В конце марта 1940 года Ворошилов озвучил доклад по итогам советско-финской войны, в котором рассмотрел сильные и слабые стороны нашей и финской армии, а также сделал из этого выводы.
Надо сказать, что в последнее время Ворошилова принято рассматривать как человека совершенно непригодного для армии, однако его доклад (и не только) показывают, что в своей должности он быдл вполне уместен и во многом является одним из отцов Советской армии.
Следует отметить и то, что подобные доклады всегда являются большим испытанием для армейского руководства, поскольку необходимо соблюсти очень тонкий баланс, чтобы и реальное положение дел не исказить, и себя не подставить, и врага не превознести, но и не представить слишком слабым и т. д.
Одним словом, здесь нужно быть еще и тонким дипломатом. Похоже, что Ворошилов справился и с этой задачей. Итак, рассмотри, как Ворошилов видел финскую армию.
Достоинства финской армии
По его мнению, финны оказались устойчивым соперником и притом недурно подготовленными к войне. Заслуживающая уважения организация, вооружение и обученность финнов дополнялись впечатляющей маневренностью, дисциплиной и стойкостью.
Отмечал Ворошилов и то, что костяком финской армии, во многом обеспечившим ее стойкость, является финское белогвардейское движение «Щюцкор».
Ворошилов оценил и необычайно тщательно проработанную тактику действий небольших подразделений, как и индивидуальные качества каждого отдельного финского солдата.
Высоких оценок заслужило вооружение финнов, в частности пистолет-пулемёт «Суоми» на 72 патрона, который оказался очень надежным оружием и мог использоваться почти в любых условиях.
Финны имели большое количество всевозможных мин заграждения, а также легкий миномет, которые умело использовались против советских войск.
Хорошее знание местности, и наличие небольших диверсионных групп лыжников, вооруженных десятком ПП «Суоми» не только ночью, но иногда даже днем совершали молниеносные нападения на позиции советских войск в тылу нанося порой большой урон, и скрываясь прежде, чем те успеют отреагировать.
Однако это происходило в основном севернее Ладожского озера, а на Карельском перешейке подобных случаев почти не было.
Вообще финны использовали лыжи намного активнее, чем это можно было бы ожидать, что в сочетании с умением хорошо переносить холод и хорошей ориентировкой на местности принесло хорошие плоды (впоследствии это будет перенято РККА).
В своих действиях финны сделали ставку на оборонительные рубежи, в строительстве которых показали себя с лучшей стороны, оказавшись крайне трудолюбивыми. Во многом именно подобные заграждения делали продвижение наших войск очень медленным.
Активно и почти во всех действиях использовалась маскировка, отмечалась также изобретательность и инициатива.
Еще до начала войны финнами были организованы базы на границе, которые впоследствии использовались их диверсионным частями, когда тем было нужно зайти нашим войскам в тыл.
Разумеется, нельзя не отметить сложную топографию местности, с которой финны были знакомы намного лучше.
Особое внимание Ворошилов уделил линии Маннергейма, вернее ее политическому значению. Простиравшаяся от Финского залива до Ладожского озера, она не только давала финнам преимущество.
Сами финны считали линию Маннергейма неприступной крепостью, и в этом плане с ними были полностью согласны европейские «партнеры» Финляндии, неустанно твердившие, что Красная армия разобьется об эту крепость.
И только это может объяснить почему во время переговоров с СССР Финляндия продемонстрировала полнейшую неуступчивость и отсутствие гибкости, приведшие к войне.
Недостатки финской армии
Что касается недостатков финской армии, то в первую очередь следует отметить значительно меньший резерв – около 600 тыс. человек.
Недостатком была и малочисленность полевой артиллерии, как и ее общая слабость. Не хватало финнам и авиации.
Ворошилов также отмечал, что, несмотря на хорошую подготовку и ряд преимуществ, к масштабным наступлениям финская армия оказалась неспособной.
Впрочем, о невозможности противостоять СССР самих финнов предупреждал и сам Маннергейм.
Во многом этим объяснялось то, что финская армия по большей части занималась обороной линии Маннергейма и партизанскими или диверсионными вылазками.
Командования армии, хотя и не может быть названо плохим, совершило крупную ошибку переоценив неприступность линии Маннергейма.
Второй крупной ошибкой финского командования была недооценка возможностей Красной Армии, особенно ее авиации, артиллерии и способности создавать мощный натиск в наступлении.
Во многом этим объясняется, что вполне достойная финская армия, оказалась в тупиковом положении после того, как Красная армия нанесла первый серьезный удар на Карельском перешейке.
Если Вам понравилась статья – поставьте лайк и выскажите свое мнение в комментариях: нам важно, что думают наши читатели.
Если хотите получить больше интересной информации – переходите на сайт: там Вас ждет много нового!