Найти тему
ИстПросвет

Как сержант Никулин совершил беспримерный подвиг, отказавшись вступать в члены ВКП(б)

Оглавление

На Русском Севере где-то в районе волховских болот стояла никому не нужная высотка, у которой не было даже названия. Но вот началась война, и безымянная высота превратилась в точку, из-за которой русские и немецкие солдаты несколько месяцев рвали друг друга глотки и "месили" из всех видов оружия. Но и в минуты затишья бойцов поджидала опасность.

Перед боем
Перед боем

Рассказ сержанта Никулина

Однажды утром рота, состоявшая из 67-ми бойцов, штурмовала чёртову высоту. "Она была невелика, но, по-видимому, имела стратегическое значение", ибо наше и немецкое начальство маниакально старалось её захватить. По ней так часто били из всех видов оружия, что сбрили растительность подчистую. Даже почва на макушке была срыта метра на полтора, а то и два. Как пишет Н.Н. Никулин, после войны на высоте "долго ничего не росло и несколько лет стоял стойкий трупный запах". В земле вперемешку лежали осколки снарядов, части поломанного оружия, гильзы, разорванная одежда и человеческие кости.

Полдня, не меньше, рота без устали атаковала высоту. Солдаты сами не заметили, как ближе к полудню "оказались в забитых трупами ямах" на её гребне, то есть выполнили боевое задание. Вечером их сменили свежие подразделения, и остатки роты отправились в тыл. Из шестидесяти семи человек в живых осталось только двадцать шесть.

Взять высоту любой ценой
Взять высоту любой ценой

Великая честь

Солдаты поужинали и валились с ног от усталости. Им бы всем лечь и забыться сном, но их уже поджидал примчавшийся из политуправления армии полковник. Прослышав о геройстве солдат, "политначальство" решило облагодетельствовать их на свой лад. "Благоухая коньячным ароматом", полковник обратился к остаткам роты с пламенным призывом немедленно вступить в члены ВКП(б).

"Геррои! - ревел комиссар от восторга. - Взяли, наконец, эту высоту! Да мы вас за это в ВКП(б) без кандидатского стажа!!! Геррои! Уррра!!!"

Закончив торжественную часть выступления, полковник сел за стол и начал составлять список новоиспечённых коммунистов, даже не спрашивая их согласия. Солдаты покорно называли свои фамилии, но вот очередь дошла до сержанта Николая Никулина. Он подошел к полковнику, вдохнул исходящие от него пары дорогого алкоголя и робко сказал:

"А я не хочу…"
"Как не хочешь? - искренне удивился полковник. - Мы же тебя без кандидатского стажа в ВКП(б)".
"Я не смогу…"
"Как не сможешь? Мы же тебя без кандидатского стажа в ВКП(б)!"
"Я не сумею…"
"Как не сумеешь? Ведь мы же тебя без кандидатского…"
Смерть шпионам!
Смерть шпионам!

СМЕРШ разберется

Полковник, похоже, так и не "въехал", как это можно отказываться от такой чести, да ещё без кандидатского стажа! Зато лейтенант из СМЕРШа понял всё и сразу. Он выхватил из кожаной сумки большой блокнот, вперился глазами в политически неблагонадёжного сержанта и грозно спросил:

" Кто тут не хочет?!! Фамилия?!! Имя?! Год рождения?!!"

Пока он записывал данные Никулина в свой "кондуит", лицо его выражало решимость, а глаза сверкали железным блеском.

"Завтра утром разберемся! " – отчеканил СМЕРШевец и вышел из землянки.

Война вносит свои коррективы

Солдаты уснули мёртвым сном, и снилось им, наверное, мирное небо. Только Никулин не мог уснуть в эту ночь. Он метался в тоске и ни на минуту не сомкнул глаз. "Ох, что-то будет завтра! Взойдет солнце, и объявят меня японским шпионом или агентом гестапо! Прощай, жизнь! Прощайте, надежды и мечты!"

Но сказано в Евангелии от Матфея: "Довольно для каждого дня своих тревог". Живи сегодняшним днём, придёт завтра и само вступится за себя.

И вот завтра наступило, но не так как планировал лейтенант СМЕРШа и не так, как боялся сержант Никулин. Ранним утром немцы снова захватили высоту, а днем рота полезла выкуривать их обратно. Бились целый день, но дальше середины ската не продвинулись. Ночью роту отвели в траншеи, и осталось в ней только шесть человек. Остальные навечно упокоились на безымянной высоте.

Постскриптум

Там же, на высоте, остался лежать лейтенант из СМЕРШа, а вместе с ним и его большой блокнот, в котором твёрдой рукой борца со шпионами и вредителями была записана судьба сержанта Никулина.

Так и прошёл Николай Никулин всю войну беспартийным. Не вступил он в партию и после войны, а пользы Родине принёс много, и как боец, и как научный работник Эрмитажа. Так что не обязательно быть партийным, чтобы быть приличным человеком и приносить Отечеству пользу.