Найти в Дзене
Морская коллекция

Вспомогательные крейсера. Последний бой старого «Бульдога». «Равалпинди»

«У короля много»- якобы утешали друг друга британские офицеры после очередной боевой потери. Правда, англичане об этом не знают. Много было у короля денег, особенно после ограбления Индии и Китая, много было кораблей, построенных на эти деньги, но главное, у короля было много настоящих моряков, людей с морской водой вместо крови и железной хваткой стальных челюстей. Трудно найти в морской истории последних веков примеры позорной трусости моряков Его и Ее величества, надо отдать должное. Когда началась Вторая мировая, кораблей у короля было уже не так много. А вот проблем стало гораздо больше. Немцы снова взялись за старое и начали рубить британские коммуникации, самое уязвимое место "владычицы морей". Ситуация почти полностью повторяла предыдущую мировую. У третьего рейха, как и у второго, сначала подводных лодок было немного, кайзер и фюрер перед войной увлеченно строили стальные гиганты, линкоры и крейсера. После 3 сентября 1939 года германские рейдеры вновь появились в Мировом океа
Оглавление

Потопление вспомогательного крейсера «Роуэлпинди»
Потопление вспомогательного крейсера «Роуэлпинди»

«У короля много»- якобы утешали друг друга британские офицеры после очередной боевой потери. Правда, англичане об этом не знают. Много было у короля денег, особенно после ограбления Индии и Китая, много было кораблей, построенных на эти деньги, но главное, у короля было много настоящих моряков, людей с морской водой вместо крови и железной хваткой стальных челюстей. Трудно найти в морской истории последних веков примеры позорной трусости моряков Его и Ее величества, надо отдать должное.

Когда началась Вторая мировая, кораблей у короля было уже не так много. А вот проблем стало гораздо больше. Немцы снова взялись за старое и начали рубить британские коммуникации, самое уязвимое место "владычицы морей". Ситуация почти полностью повторяла предыдущую мировую. У третьего рейха, как и у второго, сначала подводных лодок было немного, кайзер и фюрер перед войной увлеченно строили стальные гиганты, линкоры и крейсера. После 3 сентября 1939 года германские рейдеры вновь появились в Мировом океане. И если на суше восемь месяцев шла "странная война", то на море британцы и германцы сцепились всерьез.

Кораблей у короля не хватало. Чтобы защищать конвои надо много эскортных кораблей, чтобы поймать один рейдер, нужна завеса из десятков судов. А Ройял Нэви был уже не торт. Для усиления флота были использованы все возможности.

О борьбе с германскими рейдерами и о блокаде немецкой торговли британцы задумались еще в 1904 году, тогда стал разрабатываться проект «Северный патруль» (Northern Patrol) по дальней блокаде Кайзерлихмарине на выходах из Северного моря в Атлантику. Проект был успешно реализован в Первой мировой войне.

Естественно, в сентябре 1939 года «Северный патруль» вновь появился. Боевых кораблей у короля к этому времени стало сильно меньше и к несению дозорной службы привлекли вооруженные гражданские суда, главным образом пассажирские лайнеры , переоборудованные во вспомогательные крейсера или «вооружённые торговые крейсера» (Armed Merchant Cruiser). Большинство их строилось изначально с возможностью использования в военных целях, Адмиралтейство добилось субсидирования подобных проектов, с усиленным корпусом и подкреплениями под установку орудий.

Предпочтение при выборе будущих вспомогательных крейсеров отдавалось двухвинтовым судам водоизмещением от 8 до 20 тысяч тонн, со скоростью не менее 15 узлов и большой дальностью плавания. Каждое судно должно было нести не менее четырёх 152-мм орудий, причём, вся артиллерия была заранее отобрана и складирована на арсеналах флота.

Уже в начале войны Адмиралтейство конфисковало более 50 пассажирских и грузопассажирских лайнеров средних размеров для использования в качестве вспомогательных крейсеров для патрулирования и эскортной службы. Большинство из них вступило в строй после кратковременного ремонта в конце 1939- начале 1940 года. Однако предвоенные расчеты марта 1939 года показали недостаточность такого количества для нужд империи. Только «Северному патрулю» требовалось 25 таких кораблей, общая же потребность составляла 74 единицы.

Это привело к значительным проблемам с их вооружением и комплектованием экипажей.

По первоначальным планам на переоборудование отводилось 4 месяца. Мобилизацию судов Адмиралтейство начало в середине августа и британцы пошли по ускоренному варианту. Работы были сокращены до 3-х недель, суда получали минимальное оснащение и временные деревянные погреба боезапаса. Полное переоборудование предполагалось уже во время службы.

Переоборудование, помимо установки вооружения, предусматривало повышение живучести путем забивания твиндека пустыми бочками из-под нефтепродуктов. Метод рабочий. В результате для потопления «Форфара» , «Салопяна» и «Патрокла» противнику потребовалось соответственно 5, 6 и 7 торпед.


Тем не менее, в 1939 - 1941 годах было потеряно 15 вооруженных лайнеров. В результате, почти одновременно противники пришли к схожим выводам. Немцы решили, что напрягаться для охоты за десятками английских вспомогательных крейсеров хлопотно и неэффективно, полезнее топить военные транспорты, а британцы пришли к выводу, что от вчерашних лайнеров больше пользы в качестве быстроходных транспортов, чем в виде сомнительной боевой ценности недокрейсеров.

С 1941 года началась постепенная переделка уцелевших вспомогательных крейсеров в транспорты. К 1943 году процесс в целом был завершен.

В числе первых 13 лайнеров, отправленных на переоборудование во вспомогательные крейсера, был и пассажирский лайнер компании «P&O» «Равалпинди» (SS Rawalpindi).

-2
-3

В 1923-1925 годах по заказу компании P & O (Peninsular and Oriental Steam Navigation Company) было построено четыре лайнера R-класса («Rajputana», «Ranchi», «Ranpura», «Rawalpindi»), предназначенных для работы на линии Лондон – Бомбей.

Большая часть интерьеров кораблей проекта была спроектирована дочерью лорда Инчкейпа Элси Маккей. Лайнеры получили имена в честь индийских городов и территорий. Город Равалпинди тогда был в составе Британской Индии, сейчас в Пакистане.

По стоимости «Ranchi», например, обошелся компании в 919 080 фунтов стерлингов.

Вместимость лайнера в 16697 брт составляла почти 600 пассажиров (307 первого класса и 288 пассажиров второго класса, а также 8850 тонн груза). Длина 166,99 м, ширина 21,76 м, осадка 9,05 м. Две его паровые машины позволяли развивать скорость до 17 уз; экипаж состоял из 276 человек.

В 1931 году на борту «Раджпутана» из Индии в Лондон с группой индийских товарищей прибыл Махатма Ганди чтобы обсудить с Британской метрополией предоставление индусам независимости от Британской империи. Короли потом еще 16 лет думали.

-4
-5


Равалпинди в своей ливрее мирного времени
Равалпинди в своей ливрее мирного времени

«Равалпинди» построили на верфи Харланд и Вольф в Гриноке. Крестной матерью его стала леди Биркенхед, жена Ф. Э. Смита, 1-го графа Биркенхед. На испытаниях лайнер достиг 19,6 узла.

26 августа 1939 года лайнер вошёл в состав Королевского флота как HMS Rawalpindi, при переоборудовании в Королевском доке Альберта он лишился одной из своих труб. «Равалпинди» вместо груза принял балласт из чугуна и песка, а свободное место в трюмах было забито пустыми бочками и древесиной для улучшения плавучести в случае торпедирования.

 HMCS Prince David. Подобные 152-мм орудия, только без щитового прикрытия, были установлены на «Равалпинди»
HMCS Prince David. Подобные 152-мм орудия, только без щитового прикрытия, были установлены на «Равалпинди»
В Королевском артиллерийском музее в Лондоне 152-мм орудие Mk.VII
В Королевском артиллерийском музее в Лондоне 152-мм орудие Mk.VII

Вооружение «Равалпинди» составили шесть старых 152-мм орудий Mk.VII образца 1899 года без щитов, с предельной дальностью стрельбы около 10 километров, три 76-мм орудия, несколько 7,7-мм пулемётов «Льюис» и 15 глубинных бомб. По другим и более убедительным данным он получил восемь 6-дюймовых орудий и два орудия по 12  фунтов (3 дюйма). В качестве системы управления огнём использовался единственный старый дальномер. Экипаж, в основном, остался прежним, только его усилили резервистами. Служить на этом корабле было очень комфортно, к услугам моряков были многочисленные каюты 1-го класса.

Но самым ценным оружием корабля стал командир, отставной кэптен Королевского флота Эдвард Кеннеди (Edward Coverley Kennedy). Его служба началась еще при королеве Виктории, в 1893 году, уже тогда он заработал свою репутацию упорного и хваткого офицера, подтвержденную прозвищем «Бульдог». В 1921 году он попал под суд за неподчинение приказу, был оправдан, но после войны в ходе сокращения флота все равно уволен. А его планировали в командиры линейного крейсера «Корейджес» (HMS Courageous).

В 1931 году Кеннеди открыто поддержал участников Инвергордонского мятежа моряков против уменьшения жалования. Так что репутацию упрямого бунтаря он заслужил.

Эдвард Коверли Кеннеди (31 августа 1879 – 23 ноября 1939)
Эдвард Коверли Кеннеди (31 августа 1879 – 23 ноября 1939)
Еще два британских "бульдога"
Еще два британских "бульдога"

Возвращение в Королевский флот командиром вспомогательного крейсера старик Кеннеди, по воспоминаниям его сына, принял с восторгом.

«На следующей неделе мне, старику, исполняется 60 лет, и у них ещё есть вера в меня, чтобы предложить мне корабль! 18 лет на берегу, и они мне предлагают корабль! Какой шанс, боже, какой шанс!!!»

«Мне дали несколько отличных орудий...и в этой войне я собираюсь их использовать»....«Я доволен настолько, насколько это вообще возможно»

Со всей неистраченной за 18 лет энергией Кеннеди в кратчайшие сроки подготовил «Равалпинди» к боевой службе в составе Северного патруля.

Довоенное фото грузопассажирского лайнера «Равалпинди» в «гражданской» чёрной окраске
Довоенное фото грузопассажирского лайнера «Равалпинди» в «гражданской» чёрной окраске
После перевооружения «Равалпинди» получил военную серую окраску
После перевооружения «Равалпинди» получил военную серую окраску
HMS Ranpura K17
HMS Ranpura K17

«Равалпинди» Rawalpindi. Harland and Wolff, Belfast,Greenock. Номер верфи 660. Заложен 1923. Спущен 26 марта 1925 года. Завершен 3 сентября 1925 года.

Владелец- Peninsular and Oriental Steam Navigation Company. Порт приписки Лондон. Маршрут-Лондон - Бомбей.

Реквизирован Адмиралтейством 24 августа 1939 года. С сентября 1939 года HMS Rawalpindi. Введен в эксплуатацию 19 сентября 1939 года. Потоплен немецкими линкорами 23 ноября 1939 года.

вооруженный торговый крейсер

Водоизмещение 16 697 GRT. Длина пп 548 футов (166,9 м). Ширина 69 футов (21 м)/21,7 м. Осадка 29 футов 6 дюймов (8,99 м)
Двигатели- 2 × паровые машины четырехкратного расширения. Скорость 15 узлов. Запас топлива 2100 тонн мазута. Экипаж 276 человек.
Вооружение: 8 × 6 дюймов (152мм/45) орудий Mk VII, 2 × QF 3 дюйма 20 cwt зенитных орудий

Систершипы также были мобилизованы и переоборудованы в "вооруженные торговые крейсеры".

«Раджпутана» «Rajputana» F35 Harland & Wolff, Belfast. Заложен 6.8.1925. Реквизирована 4 сентября 1939. Вошла в строй 16.12.1939. Потоплен 13 апреля 1941 года. Торпедирован немецкой подводной лодкой U-108 в Датском проливе. Погибли 40 (по другим данным 41) членов экипажа, 283 выживших были подобраны британским эсминцем HMS Legion и польским ORP Piorun и доставлены в Рейкьявик

Тоннаж 16 644, 16 568 GRT, 8 755 DWT. Длина 547 футов (166,7 м), 166.9(пп) м. Ширина 71 фут (21,6 м),21,7 м. Двигатели- 2 Паровых машины четырехкратного расширения. Скорость 17 узлов. мазут 2100 тонн. Экипаж 323 человека (как вооружённый крейсер)Вооружение- 8 - 152мм/45 Mk VII (20), 2 - 76мм/45.

«Ranchi» F15 Hawthorn Leslie, Hebburn. Заложен 24.1.1925. Мобилизован 10.1939. С марта 1943 по 1947 год он был военным транспортом Министерства военного транспорта и послевоенного Министерства транспорта.Списан в 1953 году.

Тоннаж 16 738 GRT, 8850 NRT (до 1938 года), 8 827 NRT (с 1939 года). Длина 548,5 фута (167,2 м), 168.2(пп). Ширина 71,3 фута (21,7 м). Глубина 43,2 фута (13,2 м). Палубы 3.
Двигатели- 2 Паровых машины четырехкратного расширения, паровые турбины низкого давления. Скорость 17,5-18 узлов. мазут 1885 тонн. Вооружение- 8 × 152 мм/45 Mk VII морские орудия /BL Mk XII, 2 × QF 3 дюйма 76 мм/45

«Ranpura» F93 Hawthorn Leslie, Hebburn. Заложен 13.9.1924. Мобилизован 12.1939. Плавмастерская с мая 1943 года. Разобран в 1961 в Специи

Тоннаж 16688, 16 583 брутто-регистровые тонны, 8755 брутто тонн. Длина547 футов (167 м). Ширина 71 фут (22 м). Двигатели- 2 Паровых машины четырехкратного расширения. Скорость 17 узлов. мазут 2250 тонн. Экипаж 323 человека (как вооружённый крейсер). Вооружение- 8 - 152мм/45 Mk VII (20), 2 - 76 мм/45.

«Равалпинди»
«Равалпинди»
-15

Первые три вспомогательных крейсера Северного патруля, включая «Равалпинди», прибыли в Скапа-Флоу 29 сентября 1939 года, а уже в начале октября приступили к патрулированию. За октябрь Северный патруль был докомплектован и начал приносить результаты. Немецкие суда, пытавшиеся прорваться в Германию, становились добычей кораблей Королевского флота.

«Равалпинди» открыл счет 19 октября, перехватив в Датском проливе немецкий танкер «Гонценхайм» (Gonzenheim) на 4754 брт. Тот 14 сентября покинул Буэнос-Айрес и пытался прорваться на родину. Правда захватить танкер не получилось, немцы затопили судно до прибытия призовой команды.

Спуск шлюпки с десантной партией с борта британского крейсера для досмотра остановленного судна
Спуск шлюпки с десантной партией с борта британского крейсера для досмотра остановленного судна

Немецкая радиоразведка к 1 ноября установила факт полноценного функционирования Северного патруля.

«Крейсера классов C и D, и, предположительно, вспомогательные крейсера образовали Северный патруль. Районы патрулирования неизвестны. Датский пролив, по всей видимости, патрулируется вспомогательными крейсерами». Журнал боевых действий Штаба руководства войной на море (Seekriegsleitung — SKL)

Задачей германского командования стал поиск слабых мест в британской завесе и вскрытие районов и маршрутов патрулирования британских крейсеров для организации прорывов германских кораблей, как военных, так и торговых. У немцев в открытом море находились два крупных боевых корабля- карманные линкоры «Дойчланд» (Deutschland) и «Адмирал граф Шпее» (Admiral Graf Spee), отправленные в Атлантику еще до войны.

11 ноября 1939 года через завесу под прикрытием сильного шторма успешно прорвался домой «Дойчланд». Для сохранения тайны об этой удачной операции его срочно переименовали в «Лютцов».

Чтобы помешать англичанам сконцентрироваться на поисках и уничтожении «Шпее», а также проделать брешь в Северном патруле, германское командование разработало операцию с участием быстроходных линкоров «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau).

-17
-18

Идея была надежной, как швейцарские часы. Дело в том, что британцы держали в Скапа-Флоу линкоры «Нельсон» (HMS Nelson), «Родней» (HMS Rodney) и один типа «Ривендж» (Revenge). Они могли поддержать корабли Северного патруля, но их скорость не превышала 23 узлов, в то время как германские линкоры развивали до 31 узла. То есть инициатива была в руках немцев, догнать их и навязать невыгодный бой англичане не могли.

Возможные пути немецкого прорыва в Атлантику
Возможные пути немецкого прорыва в Атлантику

По плану германским линкорам надо было скрытно пройти Северное море, на Исландско-Фарерском рубеже атаковать корабли Северного патруля и изобразить прорыв в Атлантику. На самом деле линкоры должны были уйти в Норвежское море, где на сутки затаиться. Пока британцы будут искать соединение где то за Исландией, они спокойно вернуться в фатерлянд. На операцию отводилось 5 суток.

В результате Северный патруль был бы дезорганизован, а британцы, вместо его усиления, безуспешно рыскали бы по океану в поисках прорвавшихся рейдеров, распыляя силы и ослабив поиски «Шпее».

План был одобрен, командовать соединением линкоров был назначен новый командующий надводным флотом вице-адмирал Вильгельм Маршалль (Wilhelm Marschall), назначенный 21 октября 1939 года. Маршалль был одним из самых опытных германских адмиралов, отличившимся в Первую мировую как подводник, с большим стажем командования крупными кораблями и соединениями, среди его наград-орден «Пур ле Мерит» (Pour le Mérite – «За Заслуги») и Железные кресты 1-й и 2-й степени.

Вильгельм Маршалл (или Вильгельм Маршалль, нем. Wilhelm Marschall; 30 сентября 1886, Аугсбург — 20 марта 1976, Мёльн),  генерал-адмирал (1 февраля 1943 года).
Вильгельм Маршалл (или Вильгельм Маршалль, нем. Wilhelm Marschall; 30 сентября 1886, Аугсбург — 20 марта 1976, Мёльн), генерал-адмирал (1 февраля 1943 года).

21 ноября в 13-30 (время берлинское) «Шарнхорст» и «Гнейзенау», в сопровождении трех эсминцев, вышли из Вильгельмсхафена и направились на север. В 16-30 к ним присоединились лёгкие крейсера «Кёльн» (Köln) и «Лейпциг» (Leipzig) с 1-й флотилией торпедных катеров. В 22-47 крейсера и эсминцы ушли в Скагеррак для ведения «торговой войны» – пресечения британского балтийского импорта.

Линкоры шли в режиме радиомолчания; допускалось только подтверждение запросов командования о местоположении короткими радиограммами.

22 ноября летающая лодка Do 18 обнаружила линкоры и обменялась с ними сигналами. Но утром 23 ноября, когда по графику линкоры должны были уже начать громить корабли Северного патруля, британский эфир был спокоен и безмятежен. Попытка выслать самолет-разведчик люфтваффе для обнаружения соединения Маршалля закончилась аварией на взлете.

Напряженная неизвестность продолжалась до 16-45, когда была перехвачена радиограмма с неизвестного английского корабля о преследовании вражеским крейсером.

Это была радиограмма с «Равалпинди». Здесь необходимо отметить, что основная версия дальнейших событий нам известна от германской стороны, из ЖБД «Шарнхорста». Данные со стороны англичан отрывочны и противоречивы.

Линкоры успешно прорвались в Атлантику, 22 ноября в полдень они на 27 узлах преодолели проход между Шетландскими островами и Норвегией и вышли на просторы океана. Поход проходил непросто, ветер достигал 7-8 баллов. Три обнаруженных за это время торговых судна немцы проигнорировали, им надо было выполнить главную задачу.

Утром 23 ноября, избегая встреч с рыболовецкими судами, германские корабли вышли в район операции и начали поиск кораблей Северного патруля.

Между Фарерскими островами и южным побережьем Исландии 23 ноября несли свой дозор лёгкие крейсера «Ньюкасл» (HMS Newcastle), «Дели» (HMS Delhi), «Cерес» (HMS Ceres), «Калипсо» (HMS Calypso) и вспомогательный крейсер «Равалпинди». Немцы рассчитывали на встречу с одним из легких крейсеров, но судьба распорядилась иначе. Прямо на немецкие линкоры двигался самый слабый корабль патруля-«Равалпинди». Он шел на восток.

Линкоры шли навстречу ему со скоростью 18 узлов, флагманский «Гнейзенау» в 12 милях по левому борту от головного «Шарнхорста».

В 16-07 сигнальщики «Шарнхорста» обнаружили в 15 милях неизвестное судно. В 16-16 флагман получил сообщение - обнаружен «большой пароход с двумя мачтами и одной трубой».

Командир «Шарнхорста» капитан цур зее Курт Хоффманн (Kurt Hoffmann) двинулся на перехват.

На «Равалпинди» обнаружили врага только в 16-30, немцы были уже близко. На вспомогательном крейсере была объявлена боевая тревога, скорость увеличена до 17 узлов, а в 16-45 в штаб флота ушла радиограмма: «Линейный крейсер, 280°, 4 мили, курс 135°, позиция 63,41°с.ш. 11,29° з.д.».

Прямое столкновение с кораблем подобного класса (даже одним) было фатальным для вчерашнего лайнера.

С «Равалпинди» сбросили дымовые буи (но они не сработали), а сам корабль попытался укрыться за ближайшим айсбергом в четырёх милях по правому борту. Инструкция кораблям патруля требовала оповестить флот об обнаружении неприятеля и ждать подкрепления, преследуя нарушителя. Судя по всему, Адмиралтейство не планировало столкновения с такой угрозой.

С «Шарнхорста» семафором несколько раз потребовали: «Остановиться. Не использовать радио. Покинуть корабль».

Согласно ЖБД «Шарнхорста» в 16-46 на нем произошел случайный выстрел орудия главного калибра из-за замыкания электроцепи.

Эдвард Кеннеди со своей стороны усиленно тянул время, он семафором несколько раз подтвердил получение немецких сообщений, а сам на полной скорости уходил к спасительному айсбергу и пытался все-таки поставить дымовую завесу.

Тем временем, в 16-51 командующий Флотом метрополии адмирал Чарльз Форбс (Charles Forbes) получил радиограмму Кеннеди, а в 17-01 берлинские радисты перехватили пересылку из Скапа-Флоу радиограммы Кеннеди с упоминанием «Дойчланда». Первой версией англичан было то, что «Равалпинди» случайно наткнулся на возвращающийся «Дойчланд». Из-за тумана войны британцы не знали, что карманный линкор давно дома.

В 17-02 «Шарнхорст» сделал предупредительный выстрел, требуя остановить судно.

Хоффманн и Рёдер обходят строй моряков «Шарнхорста»
Хоффманн и Рёдер обходят строй моряков «Шарнхорста»

После выстрела на борту британского судна в районе полубака немцы наблюдали дым, затем англичане сбросили за борт дымовой буй ( сброс сопровождался вспышкой, возможно нештатное срабатывание дымовой аппаратуры), что немцы приняли за сброс мины или торпеды. Хоффману также доложили об обнаружении на корме судна артиллерийского орудия. Все это произошло за минуту. Судно было определено как вспомогательный крейсер.

В 17-03 Хоффманн приказал открыть огонь. В 17-04 на «Шарнхорст» заговорили пушки обеих носовых башен ГК.

С «Равалпинди» сразу ответили огнем из четырех шестидюймовок. По немецким данным в 17-07.

По версии нескольких британских историков первым огонь на поражения открыл именно «Равалпинди» чуть ли не в 16-55. Вопрос-кто первый открыл огонь остается спорным. Да и хронология хромает, пишут, что хронометры линкоров расходились на 9 минут!

Дуэль проходила на дистанции около 5 миль. В 17-11 к расстрелу бывшего лайнера подключился и «Гнейзенау».

«Равалпинди» отвечал своими четырьмя шестидюймовками. Но соотношение сил было очевидным.

В 17 ч 06 мин залп 280-мм снарядов попал в надстройку вспомогательного крейсера, разбив радиорубку. Второй залп разнес пост управления и уничтожил одно из орудий правого борта, третий угодил в район машинного отделения и вывел из строя динамо, тем самым обесточив корабль, после чего подача снарядов к орудиям прекратилась. Были сбиты за борт кормовая труба
и грот-мачта.

Один из снарядов разорвался буквально под мостиком, но Кеннеди чудом уцелел.

Последнее, что он сказал своим офицерам-

«Мы будем драться с ними обоими, и они потопят нас. Прощайте»

Потом он приказал передать расчетам приказ на самостоятельную стрельбу, так как дальномер уже был уничтожен и с двумя матросами направился на корму, чтобы еще раз попытаться поставить дымовую завесу. Вернулся только один из матросов и сообщил, что командир убит.

По рассказам выживших, на борту был ад, корабль горел «как лист бумаги». Заживо горели раненые, детонировали в пожаре боеприпасы. Командир одного из орудий кричал на своих мёртвых артиллеристов, чтобы те продолжали вести огонь.

Один британский снаряд все-таки попал в «Шарнхорст» и разорвался на юте, не причинив линкору существенных повреждений.

Орудия линкоров замолчали через 13 минут. Лайнер превратился в остров огня, на нем продолжали детонировать боеприпасы.

Шлюпка с примерно 40 ранеными при спуске на воду перевернулась и в ледяной воде никто не выжил. С горящего лайнера подавали сигналы о помощи, но немцы ограничились подъемом выживших на шлюпках. «Шарнхорст» спас семерых, «Гнейзенау» поднял 21 моряка. Всего шлюпок успешно спустили три, с двух моряков подняли немцы, одну либо не заметили либо не успели, ее позже обнаружил британский вспомогательный крейсер.

Погибло 238 человек, выжило 38. По другим данным тридцать семь человек были спасены немецкими кораблями, еще 11 были позже подобраны HMS Chitral.

Бой продолжался около 40 минут. Командир погиб вместе со своим кораблем. «Равалпинди» стал первым из пятнадцати погибших во время войны вспомогательных крейсеров.

Вскоре сигнальщики немцев заметили на западе корабль, к месту боя спешил «Ньюкасл», получивший радиограмму от Кеннеди. На дистанции около 8 миль им были обнаружены горящий «Равалпинди» и еще два корабля, опознанных как броненосцы типа «Дойчланд».

Маршалль посчитал свою миссию выполненной и уклонился от ночного боя. Под прикрытием дымовой завесы и дождевого шквала, немецкие корабли на полном ходу ушли на восток. В 17-28 Флот метрополии получил кодовый сигнал «Жёлтый» и Королевский флот приступил к поиску нападавших. Ориентиром им служил горевший несколько часов «Равалпинди».

Адмиралтейство отозвало все вспомогательные крейсера и, благодаря этому, уже на следующий день, 24 ноября, вспомогательный крейсер «Читрэл» (HMS Chitral), возвращавшийся на базу, обнаружил полузатопленную шлюпку с 10 моряками из экипажа «Равалпинди». Так британцам стали известны подробности короткого боя.

-22

В целом, у немцев все получилось. Британцы начали искать несуществующего противника там, где его не было. Из Клайда выдвинулись основные силы Флота Метрополии (линкоры «Родней», «Нельсон» и тяжёлый крейсер «Девоншир» (HMS Devonshire). Линкор «Уорспайт» (HMS Warspite) покинул охраняемый конвой и заблокировал Датский пролив, линейный крейсер «Рипалс» (HMS Repulse) и авианосец «Фьюриес» (HMS Furious) срочно вышли из Галифакса, а линейный крейсер «Худ» (HMS Hood) и французский «Дюнкерк» (Dunkerque) направились в северную Атлантику.

Крейсера и эсминцы усиленно патрулировали возможные пути в Северное море, а прибрежный конвой ON-3 на всякий случай вернули обратно в порт Метил.

Соединение Маршалля в это время отдыхало на севере, на границе Норвежского и Гренландского морей. Выждав сутки, линкоры утром 25 ноября осторожно двинулись на юг, вдоль норвежского побережья, но из-за приближающегося мощного циклона вновь вернулись на север, чтобы уйти в прорыв между Шетландскими островами и Норвегией под прикрытием шторма.

Задержка с возвращением линкоров заставила сильно поволноваться командование в Берлине. Только после обеда 26 ноября коротким кодовым радиосигналом Маршалль сообщил о преодолении 58-й параллели. Шторм снова прикрыл германские линкоры и 27 ноября «Шарнхорст» и «Гнейзенау» вернулись в Вильгельмсхафен.

О гибели в бою с броненосцем «Дойчланд» у южного побережья Исландии вспомогательного крейсера «Равалпинди» Адмиралтейство сообщило 26 ноября.

Война только начиналась и британское общество еще не адаптировалось к потерям, тем более практически в "домашних водах". А плохие новости шли одна за другой.

«Чем же занимается, в конце концов, военно-морской флот?» — так Уинстон Черчилль в своих воспоминаниях описал реакцию британского общества на известие о том, что 23 ноября 1939 года вспомогательный крейсер «Равалпинди» вместе с 238 членами экипажа погиб в бою с немецкими линкорами «Шарнхорст» и «Гнейзенау» у берегов Исландии. Страна только начала приходить в себя от шока после гибели линкора «Ройал Оук» (HMS Royal Oak) в главной базе флота Скапа-Флоу, как немцы нанесли удар в водах, где их появление считалось практически невозможным.

Выжившие моряки с «Равалпинди» после возвращения домой
Выжившие моряки с «Равалпинди» после возвращения домой

29 ноября 10 выживших моряков с «Равалпинди» были доставлены из Шотландии в Лондон, где им была устроена торжественная встреча. В сопровождении эскорта конной гвардии, моряки прибыли к зданию Адмиралтейства, где их встретил Второй морской лорд адмирал сэр Чарльз Литтл (Charles Little), который официально объявил им благодарность за службу. Посмертной наградой Эдварду Кеннеди стало упоминание в донесении (mentioned in dispatches). Креста Виктории, по мнению Адмиралтейства, ему не полагалось.

Однако и его удачливый оппонент не сыскал лавров после боя. Внутренние интриги в Кригсмарине лишили заслуженного признания, пожалуй, самого успешного флотоводца нацистов.

И это несмотря на то, что уже 27 ноября Штаб SKL констатировал, что все поставленные в операции цели полностью достигнуты. Судоходство противника и его патрульная служба в значительной степени дезорганизованы, крупные корабли союзников ушли на север, развязав руки «Шпее», прорыв «Дойчланда» остался тайной для англичан. При этом германские линкоры впервые совершили дальний поход в тяжелых погодных и боевых условиях. Техника показала себя надежной, моряки тоже не подвели. Потерь немцы не понесли, крейсер потопили, пленных взяли.

Вывод Штаба: «превосходство английского флота в своих водах отныне не является неоспоримым»

Мнение Гитлера: «наши незначительные военно-морские силы вышвырнули англичан из Северного моря».

Результаты успешного рейда Маршалля были смазаны эпичным фейлом германского военно-морского гения у Ла-Платы всего через 3 недели. Капитан цур зее Ганс Лангсдорф (Hans Langsdorff) после боя с отрядом английских крейсеров поддался на британский блеф и затопил «Адмирала графа Шпее» 13 декабря 1939 года.

Главком Кригсмарине Эрих Рёдер не простил Маршаллю вызова на ковер к фюреру. 18 июня 1940 года Маршалль был вынужден оставить свой пост. В воспоминаниях Рёдер потом довольно пространно изложил свои претензии к бывшему подчиненному- он считал, что Маршалль должен был потопить и подошедший лёгкий крейсер «Ньюкасл», истратил слишком много боеприпасов на «Равалпинди» и не проявил нужной решимости. Претензии явно надуманные, впрочем Маршалль деликатно парировал нападки начальника:

«До сих пор ещё никто не подвергал сомнению аксиому, гласящую, что крупные корабли ночью должны избегать любых контактов с миноносцами и разведывательными силами противника».

Эрих Йоханн Альберт Редер
Эрих Йоханн Альберт Редер

Во время Второй Мировой войны во флотах Британской империи служило 57 вооруженных крейсеров ( Mechant Cruisers), в том числе два - в Королевском флоте Австралии, один - в Королевском флоте Новой Зеландии и три - в Королевском флоте Канады, остальные - в Королевском флоте.

Два корабля Королевского флота Австралии, а также HMS Kanimbla , который позже был возвращен австралийцам, затем были преобразованы в войсковые десантные корабли для операций на островах Тихого океана.

В целом вспомогательные крейсера, с высокими бортами, отсутствием бронирования, низкой скоростью и устаревшим слабым вооружением, не стали звездами Королевского флота. Их возможности были ограничены дозорной и конвойной службой. При этом 15 из них, более четверти, было потеряно в начальный период войны.

Из четырех мобилизованных судов R-класса войну пережили два. Они продолжили службу и после войны, только уже в качестве военного транспорта и ремонтного судна.

«Ranchi»

-25
Ранчи после Второй мировой войны, с демонтированной кормовой трубой
Ранчи после Второй мировой войны, с демонтированной кормовой трубой
Рисунок пером и тушью Ранчи работы Эрика Робинсона, который служил на этом корабле кадетом в 1946 году
Рисунок пером и тушью Ранчи работы Эрика Робинсона, который служил на этом корабле кадетом в 1946 году

«Ranpura»

-28
-29
-30
HMS RANPURA as a repair ship.
HMS RANPURA as a repair ship.
-32

-33
-34
-35
Кок с "Ранпуры". Рождество.
Кок с "Ранпуры". Рождество.

«Rajputana»

-37
-38
-39

-40
«Раджпутана» гибель
«Раджпутана» гибель

-42
-43
-44
-45

Большая просьба не забывать ставить лайки, алгоритмы платформы их учитывают при продвижении канала.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник

Флоты холодной войны. 1946-1991. Справочник

Флоты однополярного мира. 1991-2036. Справочник

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам