Найти в Дзене
шОферские байки

Что такое Испано-Сюиза?

Швейцарец Марк Биркигт после окончания службы в армии в поисках работы отправился в Барселону. Здесь он познакомился с владельцем фабрики по производству омнибусов. Талантливый инженер и изобретатель Биркигт убедил хозяина начать строить автомобили. Выпустив всего шесть штук, предприятие обанкротилось. Его перекупил банкир, который через год, «наигравшись», вновь выставил фабрику на продажу.

В 1904 году группа испанских финансистов во главе с Дамианом Матеу купила предприятие, создав La Hispano-Suiza Fabricade Automoviles S.A., что означало «Испано-швейцарская фабрика автомобилей». Марк Биркигт стал её генеральным директором и главным конструктором.

И начали они делать шикарные автомобили Испано-Сюиза. Быстрые и мощные, они участвовали и побеждали в гонках, прибавляя популярности марке. Одна из моделей так восхитила короля Испании, что осталась в истории как Испано-Сюиза Альфонсо XIII.

Во время Первой мировой войны компания производила авиационные моторы. Мощными и надёжными, передовой конструкции двигателями оснащались около половины боевых самолётов Франции и Англии.

После войны Французский завод компании становится основным производителем люксовых автомобилей. Здесь делают культовые модели, которыми владели Пабло Пикассо, Альберт Эйнштейн, Грета Гарбо. Испанские же заводы занимаются изготовлением более простых легковых и грузовых автомобилей, автобусов, тракторов, авиадвигателей и оружия.

-2

В это время на моделях Испано-Сюиза появился летящий аист. Этот символ провинции Эльзас во время войны рисовали на своих самолётах французские асы.

В 1937 году Испанское правительство национализировало все заводы компании в стране. Вскоре производство легковых автомобилей прекратили. После войны все активы были переданы под контроль компании Enasa, которая производила грузовики, тракторы и оборудование. В 1994 году всё это поглотила компания Ивеко.

Французский завод, также перешёл в руки правительства в 1938 году, автомобильное производство закрыли, все силы были брошены на выпуск авиадвигателей. После окончания Второй мировой предприятие продолжило выпуск авиационного оборудования и в 1968 году было приобретено авиа концерном Франции Snecma.

Но на этом история Испано-Сюизы не закончилась.

В 2010 году швейцарская компания Hispano Suiza Automobilmanufaktur AG с инженерным центром в Австрии представила, созданный французскими дизайнерами прототип автомобиля Испано-Сюиза Магуари. Руководство компании утверждает, что продолжают дело Марка Биркигта. Буквально через несколько месяцев они получили иск от La Hispano-Suiza Fábrica de Automóviles SA. Эта компания входит в состав испанского конгломерата, возглавляемого мужем Кармен Матеу, правнучки Дамиана Матеу.

Швейцарцы настаивают на праве делать автомобили Испано-Сюиза, так как испанская компания этим не занимается. В ответ, испанцы в 2019 году показали свой концепт спортивного электромобиля Испано-Сюиза Кармен. Спор о том, кто же имеет право на эту марку автомобилей идёт до сих пор.