«-Стул?-
- Стул салага. Армейский металлический стул. В умелых руках самое эффективное оружие. Запомни – удачно кинутым стулом можно сбить вертолет…»
(С) Неизвестный прапорщик неизвестной армии.
Представьте, что вы воин.
У вас великолепный меч, который достался вам от прадеда, круглый щит метрового диаметра, шлем – как полагается правильной конической формы и даже с наносником. А ваше тело облачено в стеганку (такой эквивалент средневекового пуховика только вместо пуха набит он конским волосом и значительно тяжелее). И вообще вы весь такой из себя герой, косая сажень в плечах и ростом под два метра (художественное преувеличение, считается, что в те времена люди в среднем были пониже современных). Вы готовы разить врага…
Но проблема в том, что вас и врага разделяет два метра дерева с острым металлическим наконечником, направленным вам в глаз. А когда вы этот самый глаз прикрываете щитом, то тут же теряете из виду и противника и острие копья и собственно жизнь…
Но как же так? Ведь можно мечом обрубить копье, отвести удар, отбить его щитом в конце концов и приблизиться к копейщику на расстояние удара…
Можно. В идеальном мире… В том в котором вы ловко отбив копье щитом, прыжком барса приблизитесь к противнику и пронзите его своим клинком.
Но вы не в идеальном мире. Как и ваш противник.
Вы не сможете отрубить наконечник копья одноручным мечом. Ну вот не сможете и все, не реально. Такое только в кино возможно.
Скажу больше, отклонить копье одноручным мечом тоже навряд ли получиться. Копье далеко не легкое по весу оружие. Особенно если копейщик держит его двумя руками. Оговорка, если копье летит вам в голову, то отклонить его все таки несколько проще, голова - штука маленькая, чем отклонить копье направленное вам в грудь\живот.
И при этом копье очень скоростное. Оооочень скоростное. Тычок копья занимает меньше секунды. И копейщик во всю этим пользуется так как жить хочет не меньше вашего, а еще ему приглянулся ваш меч. В общем против хорошо замотивированного копейщика шансов у вас не много.
Основная проблема при столкновении с копьеносцем это конечно дистанция. Грубо говоря, первый удар точно за копьеносцем, скорее всего и второй. Далее возможны варианты.
Я не буду углубляться в различные аспекты современного фехтования в той же реконструкторской среде, хотя даже там считается, что копейщик довольно неудобный противник для мечника.
Вместо этого обратимся к сути копья.
В предыдущей статье (которая про меч), я получил вполне конструктивную критику. Особенно порадовал аргумент, что меч – первое изобретенное оружие, предназначенное для человекоубийства. Тяжело спорить. Чего уж тут. Но копье первое ОРУЖИЕ в принципе. Все остальное как правило инструменты двойного назначения. Даже дубина помимо прочего способна колоть какой ни будь орех или забивать палку в землю. Копье же – чистый инструмент убийства, изобретенный человечеством. И какая разница кого им убивать - двуногих, четвероногих, парнокопытных, или пернатых?
Основным преимуществом копья является дистанция которую это оружие дарит владельцу в качестве приятного и основного бонуса. Чем дальше мы от противника, тем нам комфортней. Вся последующая военная мысль (да и охотничья), была нацелена на увеличение этой самой дистанции. Помимо использования копья в ближнем бою их кидали (пилумы, джавелины и проч.), кидали также с помощью различных приспособ (например с помощью деревянной палки с упором для основания копья, получался рычаг который значительно увеличивал дальность полета копья).
Копье вообще зарекомендовало себя временем, первыми копьями из дошедших до наших дней являются восемь копий из Шенингена. Им примерно 300 000 лет. И пользовались ими даже не люди (их тогда толком не было), а наши близкие родственники - Гейдельберский человек. Данные существа являются промежуточным звеном в нашей эволюции. Некоторые ученые считают их вообще отдельным, параллельным видом людей, который вымер не выдержав конкуренции.
Все более или менее в курсе, что копья для ближнего боя и и метания это принципиально разные виды оружия. При этом их основное отличие не в длине, а в балансировке. Центр тяжести метательного копья смещен к острию.
По поводу использования копья как основного оружия (может и не повсеместно, но очень широко), намекает и «Сага об Эгиле», написанная в XIII веке. Далее цитата (описывается подготовка викингов к битве при Браунберге произошедшей в 937 году:
«У Торольва было такое вооружение: большой и толстый щит, на голове — прочный шлем, у пояса — меч. Он называл этот меч — Длинный. Это было славное оружие. В руке Торольв держал копье. Наконечник копья был длиной в два локтя, и сверху у него было четырехгранное острие. Верхняя часть наконечника была широкой, а втулка — длинная и толстая. Древко было такой длины, что стоя можно было рукой достать до втулки. Оно было очень толстое и оковано железом. Железный шип скреплял втулку с древком. Такие копья назывались «кол в броне»...(С)
То есть викинг приготовившись к битве а не к поединку, взял в руки копье. Причем не метательное, а вполне себе боевое. Напомню, что год 937. В это славное время броня не была широко распространена.
Максимум кольчуга и то в качестве большой редкости. То есть даже во времена когда сколь ни будь серьезная броня отсутствовала, воины предпочитали начинать бой копьем. Хотя казалось бы, броня редко попадается - махай мечом! Но видимо викинги по дурости своей и наивности не знали что меч «Самое эффективное оружие в бою единственно достойное, удобное и т.п. что бы участвовать в битве». В отличие от современных «экспертов» которые читать, писать умеют и явно лучше разбираются в данном вопросе, чем какой то безграмотный викинг, померший тысячу лет назад.
При этом, в той же саге описывается момент, когда «Эгиль приготовился к бою с Льотом…» и таки взял в руки меч. То есть подразумевается поединок между двумя конкретными воинами, и вот в поединке мечи использовались уже во всю. Подчеркиваю – поединок, дуэль, не битва.
И да, сага так себе источник информации. Так как в ней герои косят врагов аки Халк направо и налево, а те выполняют печальную роль имперских штурмовиков – красиво умирают.
Думаю, эквивалентом такой истории в наше время, можно взять любого современного рыбака который «Взял удочку и поймал вооооот такого карася, метра два не меньше…». То есть имеем два логически достоверных факта «взял удочку» и «поймал карася» а остальное является художественным преувеличением.
Но у копья, которое даже у легионеров с их знаменитыми гладиусами имелось и кидалось во врага в первую очередь, есть один неоспоримый минус. Попав в гущу схватки, когда строй ломается, копьем орудовать скорее всего будет неудобно. Потому оно втыкалось в ближайшую тушку и на сцену выходил меч, нож, топор, все что покороче в общем.
С другой стороны, мечом махать направо и налево когда тебя окружают и свои и чужие – тоже занятие вызывающее определенный скепсис. Как правило если строй ломался у одной стороны конфликта то она априори становилась проигравшей, старалась отступить и вновь сомкнуть ряды где ни будь подальше от противника. Отступление частенько превращалось в тактический маневр под названием «Паническое бегство». И в этой ситуации логично предположить, что победители могли побросать копья, выхватить мечи (у кого были) и лупить по спинам отступающих.
Подведем итоги.
Копье позволяет держать противника на расстоянии, копьем можно быстро колоть, очень быстро колоть, копьем удобно действовать в строю – дотянуться до супостата, который активно лупит вашего коллегу, намного проще, чем мечом (длина имеет значение).
Копье явно проще в освоении чем, что бы то ни было другое. Тыкаем месяц в мишень и собственно готово (это юмористическая вольность если, что. Понятно, что профи тыкали копьем в мишень несколько дольше).
Ну и самое главное – дешево. Очень дешево. Настолько дешево, что и потерять не жалко в отличие от прадедушкиного меча.
Всем добра, чувства юмора и хорошего настроения!)
«Ставишь лайк – чистишь карму!» (С) Мур Котонфуций