Найти тему
Parnas on-line gallery

Что сделал с трупом жены Клод Моне?

Оглавление
Клод Моне, фотография Надара, 1899 год
Клод Моне, фотография Надара, 1899 год

Мы знаем Моне, как отца импрессионизма. Его картины дышат светом и радостью жизни. Но был в карьере живописца и весьма печальный эпизод, связанный с одним из его шедевров.

Искусствоведы считают полотно «Камилла на смертном одре» одним из величайших его произведений. Легкая манера импрессионизма встречается с глубокой жизненной драмой, где скорбь обретает совершенно новые черты. Это гениально и просто невероятно!

«Мадам Моне с сыном», Ренуар, 1874
«Мадам Моне с сыном», Ренуар, 1874

Когда первая жена Моне умирала, он был рядом. На французский манер, их романтические отношения долго оставались неоформленными, они познакомились в 1864, поженились семь лет спустя. Пробыли вместе пятнадцать лет, родили двоих детей. Но роды ослабили тяжелое состояние Камиллы, очевидно, она была глубоко больна, хотя точно не известно, чем именно.

Болезнь скосила ее невероятно быстро, последний вдох жены стал для Мони не только трагедией, но и творческим всплеском. Вместо того, чтобы горевать или принимать необходимые меры, он, как истинный художник взялся за кисть и тут же, у смертного одра, стал писать портрет умершей. Это может показаться дикостью. Живописец словно не понимал, что делает, но остановиться не мог.

Камилла Донсье
Камилла Донсье

Он плакал и ненавидел себя за то, что делает, но продолжал делать. Вот что позже он оставил в своих воспоминаниях об этом трагическом эпизоде: «Я не человек, я животное, вращающее мельничный жёрнов».

Но портрет получился прекрасный – светлый, одухотворенный. На нем лик Камиллы скован печатью вечного покоя. Рот слегка приоткрыт, сложены руки на груди, саван окутывает весь образ женщины полупрозрачным облаком.

 Камилла на смертном одре, Моне, 1879
Камилла на смертном одре, Моне, 1879

Удивительно, что в таком внешне жизнеутверждающем стиле, как импрессионизм, можно поместить столько трагичности. Этим произведением Моне не только почтил память дорогого человека – так, как умеют изливать чувства лишь художники – но и выразил очень важную мысль.

 Камилла на смертном одре. Фрагмент
Камилла на смертном одре. Фрагмент

Заключается она в следующем: смерть – это часть жизни и, как ни крути, трагизм потери не должен, и не может, лишить все остальное существование подлинного смысла. А искусство, по его мнению, стоит над всем и смотрит с высока – такова его природа. Произведение Моне волнует и завораживает, как и большинство работ мастера, хоть смысл в них иногда противоположен друг другу.

Какое впечатление на вас оказала эта работа? Делитесь мнением в комментариях под статьей и подписывайтесь на наш канал!