и интересных военных разработок советских конструкторов.

Зато с большим желанием идею создания военных экранопланов подхватили за рубежом. В 90-е годы в США была создана специальная комиссия, которая, не имея опыта работы в этом направлении, обратилась за подсказками к российским конструкторам. С разрешения Минобороны было проведено мероприятие, на котором американские специалисты получили полный доступ к экраноплану "Орлёнок". Члены комиссии изучили аппарат, на фото и видео зафиксировали всё, что хотели, а затем отправились на разработку собственного экраноплана.

"Лунь"
"Лунь"

Позже появилась информация об американском проекте экранолёта "Пеликан", от компании Boeing. Предполагалось, что новая машина будет способна за один раз перебросить до 17 "Абрамсов" и иметь размах крыла в 106 метров. Но уже почти 20 лет официальной информации о данной разработке не поступает.

Больше статей: Rheinmetall HX3 | Ка-52 "Аллигатор" | Крейсер "Пётр Великий" | AH-64D "Apache" | Военные багги США | БПЛА "Predator" | Военный квадроцикл АМ-1 | Kawasaki OH-1 "Ninja" | Ми-26 | Боевой робот "Уран-9" | Ford F-650 | V-22 "Osprey" | БМР "Вепрь" | БПЛА "Орион" | БПЛА "Bayraktar TB2" | Т-4 "Сотка"

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации!

До встречи на канале Милитари Клан!