Найти тему
Visotsky Inc.

Этапы развития менеджмента

Оглавление

Сегодня навыки управления людьми, или менеджмент, широко применяются как в деловой, так и в повседневной жизни, позволяя собственникам бизнеса, да и тем, кто им не занимается, ставить цели и достигать их. Интересно, что вырабатывались эти навыки тысячелетиями, когда человечество собирало и накапливало ценный опыт. Учёные выделяют и этапы развития менеджмента, изучая которые можно прослеживать, как и почему изменялись его ключевые понятия.

Понятие менеджмента

Точно сказать, от какого слова произошёл термин «менеджмент» сложно. Есть учёные, которые придерживаются мысли, что зародился он от итальянского «managgiare», которое переводится как «управление лошадью». Согласно другой точке зрения, свои истоки термин берёт от латинского «manus» («рука») и, соответственно, интерпретируется как руководство, управление.

Несколько значений у термина и в экономике:

  • если он описывает явление, то рассматривается как влияние субъекта управления на объект;
  • если речь идёт о процессе, менеджмент рассматривается как набор последовательных функций, таких как планирование, организация, контроль и пр.;
  • если это наука, то она описывает проблемы управления и их решение.

А в западной литературе термин понимают как процесс планирования, руководства и контроля с задействованием ресурсов для достижения поставленных целей.

Но в любом случае менеджмент сводится к руководству, управлению сотрудниками, процессами.

Цели и задачи менеджмента

Основная цель менеджмента — обеспечить прибыльность компании, сделать её финансово устойчивой. Есть и другие, например:

  • управление производством;
  • рациональное использование имеющихся ресурсов;
  • раскрытие кадрового потенциала и, соответственно, повышение его квалификации, мотивации, лояльности.

Более того, целью менеджмента является и предупреждение или минимизация рисков, которые возникают в условиях рынка и могут негативно отразиться на финансовом положении компании, стать причиной её банкротства. Но это общие цели, а могут быть ещё и специфические, разработанные в рамках отдельного подразделения или касающиеся конкретного направления деятельности.

Тем не менее, все цели направлены на то, чтобы как минимум помочь организации сохранить свои позиции на рынке в любых условиях, а как максимум — улучшить их.

Задачи

Основная задача менеджмента — организовать работу сотрудников таким образом, чтобы вместе они трудились над достижением единых целей. Но важно, чтобы основная цель бизнеса была неизменной и сводилась к тому, чтобы приносить пользу как можно большему количеству людей. Такая цель будет давать вдохновение, но при условии, что собственник бизнеса или руководитель будет регулярно продвигать её среди сотрудников на общих еженедельных собраниях.

Важны и другие моменты: например, грамотно выстроенная организационная структура компании. Она отражает роли сотрудников, подчинения, соподчинения, следовательно, влияет не только на управление, но и на производительность работы всего предприятия и его развитие. При построении организационной структуры важно учитывать как её основные принципы, так и особенности бизнеса. Надо ли говорить о том, что модели для разных компаний, например, страховой и транспортной, будут отличаться.

Другие задачи менеджмента:

  • налаживание эффективного производства, его оптимизация, автоматизация, если нужно;
  • обучение сотрудников, повышение их квалификации, стимулирование;
  • определение нужных для работы ресурсов и источников их получения;
  • разработка стратегии развития, поиск и освоение новых рынков;
  • контроль выполнения задач и пр.

Задачи определяют функции менеджмента, а именно: планирование, организация, мотивация, контроль.

Этапы зарождения и развития менеджмента

Выделяют 4 этапа.

Древний

Он охватывает период с IX–VII тысячелетия до н. э. до XVIII века н. э. В первобытном обществе находились старейшины (главы семей, общин), которые организовывали людей, деля их на группы, каждой из которых доверялась та или иная задача (поиск пищи, строительство жилья и т. д.). Так зарождался менеджмент. А развивался он в III тысячелетии до н. э. в Древнем Египте, когда там появился государственный аппарат, хотя ещё и слабо дифференцированный. Тогда на территории насчитывалось 40 номов (областей), которыми управляли единые правители.

Любили организованность и порядок и в Древнем Междуречье, и в Древней Греции, где, к слову, формировалось демократическое управление. Описывали искусство управления Сократ, Ксенофонт, Аристотель, Платон, Кир и др.

Период индустриализации

Он приходится на 1776–1890 гг. Описывая его, вспоминают работы А. Смита, поскольку именно они оказывали огромное влияние на формирование представлений об управлении государством в тот период. Шотландский экономист описывал формы разделения труда, обязанности государя. Сделал свой вклад в развитие менеджмента и Р. Оуэн, который писал о необходимости улучшения условий труда.

К тому же в XIX веке была индустриальная революция, которая ознаменовалась массовым переходом к машинному труду и появлением большого количества производств с работниками, которыми надо было управлять. А для этого нужны были управленцы. Ими становились лучшие сотрудники, прошедшие обучение (по сути, это и были первые менеджеры).

Важные даты и моменты в этот период:

  • 1856 г., когда Д. МакКаллум показал структуру менеджмента с помощью организационной схемы;
  • 1881 г., когда был разработан курс предпринимательского менеджмента для одного из колледжей США.

В России на развитие менеджмента оказало огромное влияние развитие туристско-экскурсионного дела. Организовывались экскурсии, росло количество желающих путешествовать в связи с появлением индустриальных мегаполисов и увеличением доходов работающего населения, и нужны были организаторы, менеджеры по туризму, которые бы составляли программы поездок.

Период систематизации

Он пришёлся на ХХ век. В то время существенно увеличивались предприятия, менялись взгляды, что, соответственно, отражалось на тенденциях развития менеджмента. Теперь нужны были люди, которые бы смогли выстраивать сложные технологические процессы и контролировать деятельность тысяч рабочих. Параллельно развивалась наука об управлении людьми. Свой вклад в неё внесли А. Файоль, Ф. Тейлор, Т. Эдисон и др.

Информационный период

Длится он с 1960-хх гг. по настоящее время. Ознаменован появлением системного подхода в теории. Стало понятно, что в управлении всё должно быть взаимосвязано, иначе решение проблем в одной области станет причиной их появления в другой. К тому же в этот период появилась вычислительная техника. А поскольку процесс управления считали логическим, таким, который может быть выражен математически, разрабатывались и системный, процессный подходы к менеджменту.

Также в это время окончательно обозначились основы менеджмента:

  • качество;
  • контроль;
  • сервис.

Стала важной и работа с персоналом. Фокус был на том, чтобы обеспечить людям хорошие условия деятельности, в которых они смогли бы раскрыть свой потенциал, наладить коммуникацию. Ещё один момент — необходимость мотивации работающих на постоянное совершенствование.

Важно! Это основные этапы развития менеджмента, но выделялись и другие. Так, есть мнение, что развиваться он начал только с начала ХХ века, когда появилось издание Ф. Тейлора «Принципы научного управления». Следующий период ознаменовался появлением трудов А. Файоля, Д. Муни. В отдельный этап вынесено время развития психологии и социологии и их влияния на роль работника в системе управления. А последний, восьмой этап проходит в наши дни и характеризуется появлением новых тенденций в развитии современной теории менеджмента, а это: демократизация методов теории управления, осознание важности применения материально-технической базы и т. д.

Основные школы управления

В процессе развития менеджмента выделяются и школы управленческой мысли, благодаря которым формировались ключевые понятия, подходы к управлению. Среди них:

  • Школа научного управления (1885–1920 гг.). Считается, что появилась она благодаря Ф. Тейлору, так как именно он обосновал важность научного подхода к управленческому процессу в вышеупомянутой книге. Его принципы управления сводились к использованию экономических методов работы, грамотному подбору кадров, правильной их расстановке и взаимодействию руководства и персонала. Кроме того, основоположник этой школы считал материальное вознаграждение лучшим побуждением к труду для рабочих.
  • Классическая школа, или административная. Считается, что она приходится на период с 1920 по 1950 гг. Своим появлением она обязана А. Файолю. Французский социолог изучал функции управления, разделяя их на общие, подходящие к любой сфере деятельности, и специфические. Теоретик и практик менеджмента также считал, что сначала важно разработать структуру, в которой бы отображались все важные функции, не дублируясь при этом, а затем уже искать соответствующий персонал. Основные принципы этой школы: функциональное разделение труда, единство руководства (у каждого сотрудника один начальник, от которого он и получает распоряжения), необходимость планирования, контроля, мотивации в управлении.
  • Количественная школа (с 1950 г.). Ознаменовалась использованием в процессе управления математических приёмов, методов статистики, теории вероятности в обосновании управленческих решений. Применялся системный подход, однако есть мнение, что представители этой школы уделяли мало внимания человеческому фактору.

Были и другие школы. Так, к 1960-ым гг. сформировалась эмпирическая, одним из основных принципов которой была необходимость в привлечении сильного руководителя, компетентного в самых разных вопросах.

Современные тенденции развития менеджмента

Можно выделить следующие особенности:

  1. Широкое развитие культуры организации, то есть принципов, ценностей как одного из мощных побудительных мотивов работников к труду.
  2. Стратегическое управление. Разработка стратегии, планирование позволяют компании эффективнее работать, ставить цели и достигать их.
  3. Совершенствование методов оптимизации и управления бизнес-процессами с целью экономии ресурсов и получения лучших результатов без потери качества работы.
  4. Формирование и развитие новых видов менеджмента, например, стратегического, инвестиционного и т. д.

Также к современным тенденциям развития менеджмента относится распространение методов эффективного управления, применяемых в коммерческих организациях, в некоммерческих или муниципальных учреждениях. То есть у них также появляются принципы, миссия, стратегия и пр.

Выводы

Искусство управления людьми зарождалось ещё во времена существования Древнего Египта и Древней Греции, хотя его развитие пришлось на XIX–XX вв., когда стало увеличиваться количество предприятий, работающего персонала, и появилась необходимость управлять этими людьми. О принципах эффективного управления, подходах к функциям управления и обоснования управленческих решений писали теоретики и практики науки — Ф. Тейлор, А. Файоль и др. Благодаря их трудам сформировались отдельные школы менеджмента.

Сам он продолжает развиваться до сих пор, а применение его методов и приёмов и сегодня позволяет компаниям расти и процветать.

Подпишитесь на канал, чтобы не упустить полезную информацию в наших статьях и регистрируйтесь на бесплатный мастер-класс по систематизации бизнеса Александра Высоцкого.