Найти в Дзене
Минская правда | МЛЫН.BY

Герои Антарктиды. История выживания советских ученых после пожара на станции «Восток»

Оглавление

Антарктида стала последним в истории человечества открытым континентом. Случилось это относительно недавно — в позапрошлом веке. Сразу после этого многочисленные ученые и экспедиции желали покорить новую землю. Сделать это было трудно. Климат Антарктики крайне суровый. Плюсовые температуры — редкость. А отсутствие возможности для возделывания культур делают его практически невозможным для проживания. Но у людей получилось. С середины ХХ века на материке появилось несколько станций, на которых ученые изучали Антарктиду. Одной из самых суровых считалась советская станция «Восток», расположенная внутри континента. Здесь температура никогда не поднималась выше -40.  А в 1982 году случился пожар, который фактически обрек находившихся там ученых на верную гибель. Но советские исследователи вопреки всему смогли выжить.

-2

Покорение Антарктиды

Антарктическую станцию «Восток» построили в 1957 году. Здешние условия считаются одними из самых экстремальных на Земле. Нахождение там отягощают не только морозы, но и высота (разреженный воздух), а также крайне плохая погода. В окрестностях станции, к слову, зафиксирована самая низкая в истории метеонаблюдений естественная температура — -89,2 С. Особенно зимой, которая здесь выпадает на период с мая по сентябрь. В эти месяцы добраться до ученых практически невозможно. В остальное время провизию и необходимые материалы доставлялись с помощью самолета либо чисто антарктического изобретения — санно-гусеничного поезда.

-3

Всего станция на момент происшествия была рассчитана на полтора десятка исследователей. Здесь проводились различные эксперименты, брались пробы снега на анализ. Все ради науки! А точнее, ради понимания, какие процессы происходили на нашей планете миллионы лет назад. Ведь Антарктида считается самым нетронутым континентом Земли, что представляет большой интерес для изучения ее флоры. Кроме того, ученые занимались изучением поведения магнитного поля Земли, так как станция находилась рядом с Южным Полюсом планеты.

Около четверти века станция работала исправно. Конечно, мелкие инциденты случались. Но происшествий, способных повлиять на работоспособность лагеря, не случалось. До поры до времени.

-4

Пожар на дизельной станции

Ночью 12 апреля, аккурат в День космонавтики, на «Востоке» случается нечто ужасное — пожар. Произошел он, вероятнее всего, из-за короткого замыкания. На тот момент на станции находился 21 человек, включая нескольких сменщиков, ждавших возвращения домой. Возгорание заметили поздно. К моменту начала попыток тушения дизельные установки практически полностью выгорели. Вместе с ними погиб и дизелист — Алексей Карпенко.

Очень стремительными темпами домики начали остывать. Температура воздуха к тому моменту достигла -67 градусов. Но самое паршивое заключалось в том, что сгорели все основные и запасные генераторы, а также станция связи. Проще говоря, «Восток» был без света, связи, тепла. Оставалась лишь надежда, да два десятка ученых, способных что-то предпринять. Помощи извне в ближайшие несколько месяцев ждать было глупо. А еще наступила полярная ночь. Так или иначе, полярники начали операцию по собственному спасению.

-5

Без истерики

Ситуация казалась патовой. Впрочем, вероятно этот фактор сыграл на руку ученым. Они оставались невозмутимыми. Сразу начали думать о восстановлении подачи тепла. Благо, дизельное топливо оказалось в сохранности, пусть и в почти замершем состоянии. На свалке нашлась старая печь, которая осталась еще с 1950-х готов, способная работать на соляре. Ее монтировали и пытались запустить около 16 часов. Получилось! Едва тепло начало разливаться по помещению, туда перетащили все съестные продукты, которые могли погибнуть от мороза. Включили и радиосвязь. На Большой земле от происшествия, мягко говоря, пришли в ужас. Но работники «Востока» успокоили: мол, ничего страшного, выживем. Пусть и форс-мажор, но все будет в порядке. Ученые даже заверили, что проведут все исследования согласно плану.

-6

Из использованных газовых баллонов исследователи соорудили что-то вроде капельных печек. Оборудовали даже свой печной завод. Из парафина, который был на станции для научных целей, а также асбестового шнура, наладили производство свечей. Что касается кухни, то аэролог Иван Козорез нашел оптимальный состав теста, из которого можно было получить вполне себе годные лепешки. А потом даже небольшую хлебопечку. Производительность оказалась небольшой. За час получался всего килограмм хлеба. Пекарю приходилось работать весь день, но иного варианта не было. Полярник Петр Астахов так вспоминал первые дни:

— Мы проводили «раскопки» на свалке в надежде разыскать что-нибудь пригодное. Наткнулись на выброшенный предшественниками дизель-генератор. Он весил около тонны. Расстояние от свалки до станции метров 500-700. Притянуть агрегат на себе, как бурлаки, мы бы не смогли, ведь снег при 70 градусах мороза почти не скользит. Требовалась техника. С помощью паяльной лампы удалось отогреть двигатель трактора. Мотор еле работал, но все же мы сумели отбуксировать дизель-генератор. К счастью, его состояние было небезнадежным.

А как с водой

Воду пришлось добываться, топя лед. Импровизированные печки работали «не покладая рук». Из-за этого снег и лед вокруг станции стал абсолютно черным. Виновата была сажа. Шутка ли! Полярники даже смогли оборудовать подобие бани. Выглядело это так. В бочке из-под соляры вырезали дно и заварили швы. Получилось что-то вроде самовара. Но и тут производительность была низкой. В день там могли помыться три-четыре человека. Но баня исправно продолжала работать.

После пожара ученые жили на станции еще более 220 дней. Форс-мажор не смог выбить людей из колеи. Он спокойно, естественно со скидкой на случившееся, продолжали работать, проводить эксперименты, делать аналитические выводы из полученных результатов.

Антарктической весной наконец прибыла помощь. Среди приехавших был и врач, по воспоминаниям которого он ожидал увидеть полностью деморализованных, истощенных и убитых своим положением людей. Каково же было его удивление, когда он встретил 20 вполне себе довольных жизнью людей! При этом, на Большую землю никто из ученых сразу улететь не захотел.

-7

А еще спустя пару недель до «Востока» добрался санно-гусеничный поезд, который дотянул до станции генераторы, большой запас продуктов, дизельное топливо и стройматериалы. Электростанцию быстро ввели в строй. Еще несколько недель люди продолжали наблюдения, которые не успели завершить в срок.

Эта экстремальная зимовка стала причиной гибели лишь одного человека. Того самого дизелиста Алексея Карпенко. Как оказалось позже, именно он первым заметил пожар и успел выключить дизели, тем самым сохранив топливо. Но за несколько мгновений он успел надышаться угарным газом. Вытащить его не получилось, так как температура горения была крайне высокой. Факт: дизельная станция, несмотря на мороз, сгорела буквально за полтора десятка минут.

Вскоре на «Восток» прибыла очередная смена. Полярники уехали домой. Алексея Карпенко похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы. Именно на нем последний покой находили все ученые, погибшие на Антарктиде.

Удивительно, но в самом СССР подвиг долгое время толком не был известен. Причин этому много. К 1982-му страна находилась в очевидном застое. И обществу банально не было до этого дела. Про подвиг 21 человека стало известно лишь в наше время.

Автор статьи: Алесь Крупский

Автор фото: из открытых источников и носят иллюстративный характер