Найти тему
Black Maria Кино

История кино от Мартина Скорсезе: как кино научилось поднимать серьезные вопросы

В рамках документального проекта "История американского кино от Мартина Скорсезе"1995 г. Мартин Скорсезе рассказал о сложной трансформации кинематографа из морализаторского и политизированного в истинное художественное творчество, посвященное историям о реальном человеке.

Не все кинематографисты боролись с цензурой и высказывали свои политические воззрения с помощью метафор и стилизаций. Были режиссеры, которые занимались иконоборчеством и выступали против действовавшей в Голливуде системы в открытую.

Кадр из фильма "Сломанные побеги", 1919 г. - История о любви китайца и девушки, чей отец является жестоким расистом.
Кадр из фильма "Сломанные побеги", 1919 г. - История о любви китайца и девушки, чей отец является жестоким расистом.

Во 1910-1920-е годы кино было развлечением и побегом от реальности. Но даже тогда появлялись такие фильмы как "Сломанные побеги" 1919 г. Д.У. Гриффита, показывавшие жестоких и несчастных людей, мечты которых никогда не реализуются в жизни. В 1928 г. Э. фон Штрогейм снял смелый "Свадебный вальс", изобличив алчность, порочность и моральное убожество правящих классов.

Кадр из фильма "Я - беглый каторжник", 1932 г. - История о мужчине, приговоренном к каторжным работам. Фильм основан на реальных событиях и являлся критикой реальной действующей системы наказаний.
Кадр из фильма "Я - беглый каторжник", 1932 г. - История о мужчине, приговоренном к каторжным работам. Фильм основан на реальных событиях и являлся критикой реальной действующей системы наказаний.

В 1930-х годах в разгар Великой Депрессии выходят социальные реалистичные драмы, демонстрирующие конфликт власти и изгоев общества - "Я - беглый каторжник" 1932 г. (реж. М. Лерой), "Дикие парни с дороги" 1933 г. (реж. У. Уэллман).

Читайте также: Кино и мировой экономический кризис (1929-1939 гг)

Кадр из фильма "Распутная императрица", 1934 г. - История превращения юной девушки в хитрую и жадную до власти правительницу, использующую секс как инструмент.
Кадр из фильма "Распутная императрица", 1934 г. - История превращения юной девушки в хитрую и жадную до власти правительницу, использующую секс как инструмент.

Другой формой критики стали ленты о богатых и власть имущих. "Распутная императрица" 1934 г. (реж. Д. фон Штернберг) рассказывал о русской королеве. Это стилизованная лента, где главное не сами характеры героев, а их видение режиссером.

Кадр из фильма "Гражданин Кейн", 1941 г. - Лента базируется на биографии реального медиамагната, однако ценится не столько за счет истории, а за счет того как она была показана и рассказана. Для операторов, монтажеров и режиссеров - это настоящее пособие по использованию технических и художественных приемов.
Кадр из фильма "Гражданин Кейн", 1941 г. - Лента базируется на биографии реального медиамагната, однако ценится не столько за счет истории, а за счет того как она была показана и рассказана. Для операторов, монтажеров и режиссеров - это настоящее пособие по использованию технических и художественных приемов.

Главным иконоборцем системы был Орсон Уэллс, снявший "Гражданин Кейн" в 1941 г. Эта новаторская картина продемонстрировала противоречие между демократическими идеями и материально обеспеченной властью. Сняв этот фильм, режиссер утратил свою позицию в Голливуде навсегда.

Кадр из фильма "Великий диктатор", 1940 г. - Адольф Гитлер был уважаемой и властной политической фигурой, когда Чарли Чаплин осмелился снять фильм, пародирующий его персону и политику.
Кадр из фильма "Великий диктатор", 1940 г. - Адольф Гитлер был уважаемой и властной политической фигурой, когда Чарли Чаплин осмелился снять фильм, пародирующий его персону и политику.

Чарли Чаплин в 1940 г. снял рисковый фильм "Великий диктатор", где смело насмехался над Адольфом Гитлером.

Кадр из фильма "Трамвай Желание", 1951 г. - Лента основана на пьесе Теннесси Уильямса и стала шокирующим откровением для зрителей, так как полностью была сосредоточена на сложностях межполовых взаимоотношений.
Кадр из фильма "Трамвай Желание", 1951 г. - Лента основана на пьесе Теннесси Уильямса и стала шокирующим откровением для зрителей, так как полностью была сосредоточена на сложностях межполовых взаимоотношений.

Серьезные и смелые темы Голливуд не любил. Все неприглядное принято было ретушировать или запрещать, основываясь на "Кодексе Хейса". Однако брешь была пробита Э. Казаном с помощью ленты "Трамвай "Желание"" 1951 г. Он снял смелый фильм о плотских желаниях.

Кадр из фильма "В порту", 1954 г. - История о коррупции и профсоюзном движении вписана в историю мирового кинематографа благодаря исполнителю главной роли.
Кадр из фильма "В порту", 1954 г. - История о коррупции и профсоюзном движении вписана в историю мирового кинематографа благодаря исполнителю главной роли.

А спустя 3 года "В порту" Э. Казана открыл миру новый стиль актерской игры с помощью Марлона Брандо. Впервые на экранах была продемонстрирована дуальная природа чувств, совмещающая жестокость и любовь.

Реализм пробился в Голливуд. Режиссеры стали снимать кино о расизме, насилии, гомосексуализме, смертных казнях и военных преступлениях.

Кадр из фильма "Человек с золотой рукой", 1955 г. - История борьбы человека с собственной наркотической зависимостью.
Кадр из фильма "Человек с золотой рукой", 1955 г. - История борьбы человека с собственной наркотической зависимостью.

О. Премингер с помощью лент "Человек с золотой рукой" 1955 г., "Синяя луна" 1953 г., "Совет и согласие" 1962 г., "Исход" 1960 г. и др. сломил киноцензуру.

Кадр из фильма "Сладкий запах успеха", 1957 г. - Нуар о закулисье журналисткой деятельности.
Кадр из фильма "Сладкий запах успеха", 1957 г. - Нуар о закулисье журналисткой деятельности.

Ярким кинособытием стал "Сладкий запах успеха" 1957 г. (реж. А. Маккендрик), показавший героя, который удерживает власть с помощью запугивания и манипуляций. Недвусмысленно было продемонстрировано, что именно осведомители и прихлебатели обеспечивают власть тем, кто ею обладает.

Кадр из фильма "Один, два, три", 1961 г. - Абсурдная история о взаимоотношениях российских политиков и американских бизнесменов на территории послевоенного Берлина.
Кадр из фильма "Один, два, три", 1961 г. - Абсурдная история о взаимоотношениях российских политиков и американских бизнесменов на территории послевоенного Берлина.

Б. Уайлдер нисповергал действовавшие ограничения с помощью юмора. Его комедия "Один, два, три" 1961 г. - это политический фарс, издевающийся над всеми идеологиями и смеющийся одновременно над обеими сторонами Холодной войны.

Читайте также: Голливуд и коммунисты: история послевоенного Голливуда

Кадр из фильма "Бонни и Клайд", 1967 г. - Фильм основан на реальных событиях и поразил зрителей финальным эпизодом, показавшим расстрел главных героев.
Кадр из фильма "Бонни и Клайд", 1967 г. - Фильм основан на реальных событиях и поразил зрителей финальным эпизодом, показавшим расстрел главных героев.

Последний гвоздь в крышку гроба "Кодекса Хейса" вбила криминальная драма "Бонни и Клайд" 1967 г. (реж. А. Пенн). Война во Вьетнаме широко освещалась документальной хроникой и зрители видели много кровавых реальных кадров. Кино же оставалось жестко цензурированным. Но показанная в этом фильме жестокая сцена расстрела изменила все. Насилие превратилось в зрелище.

Кадр из фильма "Лолита", 1962 г. - История взаимоотношений юной нимфетки и взрослого мужчины, живущего в доме ее матери.
Кадр из фильма "Лолита", 1962 г. - История взаимоотношений юной нимфетки и взрослого мужчины, живущего в доме ее матери.

А вместе с насилием частью зрелища стала и сексуальность. Уехавший из Америки С. Кубрик снимает экранизацию смелого романа В. Набокова "Лолита" 1962 г. и чувственный фильм "Барри Линдон" 1975 г. Дж. Кассаветис покоряет зрителей своими драмами о межличностных отношениях "Лица" 1968 г., "Мужья" 1970 г. и др.

Так голливудское кино пережило крах Золотого века, побороло Кодекс Хейса, пережило политические кризисы и пришло к отказу от эпических поэм в пользу историй о человеческих душах.

Читайте также:

Голливуд 1930-1950: Все главные фильмы, звезды, изменения "Золотого века"

Голливуд 1960-х: Все главные фильмы, звезды, изменения

И тут появилось телевидение: Как Голливуд пережил кризис и вернул зрителей в кинотеатры

Источник информации "История американского кино от Мартина Скорсезе", 1995 г.