Воспитание маленьких советских граждан начиналось с пеленок. Ясли принимали малышей с 3 месяцев. И к самостоятельности приучали рано. В 5 лет в детском саду меня учили убирать посуду и поливать цветы.
Я был дежурным по группе. А книжку Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» мы знали наизусть. Такое четкое разделение на черное и белое здорово помогает в определении настоящих жизненных ценностей.
На собрании октябрятской звездочки мы воспитывали хулигана Витю. Одноклассник любил посмеяться над малышами, подставить подножку.
Так как были мы тогда второклассниками, собрание напоминало, наверное, птичий базар. Решение вынесли такое: не разговаривать с Витей, пока не прекратит безобразничать.
Такие дети встречаются повсеместно. Плакаты были призваны возместить недостаток родительского воспитания. Нарушители правил сознавали, что поступают недостойно, и усовестить их было относительно легко.
Но попадались и нахалы, на которых не действовали ни увещевания, ни лозунги.
«Те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор» — высказывание, может, и парадоксальное, но я тоже так считаю. Не думаю, что плакаты помогали привить любовь к чтению, но роль книги в образовании и воспитании все понимали.
Я согласен, отметки — не главное. Важнее — иметь знания и уметь их применить. Но отличники всегда считались элитой класса и с дальнейшей учебой у них проблем не было, а для успеха в жизни это важно.
Умение трудиться воспитывали со школы.
Дети врут, не задумываясь о последствиях. Я бы поспорил с утверждением, что надо всегда говорить только правду: бывает ложь во спасение, например.
Но это уже философия, а школьные плакаты учили не врать родителям и учителям. Класса до 3-го это работало. А потом, увы, мы выучивались обманывать и хитрить.
С современной точки зрения, здесь сплошь нарушение техники безопасности. Конечно, никто не заставлял ребят варить борщ на всю школу.
Нас учили, например, делать табуретки или скворечники. Девочки осваивали швейную машинку и кулинарию. Такие навыки всегда пригодятся.
А такие плакаты надо вешать во всех современных школах. Самостоятельное выполнение домашнего задания — мощный стимул формирования личности. Конечно, иногда мне отец помогал справиться с особо трудной задачей. Но остальное — только сам.
Увы, такие плакаты не работали. Мячи разбивали окна, карбид шипел в лужах, а свинец плавился в консервных банках, превращаясь в пульки для рогаток. Но безобразников и шкодников в нашем классе не было.
Собирать металлолом было весело. И только потом пришло осознание, что мы его нагромоздили, а вот сдать его куда-либо у взрослых вряд ли получится. Уж больно далек от цивилизации был наш городок.
Друзья, какой из плакатов, по вашему мнению, наиболее актуален, а какой безнадежно устарел? Пишите, мне интересно ваше мнение.