Найти тему

Как решать проблемы с управляющей компанией (УК)?

Оглавление

Сегодня с сайта нашей аудиторской компании пришла заявка от женщины, которую зовут Татьяна. Когда мы перезвонили по указанному телефону в заявке, то выяснили, что заявка из Московской области, вопрос был в проведении аудита управляющей компании, которая управляет многоквартирным домом.

Проблема состояла в том, что управляющая компания работает без лицензии, кроме этого она не предоставляет никакой информации и отчетности для жильцов этого многоквартирного дома.

По словам Татьяны, жильцы дома подавали жалобу на свою управляющую компанию в органы жилищного надзора- Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ), но ответ был такой, что эта управляющая компании у них в реестре не числится. На этом все закончилось.

Заявка к нам пришла от Татьяны на проведение аудиторской проверки, но мы не можем заключить договор на аудит управляющей компании с неуполномоченным лицом.

Договор на аудит может заключить только руководитель управляющей компании.

Получается замкнутый круг, аудит управляющей компании провести не предоставляется возможным, ГЖИ бездействует, управляющая компания продолжает собирать деньги с жильцов, информация о деятельности управляющей компании нигде не раскрывается.

Как часто в своей практике аудита мы встречаем такие ситуации не только в случае с управляющими компаниями, но и с управлением в тех же самых СНТ.

По словам Татьяны, жильцы дома не заключали договор с управляющей компанией.

Что делать?

Мы рекомендовали собрать общее собрание собственников, найти новую управляющую компанию с хорошей репутацией, заключить договор на управление с надежным поставщиком услуг.

Кроме этого, в данном случае по вопросу работы управляющей компании без лицензии теперь надо обращаться с жалобой не в ГЖИ, а в орган государственного лицензионного контроля.


Что с 1 июля 2021 года изменилось в сфере надзора за работой УК (управляющих компаний) и ТСЖ?

1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ».

Теперь в рамках госжилнадзора не будет проверяться соблюдение управляющими компаниями лицензионных требований.

Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального.

Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ).

Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований к:

  • использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах;
  • порядку перевода их в статус нежилых и наоборот,
  • проведению перепланировки;
  • формированию фондов капремонта;
  • созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций;
  • предоставлению коммунальных услуг в МКД;
  • перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества;
  • содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это;
  • ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта;
  • порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ;
  • обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
  • предоставлению жилых помещений по соцнайму.

При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение управляющими компаниями лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

Региональный лицензионный контроль подпадёт под действие нового № 248-ФЗ только с 1 марта 2022 года

Новая редакция ст. 196 ЖК РФ вступит в силу только 1 марта 2022 года (ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 136 № 170-ФЗ).

Она получит новое название: «Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вместо «Порядок организации и осуществления лицензионного контроля».

В новой редакции прописан предмет такого вида контроля: «соблюдение лицензиатами лицензионных требований» (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ).

И уполномоченный орган вправе проверить в работе управляющей компании только выполнение лицензионных требований, предъявляемых к компании.

В ЖК РФ закрепят перечень случаев для обращения органов ГЖН в суд с заявлением

Отдельно в ч. 12 ст. 20 ЖК РФ будут прописаны случаи, когда органы Госжилнадзора и муниципального контроля вправе обратиться в суд с заявлением:

1. О признании недействительным решения ОСС (общее собрание собственников) или общего собрания членов ТСЖ, кооператива, которые приняты с нарушением требований ЖК РФ.

2. О ликвидации ТСЖ или кооператива, если они в установленный срок по выданному предписанию не привели Устав в соответствие с законодательством, или были созданы с неустранимыми нарушениями.

3. О признании недействительным договора управления, оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, если они заключены с нарушениями норм ЖК РФ и не исправлены по выданному предписанию.

4. В защиту прав и законных интересов жителей МКД по их обращению или неопределённого круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.

5. О признании недействительным договора соцнайма жилого помещения, если он нарушает нормы ЖК РФ и не скорректирован по предписанию в установленный срок. О понуждении к исполнению предписания.

Какие изменения планируется внести в закон по аудиту управляющих компаний по инициативе собственников жилья?

В октябре 2020 года группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы РФ законопроект об аудиторских проверках управляющих организаций по инициативе собственников помещений в многоквартирных домах (МКД).

Авторы документа предлагают проводить аудит финансово-хозяйственной деятельности управляющих компаний по исполнению договора управления, а также законности и целевого расходования средств.

Законопроектом № 1044569-7 депутаты Госдумы РФ хотят дополнить ст. 162 ЖК РФ частью 13, разрешив собственникам помещений в МКД при сомнениях в добросовестной работе управляющей организации на общем собрании принять решение о проведении аудиторской проверки исполнения договора на управление управляющей компанией.

Общее собрание собственников сможет выбирать аудиторскую организацию для заключения договора на аудит, но оплачивать её деятельность будет управляющая компания.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Вопросы пишите в комментариях.

ЖКХ
2331 интересуется