Найти тему
Море, люди, корабли.

Крейсер II ранга "Новик", по прозвищу - "Чехол для машин".

Крейсер 2 ранга "Новик"
Крейсер 2 ранга "Новик"

Под конец века 19 го, когда паровые машины в военных флотах окончательно вытеснили паруса, задача поиска противника, в безбрежных водах морей и океанов оставалась актуально как никогда. На момент разработки этих кораблей, радиосвязь была теорией, а до появления радиолокаторов оставалось тридцать лет. Вся нагрузка ложилась на оптику и визуальные контакт, чтобы его установить была нужда в быстроходных и не очень больших кораблях, которые можно было строить много и быстро. Флот Российской империи, на тот момент, упорно влезал в капкан конфликта с Японией, в такой ситуации ему требовалось много кораблей, хороших и разных.

Идея создания универсального малого крейсера родилась из успешного боевого применения малых бронепалубных крейсеров в японо-китайской войне 1894-95 годов. Использование для ближней разведки миноносцев воспринималось скептически, уж больно много у них было проблем с мореходностью, а живучесть была смехотворна. А потому нужен был некий хитрый корабль, больше миноносца, но меньше крейсера, способный найти противника и быстро "добежать" до своей эскадры. Помимо этого, на эти корабли возлагали функции связных, для передачи приказов и важной информации по эскадре, ну и избиения миноносцев противника. Так начала вырисовываться концепция бронепалубных крейсеров 2 ранга. Она разовьется до крейсеров-скаутов и исчезнет к началу первой мировой войны, а затем воскреснет видоизмененная в эскадренных миноносцах.

Водоизмещение данного класса, беря в пример крейсера элсвикского типа, обозначили в пределах от 2000 до 3000 тонн, требования к скорости обозначили в 25 узлов минимум, а так бы хотелось 30. Подобное значение скорости можно было достичь лишь ухудшив другие характеристики. Сторонником скорости выступал вице-адмирал Иван Михайлович Диков, который утверждал, что быстроходный корабль - "может и должен уклониться от всякого боя, во время разведки, заботясь не о мелких победах и боевом отличии личного состава, а об исполнении данного ему поручения". Он считал, что в жертву скорости следует принести все остальные элементы, включая вооружение и бронирование.

С противоположной точки зрения на проект этих кораблей смотрел адмирал Степан Осипович Макаров. Уж больно идеально эти крейсера, правда со скоростью ограниченной 20 узлами и усиленным двумя 203 миллиметровыми орудиями вооружением, укладывались в концепцию "универсального безбронного судна", разработанную Макаровым. Для быстрого насыщения флота боевыми кораблями, он настаивал на сокращении строительства крейсеров первого ранга и даже эскадренных броненосцев, замещая их большим числом малых универсальных крейсеров соответствующих его концепции. Не смотря на большой авторитет Макарова, пожелания его не учли и программа строительства для нужд Дальнего востока осталась неизменна.

"Новик" вид сверху, Картинка из свободных
"Новик" вид сверху, Картинка из свободных

Головной крейсер серии заказали у немцев, учитывая их успехи в строительстве крейсеров, корабль получил имя "Новик". Двух его собратьев строили на Невском заводе, по переработанным чертежам и измененному проекту, из-за чего образовался подтип "Жемчуг", вторым был "Изумруд". В программе планировалось четыре малых крейсера разведчика, причем однотипных, но на практике получилось собрание из крейсеров трех типов, последний "Боярин", строили по собственному проекту.

Проектируя "Новик", специалисты германской фирмы "Шихау" соперничали со своими коллегами из Франции, Италии, Британии,

"Новик", картинка из свободных
"Новик", картинка из свободных

ну и русским Невским заводом. По предварительным расчетам для того чтобы достичь скорости в 30 узлов была необходима силовая установка общим весом под 2000 тонн, это машины плюс котлы. То есть из 3000 тонн водоизмещения оставалась 1000 на все остальное. Всего одной тысячи тонн на корпус, вооружение и прочее было очень мало, аппетиты умерили до 25 узлов, в таком виде проект становился приемлемым. Именно проект фирмы "Шихау", с водоизмещением больше проектного всего на 80 тонн и гарантированной скоростью в 25 узлов, вооружением в шесть 120 миллиметровых орудий и с приемлемой защитой, был признан победителем. Про водоизмещение "Новика" информация имеет противоречия, по данным из других источников крейсер имел полное водоизмещение в 2719 тонн.

Инженеры "Шихау" уложились с силовой установкой в 790 тонн, она была трехвальной и состояла из трех машин тройного расширения, плюс 12 котлов. Свое обидное прозвище "чехол для машин", крейсер получит в публикации от одного из германских специалистов, считавшего избыточной мощность и вес энергетической установки для корабля подобного водоизмещения. Скорость постройки "Новика" впечатляла, его заложили 29 февраля 1900, а уже в 1901 крейсер был принят для приемочных испытаний. Правда с испытаниями не все шло гладко. При достижении повышенных оборотов была отмечена вибрация, особо сильно проявлявшаяся в центре корпуса. Ее устранили поменяв ходовые винты и проведя регулировку машин.

В состав флота "Новик" попадает 14 сентября 1902 года, а 2 апреля 1903 года прибывает в Порт-Артур. В начавшейся 27 января 1904 года Русско-Японской войне, крейсер участвует активно, но больше ловит вражеские снаряды, чем причиняет вред противнику. Бой в желтом море заканчивается для крейсера тремя надводными пробоинами и прорывом в Циндао, откуда "Новик" пытается прорваться во Владивосток. Крейсеру не хватало угля и он заходит в порт Корсаков на Сахалине, где был вынужден принять бой с японским крейсером "Цусима". В этом бою "Новик" попал противнику ниже ватерлинии, что вызвало сильный крен у японского крейсера и из боя он вышел. Сам "Новик" в этом бою получает три подводных пробоины и две надводных. Судьбу корабля решила перехваченная радиограмма о приближении другого японского крейсера. Учитывая имеющиеся повреждения было принято решение затопить крейсер. Пришедший японский крейсер "Титосэ" в волю настрелялся по полузатопленному крейсеру, правда не ясно зачем.

В японском флоте "Новик" получает имя «Судзуя», у него снимают одну трубу и убирают боковые двигатели. Сначала он числился как авизо, а под конец был кораблем береговой обороны и 1 апреля 1913 его сдают на слом.