Я думаю, многим преподавателям знакома ситуация, когда сильный в общем-то ученик, ЕГЭ-шник, пишет эссе на уровне личного письма в шестом классе. У ученика в этой ситуации есть какой-то барьер, что-то типа: «не высовывайся». Он сознательно «играет на понижение» уровня. Такой ученик правильно выполняет упражнения на страдательный залог, сложноподчиненные предложения и причастия, но использовать их в своих работах - не использует. Возможно, это характер, возможно, это страх. Но работать с этим нам с вами, то есть репетиторам.
Однажды я попробовала метод, который опишу ниже. В результате за три месяца таких регулярных заданий, ученик поднял свои эссе до уровня В2, а до этого мы 6 месяцев топтались на уровне А2+. Для меня стало неожиданностью, когда через три месяца таких заданий, ученик сам начал писать на уровне ЕГЭ, и хотя ошибки все ещё были, упрекнуть его в однообразии используемых грамматических конструкций уже было нельзя.
Суть задания: вы берёте эссе ученика, в котором вы уже исправили ошибки, которые не исправляются этим методом. Далее вы выбираете фразы из эссе, которые можно переформулировать посложнее, и записываете эти переформулированные фразы под сочинением. Вразнобой.
На занятии ученик читает ваши фразы и замещает ими фразы в своём сочинении, проделывая при этом серьезную лингвистически-аналитическую работу. Таким образом он видит, как его примитивные фразы можно сказать иначе, сложнее и разнообразнее. Плюс он выполняет необходимую доработку.
Если фраз окажется очень много, то можно их расположить после каждого абзаца. В своём примере я именно так и делаю.
Этот пример целиком и полностью составлен мной. Я не люблю брать работы моих учеников в качестве плохих примеров.
Books are a better source of information than the Internet
Nowadays people very often use the Internet to look for information. Some people say that books are better when you need to find some information. Others disagree with this point of view.
- in search of
- you are after some data
- more and more people are turning to the Internet
- rather than books
- the Internet is not as good as...
Personally, I think that the Internet is a better source of information than books. To begin with, the Internet saves time. You spend little time because you need only to type the words into google, for example. You have the results at once. Besides, you have the Internet everywhere. There is the Internet even on smartphones.
- a plethora of data sources
- allows you to save time
- are presented with
- expect every mobile phone to provide Internet browsing software
- immediately
- is ubiquitous
- it takes you just a few seconds
- type a search query in a search engine
However, some people claim that books are a more convenient source of information than the Internet. They explain that you often have to pay a fee to get good information on the Internet, but libraries are free.
- access to valuable information on the Internet
- as a knowledge base
- is fee-based
- the Internet is worse than books
- while
Still, I do not agree with the opposing opinion. Sometimes you have to pay for some information on the Internet, but you also have to pay for the book which you want when you cannot find the book at the library.
- although
- has to be paid for
- the required book
- there is no such a book at the library
In conclusion, I would like to say that the Internet is a more useful source of information than books because it saves time and it is everywhere.
- books are not good enough as a source of information
- if we compare them with
- the Internet can boast such aspects as
- time-saving quality and pervasiveness.
Чего я добиваюсь этим заданием?
- Я показываю, как можно тремя разными способами преобразовать сравнительную конструкцию.
- Как вместо Present Simple использовать Present Continuous для описания тенденций.
- Как простое глагольное сказуемое замещать на составное, глагольное или именное.
- Как использовать конструкции it takes и there is.
- Как использовать сложное дополнение.
- Как заменять активный залог на пассивный.
- Как сложносочинённые предложения заменить на сложноподчинённые.
- Как использовать a few, such as и enough.
Этот метод также можно использовать для обучения подбору более сложных синонимов.
Кроме этого, в этом сочинении присутствуют две ошибки, которые очень часто встречаются у ЕГЭ-шников. В теме эссе дается простое сравнение: better. Ученики часто не знают как преобразовать сравнительную конструкцию, а перефразировать тему эссе (вместе со сравнением) надо три раза. В результате ученик использует близкие по значению слова. Здесь использовано more convenient и more useful. Но эти слова сужают тему. Это все частные проявления better. Сужение темы - ошибка по первому критерию. Использование других сравнительных конструкций решает эту проблему.
Я вижу достоинство этого метода в том, что ученик не просто выполняет упражнения, к которым ученики часто относятся так: сделал и забыл. Ученик выражает свои собственные мнения, но более сложным, разнообразным и красивым языком. Это не что-то чужое. Это его точка зрения, но выраженная более красиво, и следовательно весомей и убедительней. У ученика участвуют эмоции в этой работе, а когда участвуют эмоции - это лучше запоминается.
Итак, этот метод помогает обогащать "рацион" используемых учеником грамматических конструкций и учиться не допускать ошибок по РКЗ и логике, которые бывают следствием ограниченности языковых средств ученика.
Понравилась статья? Ставьте Like и подписывайтесь на канал здесь :)