Честно говоря, специально вынес на «первую полосу» провокационный заголовок, опираясь на интервью английского аукциониста Джеймса Мортона. Достопочтенный джентльмен с иронией прямо так и заявил:
- Нельсону нравились его побрякушки. В начале карьеры он имел только «Нагрудную Звезду», но к Трафальгару он получил ещё несколько наград, которые носил на своем сюртуке. Его предупредили, что они могут сделать его лёгкой мишенью в бою. Если бы он так не любил свои ордена, может быть его и не застрелили бы при Трафальгаре, кто знает? (Источник: https://www.express.co.uk/news/uk/197166/Lord-Nelson-s-medals-made-him-a-target-at-Trafalgar)
А теперь предлагаю, без впадения в крайности, разобраться в этом довольно смелом утверждении. Известно, что Нельсон в Трафальгарской битве был одет в повседневный мундир английского адмирала с нашитыми на него орденами: Звездой Большого Креста ордена Бани, Королевским орденом Святого Фердинанда и заслуг, Имперским Орденом Полумесяца и Звездой ордена Святого Иоакима. В конце XVIII века в английском флоте ношение орденов на повседневном мундире не регламентировалось, поэтому Нельсон, якобы из-за неуёмного тщеславия, продублировал свои воинские награды, полагавшиеся к ношению на парадном.
Однако, нельзя забывать, что в те времена существовала традиция демонстративного потребления. Нужно было непременно выставлять на показ свой статус и богатство. Внешний вид любого человека должен был, прежде всего, его представлять. Например, военная форма капитанов и адмиралов изначально была сделана неудобной для физического труда, являвшегося клеймом низших сословий и низкого социального происхождения. Руководители воинских корпораций не должны были пачкать себя трудом, что и подчёркивали их мундиры.
Английская наградная система в годы Нельсона предполагала вручение отличившимся офицерам шитых, либо кованых (литых) орденских знаков. Но, в большинстве своём, из соображений экономии, практиковалась выдача более дешёвых шитых наград (особенно своим). Далее, по традиции, награждённый заказывал себе в Орденском Капитуле, либо у знакомого ювелира, более дорогие металлические копии орденских знаков, для ношения на парадной форме. Кованые (литые) награды на выходном мундире выглядели более массивно, эффектно и дорого. По стоимости они отличались от шитых в несколько раз. В качестве небольшого наглядного примера будет уместно упомянуть, что в Российской империи в 1854 г. цена заготовления шитой звезды составляла 2 рубля 80 копеек серебром, а низшая цена для кованой звезды была установлена в 12 рублей серебром (а дальше, нет предела совершенству).
Таким образом, награждённый быстро становился счастливым обладателем двух комплектов орденских знаков. Из них дорогой шёл на парадную форму. Но куда девать дешёвый комплект? В шкафчик? В рундучок, чтобы он там сгнил в забвении? Поэтому и вешали шитые награды на повседневный мундир. Но, была ещё одна, более важная причина, для такого использования наград.
Помимо командования вверенными военными корпорациями, на высших офицеров в то время были возложены представительские, административные и дипломатические функции. Как говорил Горацио Нельсон: "Военные корабли ― лучшие посредники в международных отношениях."
При заходе в порты им постоянно приходилось встречаться с просителями, чиновниками, различными делегациями, уровень которых был довольно низок, для того, чтобы выходить перед ними при полном параде. При этом, гости с первого взгляда должны были понимать, куда они попали и с кем имеют дело. Кстати, эта славная традиция никуда не делась и в наше время. Заходишь в кабинет к благообразному дедушке и первое, что тебе бросается в глаза – «небрежно» наброшенный на спинку кресла китель с генеральскими погонами, чтобы посетитель сразу проникся важностью момента.
Таким образом, ношение наград на повседневном мундире было не признаком неуёмного тщеславия адмирала Нельсона, а имело, прежде всего, утилитарное значение, а мундир выполнял представительскую функцию.
Но могли ли награды сделать Нельсона идеальной мишенью для стрелков? Основным оружием корабля была артиллерия. А в сражении того времени место адмирала было на шканцах под самой свинцовой метелью. В качестве примера: в Трафальгарском сражении английский линкор «Теммерер» одним залпом положил на французском линкоре «Редутабль» двести человек (треть экипажа)! Двести!!! И подобное за карьеру Нельсона встречалось неоднократно. Кто после такого сможет подойти к адмиралу с фразой: «Сэр! Рекомендую не одевать сегодня ордена, вы будете прекрасной мишенью для французских стрелков…» (читай: «Сэр! Держитесь подальше от борта, говорят там водятся акулы…»).
Во время боя с «Редутаблем» палуба «Виктори» была затянута пороховым дымом от залпов пушек, ружейных выстрелов и разрывов гранат. Никаких наград невозможно было разглядеть с высоты «вороньих гнёзд», где расположились французские марсовые стрелки (высота мачт 50-60 метров). Кроме того, нужно учитывать морскую качку, что полностью исключало ведение прицельного огня. Стрельба велась не по Горацио Нельсону («белке в глаз»), а по группе британских офицеров (штабу), в результате чего пуля прилетела в адмирала. По сути, Нельсон был тяжело ранен шальной пулей, со всеми вытекающими последствиями…
Ну и в качестве послесловия. В 1900 г. во время выставки в Гринвиче большая часть наград адмирала Нельсона и многие личные вещи были украдены. Ценности не найдены до сих пор. Удалось сохранить звезду ордена Бани (на фото выше), что делает её исключительно ценной реликвией. Если вы видите фотографии парадного мундира адмирала Нельсона - на изображении представлены реплики наград.
Друзья! В продолжение историй о наградах читайте:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАГРАДАХ ДОКТОРА ВАТСОНА
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь и оставайтесь на связи, будет ещё много интересного.
Любители лёгкого чтения загляните на канал ТыжИсторик , где вас развлечёт весёлыми изысканиями коллектив народных историков.