"Матушка в Купальницу по лесу ходила,
Босая, с подтыками, по росе бродила..."
Сергей Есенин
Время праздников у славян было священным, наполненным весельем, развлечениями, обрядами - работать категорически запрещалось. Воскресенье (ранее называвшееся "неделя") также было выходным днём. Праздники были связаны с определёнными сезонными явлениями природы, которые влияли на сельскохозяйственную деятельность и семейно-бытовыми событиями (рождение, свадьба, похороны).
Календарный год состоял из обрядового цикла, делившегося на комплексы (масленичный, летний). Начало и конец каждого комплекса отмечался ритуалами "встреч" и "проводов-похорон" (зимы, весны, осени). Встречи были призывом, приглашением, на них изготавливались символы, а проводы - это изгнание, во время которого уничтожались символы: топились, сжигались, хоронились.
Люди проводили обряды для стимуляции природных явлений (скорейшего наступления тепла, выпадения или таяния снега, роста зелени и урожая) и обращения к силам, от которых, как считалось, зависело их благополучие.
Какие же основные праздники отмечались за год?
Зима
Во время зимнего солнцестояния - Коловорота (промежуток 19-22 декабря в зависимости от года) был день почитания Карачуна. Грозный Карачун повелевал смертью, тьмой, морозами, поэтому это был самый короткий и холодный день зимы.
После окончания Карачуна (25 декабря) наступал праздник Коляды (Сочельник, Первая кутья) - с него начинались зимние Святки и поворот солнца с зимы на лето. Время Святок, длившееся 12 дней, носило пограничный характер: световой день увеличивался, уходил от тьмы, заканчивался старый и начинался новый год. В этот период души умерших приходят с того света, наступает разгул нечистых сил. Святки были насыщены множеством традиций и ритуалов: ряжение и колядование, гадания на суженого, бесчинства молодежи, хождение в гости и вечёрки.
Колядующие, обычно в масках, ходили по домам, пели специальные песни - колядки, после чего ждали угощения от хозяев. Колядующие, скрывающие под маской истинное лицо, не обычные люди, а души умерших. Обидеть умерших, значило потерять их помощь и покровительство в будущем году, поэтому к их приходу готовилось много сладостей (особенно козули - печенья в форме животных, для помощи в скотоводстве) и варилась кутья. Кутья - это древнее обрядовое блюдо, поминальная каша, которую оставляли на ночь предкам (на поминках и особых праздниках).
Святочные гадания девушки проводили разными способами: с помощью зеркал, животных, одежды, карт, теней, подслушивания; в банях, на перекрёстках.
31 декабря, вечер встречи Нового года назывался Щедрым вечером (Средняя Кутья). В Щедрец было принято готовить богатый праздничный стол, а обряды напоминали Сочельник, только вместо колядования проводилось щедрование.
В последний день зимних Святок отмечались Турицы (Третья Кутья). Тур - животное (бык), почитаемое славянами, сын Велеса и Мокоши, покровительствует пастухам, гуслярам и скоморохам, молодецкой удали, играм, пляскам и веселью. В древности в Турицы проводился обряд посвящения в мужчины и выбирался главный пастух селения. В этот день совершались последние гадания на весь будущий год.
Весна
Ко дню весеннего равноденствия приходился праздник Масленицы - граница зимы и весны.
Во время празднования катались с гор ватагами на ледянках, скамейках, рогожах, санках, а смелые парни скатывались на коньках, жгли костры, устраивали кулачные бои, пляски, катание на санях по направлению солнца (праздничный поезд из саней помогал солнцу вращаться, чем длиннее он был, тем быстрее наступало лето), трапезы.
Смысл праздника - стимуляция плодородия, приближение весеннего тепла. На Масленицу начинался весенний брачный сезон - молодые люди ходили свататься.
В это время снова поминали предков, умершие могли греться у костров и есть угощения. Блины - главное блюдо Масленицы, у славян не были символом солнца, они являлись древним поминальным блюдом. Их могли печь и в Сочельник, и на Масленицу. Первым блином всегда угощали умерших предков: клали кусочки на окно или носили на могилу. Считается, что отсюда пошла поговорка "Первый блин - комом" (ко́мы - так в старину иногда называли духов предков), превратившаяся в обычную бытовую. Полностью она произносилась : "Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне".
Завершались празднества проводами-похоронами Масленицы. Чучело Масленицы - олицетворение зимы и смерти, её изгнание (чаще сжигание) обеспечит появление нового мира, весны, урожая.
В апреле проходила Красная горка и Радоница - празднования окончательного прихода весны.
Красная горка - весёлый весенний праздник, был самым популярным днём для свадеб. С этого дня начинались весенние гуляния молодежи, игры, водились хороводы. На пригорках, освободившихся от снега (отсюда название праздника), девушки водили хороводы на рассвете, пели веснянки - заклинательные песни для кликания весны. Они имитировали птиц и пытались вызвать их прилёт, ведь именно с птицами начиналась настоящая весна. Помимо песен, для призыва птиц и весны, пекли печеньки в форме жаворонков и куликов, которые дети клали на высокие места или подкидывали.
После Красной горки наступала Радоница - радостные весенние поминки. Ходили на кладбища к могилам близких, ели кушанья, общались, клали яйца. Яйцо с древних времён было символом возрождения и обновления, плодородия. Яйца использовались на многих праздниках в обрядах, играх.
Лето
Прощались с весной и встречали лето на Русальной неделе (Зелёные Святки, Семик). Семик - единственное время в году, когда можно было поминать не только обычных покойников, но и "заложных", это время считалось "отрадой для их душ". Русалки выходили из воды на сушу и становились опасны для людей, поэтому действовали многочисленные запреты: нельзя было купаться в реке (особенно в полдень и полночь), ходить по лесу одному, полоскать бельё и шить, а также следовало задабривать русалок. В конце праздничного периода проводились похороны (проводы) русалок, их уход в иной мир.
Одним из главных символов Зелёных Святок была молодая берёзка - средоточие плодородной энергии. Берёзки украшали, приносили домой, ставили на месте игрищ, проводили обряды. Девушки ходили в лес и завивали их, сплетали ветви с травой на земле, передавая ей энергию, а в конце развивали и топили ветки в реке, чтобы не было засухи летом.
В это период проводилось кумление - своеобразный обряд инициации для девушек, достигших брачного возраста и половой зрелости. Девушки попарно целовались через венок, завитый на дереве и украшенный яйцом, обменивались подарками и называли друг друга кумой (посестримство). После этого устраивали совместную трапезу под деревьями, обязательным блюдом была яичница.
В конце Русальной недели проводились "проводы Весны", в ходе которых хоронили чучело Костромы (наподобие Масленицы). Кострома была в образе девушки, в белом одеянии или простынях с веткой в руках. Её либо топили в реке, либо сжигали.
Всё эти обряды должны были призывать плодородие, Зелёные Святки - праздник цветения, возрождения природы, а также женский праздник.
Ещё одним важнейшим летним праздником, приходящимся на день летнего солнцестояния (20, 21 июня), расцвета природы был Купала. Название Иван Купала получилось после принятия христианства, когда праздник приурочили к Рождеству Иоанна Предтечи (24 июня), и произошло смешение. Ночь на Купалу была полна обрядов, связанных с огнем, водой и травами.
Главная особенность ночи - очищающие костры, вокруг них водили хороводы, пели, через них прыгали. Девушки, не перепрыгнувшие костёр, считались ведьмами. Парочкам, сумевшим прыгнуть держась за руки, суждено было вступить в брак.
Обязательным на Купалу считались массовые купания голышом, вода в это время обладала живительными и магическими свойствами. Также купались в утренней росе.
Традиционный атрибут праздника - венок из свежих цветов и трав, символ девичества, по ним часто гадали. Купальская ночь - лучшее время для сбора целебных трав. Зелень - универсальный оберег, контакт с ней во время сбора - магическое средство. Два растения - символа Купалы: папоротник и цветок Иван-да-марья. Было поверье, что папоротник цветет раз в году и его мифический цветок даёт необычайные способности (понимание языка животных, невидимость, видимость кладов), но найти и сорвать его было очень сложно и опасно.
Цветок Иван-да-марья - символ магического союза воды и огня, мужчины и женщины. По легенде Иван и Марья брат и сестра, погибшие из-за своей любви и превращённые в цветок. Его раскладывали по углам дома для защиты от воров. Оберегались от зла и нечисти с помощью полыни и крапивы.
Важной частью праздника были молодежные игры, связанные с любовно-брачной тематикой: горелки, пятнашки. Горелки - не просто игра в догонялки, а способ знакомства и сближения для молодёжи. Считается, что название горелки означает "гореть от любви". Игра проходила следующим образом: все делились на пары, кроме одного водящего или "горящего" (обязательно парня), который должен был догнать девушку из этой пары. Тот, чью девушку-пару поймали становился водящим. Так парни выбирали себе невест, общались.
Были и более эротические игры. Обычаи не запрещали разгула в Купальскую ночь, многие уходя в лес на праздник, сближались с противоположным полом и не раз, молодые могли лишаться невинности.
После Купалы начиналась пора сенокосов и жатвы - тяжёлое рабочее время.
Осень
Осенние праздники в основном были связаны с окончанием сбора урожая, началом холодов и подготовкой к зиме.
В сентябре после тяжёлой страдной поры проводились Осенины (14, 21 и 27) - это и прощание с летом, и осеннее равноденствие, и конец сбора урожая и полевых работ, и окончательное наступление осени. В эти дни обновляли в домах огонь, устраивали братчины (застолье всем селом), благодарили Мать Землю и кормили богиню Мокошь киселем и хлебом, поминали умерших.
Птицы улетали на зимовку, змеи и насекомые уползали. Считалось, что птицы и змеи - воплощение душ умерших, переселяются они до весны в Ирий - так в древности назывался потусторонний мир, рай.
День, когда первый снег припорашивал землю, называли Покровом. Люди занимались обогревом жилища на зиму и уходом за скотом, которому предстояла долгая зимовка. На Покров начинался осенний свадебный сезон.
Приходила зима...
Так годовой праздничный цикл завершался и начинался заново.
С течением лет мир меняется, новое наслаивается на старое, становится сложно понять, что было у истоков, в основе. После принятия христианства в 988 году, славянское язычество никуда не исчезло, оно продолжало жить, хоть и подавлялось властями и менялось под влиянием новой религии, сливалось с ней. Служители церкви осуждали древние обычаи, писали поучения против язычества, пытались уничтожать старые порядки. Вводились новые порядки, иногда очень грубо, специально замещая старое, а иногда частично сливаясь с тем, что было.
Преобразовывался даже календарь и праздники. Так, в период Зимних Святок церковь празднует Рождество Христово, яйца стали главным символ Пасхи, старый праздник Купалы слился с Рождеством Иоанна Крестителя, второе августа у славян - праздник конца лета (Перунов день), у христиан стал Ильиным днем, а в современной России ещё и днём ВДВ.
Знаете ли Вы, что у славян были свои названия месяцев? Они описывали точное состояние природы: Просинец, Сечень (Лютень), Березень (Сухий), Цветень, Травень, Червень, Липень, Серпень, Вересень, Листопад, Грудень, Студень. Современные месяцы пришли к нам с латинского языка.
Другими были не только месяцы, до Петра Первого, летосчисление велось от сотворения мира, а не Рождества Христова - разница между которыми 5508 лет. Также до Петра в разные периоды, в разных местах встречали Новый год по-разному, кто-то в январе, кто-то в марте, кто-то в сентябре, он ввел точную дату для всех - 1 января. Таким образом, в один момент люди после 7207 года встретили 1700 год.
И это ещё не всё, ведь мы знаем о таком понятии как старый и новый стиль. Неизвестно насколько точный календарь был у славян до христианства, зато известно, что до XX века он был юлианский, после и до сих пор григорианский, что создаёт большую путаницу в определении точных дат.
Несмотря на все изменения, многие праздники дошли до современности, приносят нам радость и веселье. Какие праздники отмечаете Вы и какое значение им придаёте?