Найти в Дзене
Black Maria Кино

История американского кино от Мартина Скорсезе

Оглавление

В документальном проекте "История американского кино от Мартина Скорсезе"1995 г. легендарный режиссер рассказал о своем взгляде на режиссерскую деятельность и поделился анализом любимых американских фильмов, определивших историческое развитие киноискусства и его собственный стиль.

Источник фото: luxfon.com
Источник фото: luxfon.com

Чтобы снимать кино нужно обладать смирением. Это одни из первых слов, произнесенных в этой документалке. Мартин Скорсезе подчеркивает, что любой фильммейкер стоит перед дилеммой - как соединить личные интересы и довлеющие извне коммерческие задачи.

Режиссеру необходимо уметь обходить систему и высказывать свои мысли в рамках существующих правил и норм. Ведь прибыль приносит только то, что нравится зрителю. Режиссер и продюсер обязаны найти консенсус, чтобы что-либо создать.

Кадр из фильма "Злые и красивые", 1952 г.
Кадр из фильма "Злые и красивые", 1952 г.

"Злые и красивые" 1952 г. - отличный фильм, рассказывающий о взаимоотношениях режиссера и продюсера в рамках студийной системы Голливуда.

В первые годы существования Голливуда продюсеры были ключевыми фигурами киностудий. Существовало всего 5 компаний-мейджоров. Они контролировали все процессы, владели кинотеатрами, имели долгосрочные контракты с актерами и даже определяли стиль и внешность своих звезд. У каждой студии был свой ярко выраженный стиль.

Такие продюсеры как Дэвид О. Селзник непосредственно изменяли сценарии фильмов, их визуальный ряд и увольняли неугодных режиссеров. Те, кто умел идти на компромисс, успешно работал в рамках студийной системы. Те, кто проявлял индивидуализм, вынуждены были уйти (как Бастер Китон и Эрих фон Штрогейм ), заниматься малобюджетным кино или создавать собственный яркий неповторимый стиль (как Альфред Хичкок, Френк Капра и Сесиль Де Милль).

По мнению Мартина Скорсезе режиссеры в истории американского кино сочетали в себе 4 роли - рассказчика, иллюзиониста, контрабандиста и иконоборца.

РЕЖИССЕР КАК РАССКАЗЧИК

Голливуд с самого старта своего существования разграничил киноискусство на жанры, тем самым создав поточное производство. Кино было прибежищем придуманных историй, а вовсе не рассказом о реальной жизни.

Первым рассказчиком Голливуда, эмоционально воздействовавшим на зрителя своими историями, считается Д.У. Гриффит. Его "Мушкетеры Свиной аллеи" 1912 г. - это предвестник гангстерского жанра кино. Его ученик Рауль Уолш снял гангстерский фильм "Высокая Сьерра" 1941 г. и вестерн "Территория Колорадо" 1949 г. В обоих фильмах он рассказывает одну и ту же историю, но упаковывает ее в разные жанровые шаблоны.

Кадр из фильма "Территория Колорадо", 1949 г.
Кадр из фильма "Территория Колорадо", 1949 г.

В трех базовых для американского кино жанрах - вестернах, мюзиклах и гангстерских фильмах - вариации похожих персонажей появляются снова и снова из фильма в фильм. С каждой новой такой картиной жанры оттачивались до совершенства, обогащались и возносились над своими строгими рамками.

Среди вестернов стоит обратить внимание на фильмы Джона Форда "Дилижанс" 1939 г., "Она носила жёлтую ленту" 1949 г. и "Искатели" 1956 г. А также "Фурии" 1950 г. и "Обнаженная шпора" 1953 г. (реж. Э. Манн), "Большой страх" 1957 г. (реж. Б. Беттикер), "Пистолет в левой руке"1958 г. (реж. А. Пенн).

Кадр из фильма "Театральный фургон", 1953 г.
Кадр из фильма "Театральный фургон", 1953 г.

Гангстерские фильмы имеют особе значение для Мартина Скорсезе. Он особо отмечает такие шедевры как "Возрождение" 1915 г. и "Судьба солдата в Америке" 1939 г. (реж. Р. Уолш), "Враг общества" 1931 г. (реж.У. Уэллман) и "Лицо со шрамом" 1932 г. (реж. Г. Хоукс), "Я всегда одинок" 1947 г. (реж. Б. Хэскин), "Силы зла" 1948 г. (реж. А. Полонски).

Красочные мюзиклы - это в первую очередь "Золотоискатели 1935-го" 1935 г. (реж. Б. Беркли), "42-я улица" и "Парад в огнях рампы" 1933 г. (реж. Л. Бэйкон), "Встреть меня в Сент-Луисе" 1944 г. и "Театральный фургон" 1953 г. (реж. В. Минелли), "Мечтаю о тебе" 1949 г. (реж. М. Кертиц) и "Звезда родилась" 1954 г. (реж. Дж. Кьюкор)

РЕЖИССЕР КАК ИЛЛЮЗИОНИСТ

Кино базируется на технологических изобретениях. Именно стремительное развитие технологии позволило Голливуду опередить другие страны в развитии киноискусства.

Операторское искусство, киномонтаж, развитие пленочных технологий, увеличение киноэкранов, использование цвета, звука и спецэффектов превратили кино в зрелище.

Восхититься декорациями можно в "Нетерпимость" 1916 г. (реж. Д.У. Гриффит) и "Десять заповедей" 1923 г. (реж. С.Б. ДеМилль). Мастерское сочетание крупных планов и мастер-планов - это "Восход солнца" 1927 г. (реж. Ф.В. Мурнау) и "Седьмое небо" 1927 г. (реж. Ф. Борзеги).

Кадр из фильма "Лицо со шрамом", 1932 г.
Кадр из фильма "Лицо со шрамом", 1932 г.

Когда немое кино превратилось в звуковое, кино полностью перестроилось и быстро научилось использовать диалоги, голоса, шумы и звуковые эффекты не только как аттракцион. В "Казённый дом" 1930 г. (реж. Дж. Хилл, У. Уинг), "Лицо со шрамом" 1932 г. (реж. Г. Хоукс, Р. Россон) и "Враг общества" 1931 г. (реж. У. Уэллман) звук рассказывает то, что непосредственно не показано на экране.

Возможность использовать цвета придала красочности и позволила режиссерам передавать чувства и создавать атмосферу благодаря сочетанию цветов и костюмам героев, как, например, в цветном нуаре "Бог ей судья" 1945 г. (реж. Д.М. Стал) и вестерне "Джонни-гитара" 1954 г. (реж. Н. Рэй).

Кадр из фильма "Бог ей судья", 1945 г.
Кадр из фильма "Бог ей судья", 1945 г.

Когда кинотеатры расшили площадь киноэкранов, режиссеры научились погружать зрителей в миры своих кинокартин и создавать эффект присутствия. Это фильмы "Плащаница" 1953 г. (реж. Г. Костер), "К востоку от рая" 1955 г. (реж. Э. Казан), "И подбежали они" 1958 г. (реж. В. Минелли), "Земля фараонов" 1955 г. (реж. Г. Хоукс).

Со времен "2001 год: Космическая одиссея" 1968 г. (реж. С. Кубрик) кинопроизводство стало тесно связано с компьютерными спецэффектами.

Иллюзия кино создается с помощью многочисленных технологий. Но магия кино - это то, что создает режиссер. Истинная магия - это видение и воссоздание киномира его создателями.

РЕЖИССЕР КАК КОНТРАБАНДИСТ

Технические, бюджетные ограничения, различные студийные правила и государственные ограничения всегда толкали и толкают режиссеров к новаторству. Чем больше мешающих правил и меньше бюджет, тем более инновационным и стильным становится кино.

"Люди-кошки" 1942 г. и "Я гуляла с зомби" 1943 г. (реж. Ж. Турнёр) - отличный пример создания устрашающий атмосферы при абсолютном отсутствии спецэффектов.

Кадр из фильма "Люди-кошки", 1942 г.
Кадр из фильма "Люди-кошки", 1942 г.

Нуары, зародившиеся в 1940-х годах стали великолепным способом всего лишь с помощью игры со светом и тенью создавать стильные и мрачные миры как в лентах "Улица страха" 1945 г. (реж. Ф. Ланг), "Объезд" 1945 г. (реж. Э.Д. Улмер), "Двойная страховка" 1944 г. (реж. Б. Уайлдер), "Волна преступности" 1954 г. (реж. А. Де Тот), "Оскорбление" 1950 г. (реж. И. Лупино), "Без ума от оружия" 1950 г. (реж. Д.Х. Льюис), "Целуй меня насмерть" 1955 г. (реж. Р. Олдрич).

Кадр из фильма "Дне недели в другом городе", 1962 г.
Кадр из фильма "Дне недели в другом городе", 1962 г.

Маккартизма, Холодная война, война во Вьетнаме заставили кинематографистов высказывать критику социально-политическим реалиям. Но делать это им приходилось замаскировавшись в метафоры. Яркими примерами таких метафоричных лент являются "Серебряная жила" 1954 г. (реж. А. Дуон), "Всё, что дозволено небесами" 1955 г. (реж. Д. Сирк), "Больше чем жизнь" 1956 г. (реж. Н. Рэй). А "Происшествие на Саут-стрит" 1953 г. и "Шоковый коридор" 1963 г. (реж. С. Фуллер).

Если "Злые и красивые" 1952 г. В. Минелли стал осмыслением Золотого века Голливуда, то выпущенный им спустя 10 лет "Две недели в другом городе" 1962 г. ярко продемонстрировал, что продюсеры и режиссеры уже не уверены в себе. Золотой век кино прошел, сменился отчаянием и поиском новых форм и способов кинематографического творчества.

РЕЖИССЕР КАК ИКОНОБОРЕЦ

Не все кинематографисты боролись с цензурой и высказывали свои политические воззрения с помощью метафор и стилизаций. Были режиссеры, которые занимались иконоборчеством и выступали против действовавшей в Голливуде системы в открытую.

Именно эти режиссеры медленно, но верно изменяли киноиндустрию и способствовали ее плавной эволюции.

Кадр из фильма "Свадебный марш", 1928 г.
Кадр из фильма "Свадебный марш", 1928 г.

В 1910-1920-е годы кино было развлечением и побегом от реальности. Но уже тогда появлялись реалистичные грустные истории вроде "Сломанные побеги" 1919 г. (реж. Д.У. Гриффита) и "Свадебный марш" 1928 г. (реж. Э. фон Штрогейм).

В 1930-х годах в ответ на экономический кризис, режиссеры выпускали кино о развратных аморальных богачах и притесняемых бедняках: "Я - беглый каторжник" 1932 г. (реж. М. Лерой), "Дикие парни с дороги" 1933 г. (реж. У. Уэллман), "Распутная императрица" 1934 г. (реж. Д. фон Штернберг), "Гражданин Кейн" 1941 г. (реж. О. Уэллс).

Секс, насилие и реализм окончательно стали частью кинематографа в 1950-х годах. В 1951 г. Э. Казан снимает откровенный "Трамвай "Желание"" 1951 г., спустя 3 года максимально реалистичный "В порту". О. Премингер обращается к теме наркозависимости в "Человек с золотой рукой" 1955 г.

Кадр из фильма "Трамвай Желание", 1951 г.
Кадр из фильма "Трамвай Желание", 1951 г.

Драма"Сладкий запах успеха" 1957 г. (реж. А. Маккендрик) и комедия "Один, два, три" 1961 г. (реж. Б. Уайлдер) критикуют и насмехаются над власть имущими и их кодексами поведения.

"Бонни и Клайд" 1967 г. (реж. А. Пенн) окончательно открывает дверь для демонстрации насилия на киноэкранах. А С. Кубрик с Дж. Кассаветис приступают к глубокому анализу межличностных отношений и темы сексуальности в кино: "Лолита" 1962 г., "Барри Линдон" 1975 г., "Лица" 1968 г., "Мужья" 1970 г. и др.

Так голливудское кино пережило крах Золотого века, побороло Кодекс Хейса, пережило политические кризисы и пришло к отказу от эпических поэм в пользу историй о человеческих душах.

Так Золотой век кино (1930-50-е гг.) сменился борьбой за свободу слова с политиками и отвоевыванием зрительского интереса у телевизионных экранов. Так зародился Новый Голливуд, значимой частью которого стал уже сам Мартин Скорсезе.

Читайте также:

Кино 1960-х: контркультура и авторское кино

Нео Голливуд. Как зарождалась эпоха блокбастеров

Голливуд 1970-х: Все главные фильмы, звезды, изменения

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )