Как царский главнокомандующий смог одолеть имама в Чечне и победить в Кавказской войне
Существует весьма распространенный миф о том, что генерал Ермолов якобы победил в Чечне и Дагестане. На самом деле, это конечно действительности никак не соответствует.
Ермолов своей предельно жестокой политикой лишь настолько усугубил кавказскую ситуацию, что Чечня и Дагестан с переменным успехом и Шамилем во главе воевали против Российской империи еще добрых четверть века после его отставки. И чуть было не вынудили царскую власть подписать с ними мир.
Реально же точку в Кавказской войне в Чечне и Дагестане более-менее смог поставить князь Алексей Барятинский. Представитель древнего аристократического рода, еще с юных лет воевавший на Кавказе в составе Кабардинского егерского полка.
В Чечню князь Барятинский впервые попал еще в 1841-м год, молодым корнетом. Принимал участие в тяжелейшем Даргинском походе, окончившимся для царской армии большими потерями и почти нулевым результатом.
Князь Алексей Барятинский летом 1856 года назначен был командующим Кавказской армией. Получив в управление громадный край, где шла тяжелейшая, стоившая России огромных человеческих и материальных жертв, князь Барятинский сумел спасти ситуацию.
Князь Барятинский отлично знал вверенный ему непростой регион. И осознал - добиться мира в Чечне можно лишь одним путем. Договорившись с самими же чеченцами. И четко следовал данной политике.
В частности, князь Барятинский создал особую форму управления подконтрольной территорией Чечни. Создал должность так называемого начальника Чеченского народа. Основал в крепости Грозной чеченский народный суд (мехкеме), где местные судьи разбирали дела по шариату и адатам (обычаям). Власть на местах получили по факту местные горские старшины.
Кроме того, при Барятинском в Чечне создавалась новая милиция, в том числе, из бывших наибов (наместников) Шамиля.
Вся эта гибкая административная политика, вкупе с большой усталостью чеченского народа от войны, а также недовольства все более авторитарным правлением Шамиля, и привела к тому, что нохчий постепенно начали переходить на сторону России.
Продуманные административные действия князя Барятинского сочетались с военными успехами. Занято было считавшееся прежде неприступным Аргунское ущелье, 1 апреля 1859-го года пала чеченская ставка Шамиля - Ведено.
Имам оказался вытеснен из главной базы своего сопротивления - Чечни. 25 августа того же года сам Шамиль сдался лично князю Барятинскому в дагестанском Гунибе.
Генерал-фельдмаршал Барятинский ушел в отставку с поста Главнокомандующего на Кавказе в декабре 1862 года. Удостоился золотой шпаги с надписью «В память покорения Кавказа». После долгое время жил за границей в Швейцарии - сказалось здорово расстроенное на войне здоровье.
Ожидалось, что в русско-турецкой войне 1877-1878 гг царь Александр II доверит пост верховного главнокомандующего именно князю Барятинскому. Но тот предпочел на должность своего брата Николая Николаевича Романова.
Последние годы князь Барятинский провел в Женеве, где ушел на 64-м году от болезни сердца. Упокоен был победитель Кавказа в родном селе Ивановском Курской губернии.
Именем князя Барятинского названа была станица Барятинская в Чечне (ныне Горячеисточненская), улица в Грозном (ныне - Умара Димаева).