Скоро мне нужно ложиться в больницу. Это у меня такая традиция, раз в год или полгода приходится на два-три дня оказываться в больнице. А это сбор анализов, ЭКГ, осмотр терапевта... Ну и что-то нештатное возникает: то родинку содрала, то палец отморозила, то ноги борщевиком сожгла. В общем, врачи меня видят часто.
И именно благодаря своей невезучести я сейчас точно знаю, что все эти полтора года, за исключением, может, первых недель, нековидная медицина в Петербурге работала хорошо. Думаю, в Москве и других мегаполисах - тоже. Насчет городов поменьше и сельской местности уже уверенности нет.
Некоторые из вас могут помнить, что в начале пандемии я сделала прогноз: я думала, что пандемия сильно пошатнет позиции власти, а то и вовсе ее опрокинет. Потому что выбор прошлой весной казался очевиден: или обнищание и коллапс экономики в постоянном карантине, или коллапс медицины и рефрижераторы на улицах.
Но медицина выдержала. Все три волны я внимательно за ней наблюдала и даже испытывала ее изнутри - она выстояла. И это, конечно, очень неожиданное открытие: не та мы страна, чтобы от нашей медицины чего-то ждали.
В общем, я, что называется, отвечаю за свои слова. И сгодня вышла моя колонка об этом в Газете.ру: как медицина спасла в эти полтора года всю государственную систему.
Я не верю, что у нас многократно преуменьшали число заболевших и погибших. Мы бы знали, если бы гибло в 2-3-4 раза больше. Данные наши вполне сопоставимы, с поправкой на численность населения, с Германией.
А еще - со Швецией. Знаете, что нас всех объединяет? Фактически, в наших странах здравоохранение организовано по системе Семашко: большой коечный фонд, сильные противоэпидемиологические службы, а главное...
Ну, кто догадается, что здесь главное? Главное, что во всех этих странах человек с температурой может вызвать врача на дом, а не идти на прием самому. Нам это кажется естественным: если ты совсем пластом лежишь, то вызываешь врача. Но в большинстве стран не так, у них люди сами ехали в больницу и там дополнительно заражали. И даже если где-то на время пандемии рекомендовали пациентам с подозрением на ковид ждать врача дома, это плохо работало, потому что такой алгоритм не отлажен, врачи не сумели быстро перестроиться, а люди не выработали привычки при температуре сидеть дома. В итоге они шли к врачу и разносили инфекцию.
А в Швеции, Германии, России предусмотрен выезд врача на дом. Как и в странах, которые на корню победили эпипедию: Южная Корея, Япония...
Все думали, в чем секрет, почему ничего не рухнуло, а статистика такая мягкая? Конечно же, говорили, что все скрывают и фальсифицируют. Но за полтора года мы бы узнали о подлогах, если бы они были масштабными. Дело в другом - у нас просто был Николай Семашко, который выстроил систему здравоохранения мобилизационного типа.
Кстати, страна, сохранившая модель Семашко в наиболее точном виде и являющаяся сегодня одним из мировых лидеров по числу госпитальных коек в пересчете на 10 тысяч населения - 110, это... Белоруссия. И я думаю, что секрет их благополучной статистики не только в умелом подсчете, а в том, что они сохранили советскую модель здравоохранения, которая разрабатывалась в условиях войн и частых эпидемий.
Теперь она пригодилась. Заметьте, я не говорю о качестве нашей медицины и ее развитии. Я пишу о советской модели, которая проявила себя сейчас как наиболее эффективная в борьбе с новой вирусной инфекцией.
-----------------------------------------------------------------------------------------