Одним из ключевых преобразований Филиппа II Августа являлось становление во Франции королевской модели управления государством. "Новое видение" в первую очередь являлось переосмыслением опыта прошлого. Период стабильности и порядка в массовом сознании неразрывно связывался с именем Карла Великого; именно опыту созданной им Империи с сильной королевской властью пел всяческие дифирамбы монах аббатства Сен-Дени Сугерий, хронист и советник королей Людовика VI Толстого и Людовика VII, отца Филиппа Августа. Основываясь на идеях своих предшественников, молодой король Филипп II видел главную проблему, препятствующую укреплению власти монаршей персоны - феодальное своеволие, абсолютное господство крупных феодалов и магнатов в политической жизни страны. К самой персоне короля у феодалов было неоднозначное отношения. Действительно, они признавали за монархом определенный престиж, связанный с миропомазанием и коронацией, но на деле же зачастую великие феодалы королевства смотрели на короля как на равного себе. Нужно признать, что небезосновательно феодалы ставили себя на равне с королем или даже выше его. Обладая огромными территориями а следовательно большим количеством подконтрольных вассальных контингентов и стабильным притоком денежных средств крупные феодалы были вполне способны проводить собственную независимую политику. При Людовике VII королевская власть не решалась выступить против феодалов, полностью завися от их поддержки. Главное достижение правительства Людовика заключалось в успешном превращении земель Иль-де-Франса в настоящий оплот Капетингского дома. Расширение же королевского домена не являлось задачей правительства этого короля. С восшествием на престол Филиппа II проблема противостояния короля и феодалов лишь усугубилась: молодой король решил покончить с феодальным своеволием возвеличив и дав реальную силу своей власти. Победа в борьбе с Феодальной Лигой (ей посвящена моя первая статья) позволила королю продолжать свою деятельность, направленную на отстранение крупных феодалов от управления королевством.
Таким образом была заложена новая модель управления - королевская. За термином "королевская модель" кроется решительная победа королевской власти во всех отраслях общественной и политической жизни в противовес господству магнатов и феодалов. Естественно, одним из ключевых пунктов этой новой программы являлось расширение непосредственно королевского домена и все вытекающие из этого последствия - увеличение численности королевской армии, становление новой чиновничьей системы (бальяжей, превотств) и т.д. То есть при Филиппе II меняется сам масштаб противостояния: если его отец Людовик VII вел дела только с феодалами собственного домена, то Филиппу пришлось противостоять владельцам всех крупных фьефов Франции (в данном контексте Франция - это территориальное обозначение, а не политическое или государственное формирование). Об ограниченных возможностях Людовика свидетельствует например тот факт что если раньше король даровал привилегии церквям, городам и крестьянам лишь в землях собственного домена, а в жизнь остальных частей королевства он вмешивался редко и эпизодически, то теперь же ситуация кардинальным образом меняется. Филипп проводил политику покровительства церквям и бедным рыцарям на землях всего королевства, и в первую очередь на землях своих политических соперников, подрывая их влияние и авторитет. Постепенно крупные феодалы были отстранены от дел управления государством - после их естественной кончины Филипп закреплял полномочия их должностей на персоне короля, расширяя таким образом спектр собственных возможностей.
Внешняя же политика из территориальных споров с герцогом Нормандским превратилась в затяжную борьбу с Английским королевством. Во втором десятилетии XIII в. вмешательство короля Филиппа во внутренние дела Священной Римской Империи спровоцировало формирование против Французского королевства коалиции Западных держав. Все это свидетельствует о серьезных изменениях масштабов политического противостояния. Новое видение развития государства, позволившее Филиппу создать поистине большую державу теперь уже заметно отличалось от устройства соседних государств, с чем никто мириться не собирался.
Таким образом грандиозная битва при Бувине 27 июля 1214 г. важна не просто как редкое для Средневековья генеральное сражение, решившее исход всей кампании. На поле битва при Бувине Филипп защищал свое право на собственное видение развития феодального государства. Это столкновение феодальной королевской модели (на примере Франции) и старого классического феодализма (на стороне которого выступила Священная Римская Империя и Английское королевство). Именно поэтому победа при Бувине буквально создало Францию, поскольку впервые во французской истории люди сражались за единое целое - в данном случае за королевскую власть.
Королевская модель во Франции действительно серьезным образом преобразовала феодальную систему. Важно понимать что это не принципиально новая идея, повлекшая за собой революционные изменения или слом системы. Королевская модель управления - это логическое развитие феодализма, послужившее объединяющим фактором для французских земель. Впервые таким фактором объединения, помимо единого языка, стала королевская власть и непосредственно персона короля, обладающая широкими полномочиями. Именно персона новоиспеченного Короля Франции (взамен старому королю франков) помогла создать насколько это возможно в рамках феодальной исторической действительности единое государство - Французское королевство.
Урюмцев Е.Р. Франция эпохи Филиппа II Августа