Найти в Дзене
Глобальная История

Человек, который раскопал Древний Египет

История изучения Древнего Египта похожа на увлекательное повествование, которое незазорно было бы рассказывать у костра. От античных свидетельств и вплоть до современных раскопок в Дельте, которая так неохотно делится своими секретами – у всех периодов этого изучения были свои герои. Но сегодня я хочу рассказать об одном конкретном человеке – сэре Уильяме Флиндерсе Питри – британском археологе, деятельность которого на территории Египта, Барбара Мертц в своей книги сравнила с полетом дракона – неутомимо разыскивавшего все новые свидетельства древних времен.

Питри внес неоценимый вклад в изучение цивилизации Древнего Египта. Достаточно сказать, что к моменту начала его деятельности в области археологии Египта, о Египте люди знали все еще довольно мало. Даже об эпохе Древнего Царства, времени строительства великих пирамид было известно…почти ничего неизвестно, разве что имена царей. Что уж говорить о египетской доистории, того что мы называем ныне додинастическим периодом. У всякой истории, в том числе и истории Египта, есть пролог. И во многом именно Питри, стал тем человеком который этот пролог и написал. Но и история о нем самом нуждается в прологе (в прологе хотя бы биографических данных), к написанию которого мы и приступим.

Сэр Уильям Мэтью Флиндерс Питри, ставший со временем одним из виднейших британских археологов, основоположником систематической египтологии, профессором и человеком в честь которого назовут музей египетской археологии (в Лондоне) родился 3 июня 1853 года. Имя мальчику дали в честь его деда, мореплавателя и исследователя Австралии. Мальчик ввиду слабого здоровья получил домашнее образование (в процессе образования овладев шестью языками) и уже в детском возрасте заинтересовался археологией.

-2

Его знакомство с живой плотью египетской истории произошло в 1883 году, когда Общество исследования Египта отправило его на раскопки в Танисе, который когда-то являлся столицей Египта Позднего Периода. С самого начала своей археологической деятельности в Египте Питри зарекомендовал себя как талантливый археолог и артефакты, раскопанные им быстро стали украшением многих музеев.

В 1885 году Питри добился серьезного археологического прорыва – им были открыты развалины Навкратиса, торговой фактории, построенной некогда греками в Дельте Нила, для торговли с египтянами. Вскоре в голову Питри пришла идея, которая может ныне показаться (на первый взгляд) банальной и вообще не очень интересной, но которая на самом деле стала явлением его гениального археологического чутья и ключом к познанию египетских древностей.

Так вот, Флиндерс Питри (Флиндерс это кстати не имя, а фамилия матери) подумал о том, что ключ к сравнительной датировки истории Египта скрыт в…керамики. Подумаем, как мог он рассуждать. Часто ли вы сохраняете осколки разбитой посуды? Наверное, нет. Вот так же и древние египтяне. Разбивалось керамическое изделие – некий сосуд, его осколки и бросали где-то поблизости. А потом пришли археологи, нашли оставшиеся черепки и смогли их датировать. А они лежат именно в том слое археологическом, в котором и были изготовлены. И в результате получилась верная историческая датировка. Таким образом Питри стал одним из основоположников археологической стратиграфии, т.е. метода определения относительного возраста того или иного предмета, добытого в ходе раскопок.

-3

Опробовал Питри свою теорию в раскопках под Иерусалимом (да, одним Египтом его деятельность не ограничивалась, но именно в нем нагляднее всего проявилась его одаренность).

Проводил Питри раскопки в Файюмском Оазисе (вновь Египет), где им были обнаружены целые, нетронутые захоронения, а также около 60 так называемых фаюмскийх портретов (египетские погребальные портреты, датированные римской эпохой)

Следующим этапом археологической деятельности Питри стали раскопки в Амарне. Амарна, некогда называлась Ахетатоном – именно туда перенес столицу Египта фараон-еретик Эхнатон, который попытался бороться в эпоху Нового Царства с традиционным религиозным культом и ввел почитание Атона – бога солнечного диска (не забыв и о самом себе – его тоже нужно было почитать как бога). Так вот, результаты работы Питри, как и в предыдущих случаях оказались впечатляющи. Им был раскопан царский дворец, храм Атона, царские покои Эхнатона, зал с архивом и частные дома.

Питри в работе отличала дотошность и внимательность к деталям. Он совершенно не заботился о внешних условиях жилья и питания. Что, как пишет все та же Мертц, порой приводило к забавным последствиям. Из-за того, что Питри не заботился об удобствах, археологическая группа порой вынуждена была есть весьма сомнительную пищу. Так пара его студентов получила пищевое отравление, а затем ухаживая друг за другом у них случился роман. Питри очень серьезно относился к археологической работе и не терпел, когда другие археологи действовали слишком грубо и невнимательно. Так например Питри люто возненавидел французского археолога Амелино, который фактически разгромил Абидос (место захоронения древнейших царей на юге Египта) в котором вел раскопки. В последствие Питри пришлось «подчищать» за Амелино и пытаться спасти ценные артефакты, с которыми тот так небрежно обращался.

-4

Питри вообще отличался резким характером (и прежде всего в отношении французский ученых, с которыми у него дела решительно не клеились). При этом среди египтян, помогавших археологическим экспедициям в качестве рабочих он относился тепло и снискал среди них уважение.

Внес Питри вклад и в изучение главного некрополя Египта – Гизы, причем дабы не отрываться от своей деятельности устроил себе жилище прямо в гробнице близ пирамид:

«Чудесное жилище я устроил в гробнице, вытесанной в скале, — писал Питри. — Приделал только дверь и оконную раму, поставил этажерку, подвесил гамак из рогожи — в общем устроился так комфортабельно, что лучшего желать не приходилось… Около девяти утра я начинал работу. Когда мы делали замеры, мой слуга Али держал над теодолитом зонт, чтобы предохранить его от солнца, до моей спины тень уже не доходила. Али устраивал себе полуденный отдых, а я старался работать как можно дольше. Когда темнело, я собирал инструменты, аккуратно складывал их в гробнице, а слугу отпускал. Около шести или семи я разжигал костер и углублялся в расчеты, пока в котелке не закипала вода, затем ужинал (какой-нибудь суп, матросские сухари и помидоры, которые в Египте великолепны, немного шоколада), после десятичасовой работы без еды и питья все это казалось чрезвычайно вкусным и щло только на пользу. Вечернее умывание… и я опять садился за расчеты и просиживал над ними примерно до полуночи… Во время раскопок я вставал рано, на рассвете. При обследовании Великой пирамиды я всегда выходил на работу вечером, как только удалялись туристы, и с сонным Али в качестве ассистента трудился до полуночи, а то и до утра; так получалось, что иногда я работал… по четырнадцати часов без перерыва».

Почти любая эпоха истории Древнего Египта оказалась затронута археологической деятельность Уильяма Флиндерса Питри. Так например он открыл заупокойный храм и гробницу фараона Аменемхета III (царя XII династии – эпохи Среднего царства).

-5

Флиндерс Питри в 1889 году приступил к изучению того, что представляло собой не более чем гору щебня, которая высилась неподалеку от деревеньки Хавары. Видимо само научное чутье подсказала археологу, что с этим необходимо поработать. И каков же итог? Питри пришел к осознанию того, что то, что представлялось горой чуть ли не мусора является остатками сильно разрушенной пирамиды времен Среднего царства. Потребовались неимоверные усилия всех работавших археологов и результат не заставил себя ждать. Древняя пирамида, пусть и в весьма печальном облике предстала перед исследователями. Питри долго искал вход в нее, но так и не нашел, так что пришлось пробивать лаз внутрь пирамиды своими силами. В результате работы, которая продолжалась несколько недель открылся проход в пирамиду. Лаз привел камеру, оказавшуюся помещением, находившимся над погребальной камерой фараона. Сама усыпальница оказалась затоплена. Спустившись по веревке в погребальную камеру Питри обнаружил что она давно разграблена. Но жертвенный алтарь, сделанный из Алебастра вознаградил его усилия.

Роясь в зловонной жиже, Питри извлек на свет остатки погребальной утвари, в том числе — сосуд из алебастра, на котором было начертано имя «Аменемхет». В соседней камере Питри нашел бесчисленное множество жертвоприношений. Все они были посвящены царевне Пта-Нофру, дочери Аменемхета II

Неоценимый вклад внес Питри в историю додинастического Египта. Именно к этой древней до-истории приложил он своей стратиграфический метод – датировку по керамическим черепкам. Питри пронумеровал найденную керамику, день за днем сопоставляя данные и факты. В результате у него получилась последовательность из 50 слоев, к которым относилась найденная керамика. Но Питри работал на перспективу, так что каталогизировал черепки присвоив им нумерацию от 30-го до 80-го слоя. Таким образом, Питри предвидел, что последующие за ним археологи могут обнаружить еще более древнюю керамику, вот и оставил в списке для нее место.

Питри за время своей археологической деятельности на ниве Древнего Египта исследовал, изучил более чем тридцать пирамид, в одной из которых обнаружил ценный клад. Но самое главное он добыл сведения, которые позволяли объяснить технику строительства пирамид.

Среди учеников Флиндерса Питри был археолог, который в 1922 году нашел гробницу Тутанхамона – Говард Картер.

Спасибо за внимание!

Наука
7 млн интересуются