Найти тему
Людмила Малышевская

"Будто бомба взорвалась" - советское шоу мирового масштаба

9 июля 1981 года в советской культуре произошел истинный переворот - в "Ленкоме" прогремела премьера рок-оперы "Юнона" и "Авось". Именно прогремела, никак не меньше. По словам главного героя постановки рок-опера произвела эффект разорвавшейся бомбы. И не только на советского зрителя.

Шоу было на невиданном доселе уровне. Рок-оперу мечтали посмотреть тысячи, но билетов было не достать, под "Ленкомом" приходилось дежурить сутками, чтобы заполучить вожделенный пропуск на очередной спектакль. Ох, и обогатились тогда спекулянты на контрамарках из-под полы... Самые активные прикупили к 90м на заработанные с перепродажи билетов деньги нескромные апартаменты.

Но никто не жалел о потраченных средствах, ведь картинка действительно впечатляла.

-2

Для режиссера Марка Захарова это был очень важный сценарий, работа, которой он дорожил, понимая, какой эффект произведет пьеса, если будет допущена к показу. Перед "сдачей" цензуре Захаров отправился в церковь и принес оттуда иконы, расставив их после в гримерках главных героев. Образ Богоматери присутствовал в сценарии, но был завуалирован, иначе был риск не пройти строгую советскую цензуру. Рисковать лишний раз не хотелось, ведь в пьесе и так был и не любимый советской пропагандой "раскрепощающий умы" рок, и не менее порицаемая Библия. Да один Алексеевский флаг на сцене чего стоил!

-3

Марк Захаров считал, что тут замешано какое-то чудо. Как цензура могла пропустить весь сценарий без доработок, да еще и хвалить безмерно? Это был нонсенс, но в очень хорошем смысле.

-4

Актеры отыграли свои роли блестяще. После премьеры почти все участники сего доселе неведомого советскому зрителю смелого действа стали звездами, были замечены именитыми режиссерами и не испытывали в дальнейшем проблем с нехваткой выгодных предложений.

Спектакль стал культовым. На него обязаны были сходить все. Кто не был на "Юноне" и "Авось", тот не "из наших", а "нашими" стремились быть все поголовно. За границей тоже пронеслась волна шума и пыли - такая постановка в "забитом, скучном" Советском Союзе? И что там такого, в этом спектакле, что его стремились посмотреть все мировые звезды?

-5

В Париже премьеру протежировал сам Пьер Карден. А дальше - триумфальные гастроли по Америке и Европе.

Гениальный, харизматичный, неизменный Николай Караченцов играл в спектакле 10 лет подряд, без него постановку никто даже представить себе не мог. Играл от души, яростно, отдавая действу всего себя, вживаясь в роль полностью и без остатка. Катастрофа 2005 года была не личным горем семьи актера, а трагедией для всей страны. После автокатастрофы Николай больше не мог участвовать в спектаклях, пришлось заменить незаменимого. Это был все тот же "Авось", но без былого шарма.

-6

Более четверти века нет СССР, ушли любимые актеры, но спектакль все еще актуален и посещаем. А душу первой постановки мы никогда не забудем.

-7