Найти в Дзене
Морская коллекция

Подводные лодки. Большая слава «несчастливой щуки». «Щ-402»

Оглавление

В связи с общей послереволюционной слабостью отечественного флота, командование РККФ первоначально сделало ставку на малый и подводный флот. Подводные лодки предназначались для защиты побережья и их должно было быть много. В итоге советский флот к началу войны располагал самым многочисленным подводным флотом в мире (212 единиц) от малых прибрежных типа М до океанских крейсерских типа К.

Однако самыми массовыми довоенными лодками стали средние подводные лодки типа Щ, "щуки". Их разработка началась в 1928 году, в качестве прототипа была выбрана потопленная в гражданскую войну нашим флотом, а затем поднятая британская L-55. От нее в новый проект перешли полуторакорпусная конструкция с булевыми цистернами и обводы корпуса.

Лодки изначально предназначались только для Балтике, но в итоге было построено 86 субмарин, которые служили на всех четырех флотах Союза.

Первоначально лодкам полагались обычные, рыбные имена, кроме ТОФ, где были номера, но с 1934 года все субмарины перевели на литерно-цифровые обозначения. Лодки каждого флота имели свою нумерацию, благодаря чему при переходе на другой флот цифры меняли.

  • «Щ-1xx» — Тихоокеанский флот,
  • «Щ-2xx» — Черноморский флот,
  • «Щ-3xx» — Балтийский флот,
  • «Щ-4xx» — Северный флот.

Соответственно, по первой цифре трехзначного кода можно было определить флот.

Лодки строились шестью сериями, с незначительными внутрисерийными различиями. ПЛ III серии, например, отличались наличием только одной 45-мм пушки, на следующих ставили уже по две.

V серия (первоначально III-бис) предназначалась для ТОФ и строилась с учетом возможности перевозки по железной дороге и последующей сборки; имела иное деление на отсеки, форму рубки и строилась с широким применением сварки .На сериях V-бис (первоначально VII) и V-бис-2 была изменена форма легкого корпуса и рубки.

Но самой массовой стала X серия, 32 подводных лодки (9 для Тихоокеанского, по 8 для Северного и Черноморского, 7 для Балтийского флотов). Они получили новую обтекаемую рубку типа “лимузин”, новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л. с. при 600 об./мин., соответственно расчетная надводная скорость выросла до 14,1-14,3 узлов.

Рубка себя не оправдала, мостик стало заливать сильнее. На серии Х-бис вернули старую рубку, но носовое орудие опустили на палубу.

Опытным путем было выяснено, что лодки серий V-бис-2 и Х-бис отличались лучшей среди всех советских подлодок мореходностью. Рабочая глубина погружения для всех серий составляла 75 м, предельная – 90 м.


Подводная лодка «Щ-314» (будущая «Щ-402», заводской номер 254) на ходовых испытаниях. Весна - осень 1936 г.
Подводная лодка «Щ-314» (будущая «Щ-402», заводской номер 254) на ходовых испытаниях. Весна - осень 1936 г.
-3

«Щуки» строились в 1930—1940-x годах, отличались сравнительной дешевизной постройки, повышенной манёвренностью и живучестью.

Из 44 воевавших лодок погибла 31. Подводные лодки типа «Щ» потопили 27 транспортов и танкеров противника общим водоизмещением 79 855 брт, 20 транспортов и шхун нейтральных государств (~6500 брт), повредили 4 судна противника (18 204 брт). На боевом счету подлодок типа «Щ» 35 % потопленного и повреждённого советским флотом тоннажа противника.

6 подводных лодок типа «Щ» стали гвардейскими, 11 награждены орденом Красного Знамени. Одновременно гвардейской и Краснознаменной стала одна- «Щ-402», подводная лодка X серии.

-4

Shadowgraph Schuka class X series  Щ314
Shadowgraph Schuka class X series Щ314

-6

-7

«Щ-402» (до 16 мая 1937 года «Щ-314») проекта «Щука», серия X. Заложена 4 декабря 1934 года на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде (заводской № 254). Спущена на воду 28 июня 1935 года. 1 октября 1936 года вошла в состав Балтийского флота Выведена из состава флота 21 сентября 1944 года. По некоторым данным должна была получить название «Тигр».

Водоизмещение надводное 590 тонн. Водоизмещение подводное 707,8 тонн. Длина наибольшая (по КВЛ) 58,75 м. Ширина корпуса наиб. 6,1 м. Средняя осадка (по КВЛ) 4,3 м
Силовая установка 2 x 800 л.с. (дизель), 2 x 400 л.с. (электр.). Скорость (надводная) 13,6 узлов. Скорость (подводная) 8,7 узлов. Предельная глубина погружения 90 м. Экипаж 40 человек.
Вооружение 2 x 45-мм орудия 21-К ( боекомплект 1000 выстрелов). Минно-торпедное вооружение 4 x 533-мм носовых ТА, 2 x 533 мм кормовых ТА:, боекомплект 10 торпед. ПВО 2 x пулемёта Максима
-8
-9

-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19

1 октября 1936 года в состав Балтийского флота вошла подводная лодка «Щ-314». Это была дизель-электрическая торпедная подводная лодка проекта Щ  ( «Щука») X серии. Но на новый Северный флот требовались корабли всех классов.
В мае 1937 года лодку в плавучем доке подготовили к переходу в Баренцево море. 16 мая 1937 года была зачислена в состав
2-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота. Согласно принятой в советском флоте системы наименований ее переименовали в «Щ-402». 28 мая 1937 года из Ленинграда лодка ушла на Север, по Беломорско-Балтийскому каналу вышла в Белое море и в сентябре 1937 года прибыла в Полярный.


В феврале 1938 года совместно с подводными лодками
Щ-404, Д-3 «Красногвардеец», эсминцем «Карл Либкнехт», ледокольными пароходами «Мурман», «Таймыр» и судном «Мурманец» «Щ-402» приняла участие в операции по спасению советской научно-исследовательской арктической станции «Северный полюс». Ее задача заключалась в обеспечении радиосвязи между ледоколами и базой Северного флота в условиях шторма и полярной ночи.
С 16 декабря 1938 года по 16 января 1939 года лодка ходила в первое автономное плавание.
С 22 апреля 1939 года совместно с подводными лодками
Д-2 «Народоволец», Щ-403 и Щ-404 в Северном море обеспечивала радиосвязью беспосадочный перелёт из Москвы в Ванкувер самолёта «Москва» под управлением В.К. Коккинаки.

Капитан 3 ранга Борис Константинович Бакунин (1905-1941)
Капитан 3 ранга Борис Константинович Бакунин (1905-1941)

За время Советско-финской войны 1939—1940 годов "щука" совершила 3 боевых похода, патрулировала норвежское побережье между Вардё и мысом Нордкин, но в боевых действиях не участвовала.

22 июня 1941 года лодка была переведена в состав 3-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота.

Первый боевой поход состоялся 14 июля 1941 года, «Щ-402» проникла в Порсангерфиорд и с 14-15 кабельтовых двумя торпедами атаковала стоявший на якоре в порту Хоннингсвог немецкий пароход «Ханау» (5892 тонн). Это была первая атака вражеских транспортов для подводных лодок Северного флота. К сожалению, первый блин получился комом, одна торпеда взорвалась на камнях, вторая выскочила на берег (ее потом немцы увезли в Тронхейм для изучения).

Подлодкой тогда командовал Н.Г. Столбов. Так как на лодке зафиксировали взрыв торпеды, в сводке Совинформбюро появилась информация о первой победе подводников Северного флота и первой победе советских подводников в Великой Отечественной войне. После войны по документам противника была установлена реальная ситуация.

Из того похода лодка досрочно возвратилась в базу 16 августа, командир посчитал опасным пропуск воды через заклепку газоотвода дизеля. Однако осмотр в базе показал, что неисправность стала лишь поводом для досрочного возвращения. Приказом командующего флотом командир ПЛ был арестован на 10 суток с исполнением своих обязанностей, а старшему политруку А.Б.Кочергину был объявлен строгий выговор. 27 августа на Щ-402 назначен новый военный комиссар политрук Н.А.Долгополов.

3 марта 1942 года лодка атаковала вражеский корабль и подверглась атаке глубинными бомбами. Чтобы избавиться от "масляного следа", цистерны продули, а 10 марта лодка осталась без хода, произошла ошибка с опредением уровня солярки в 3- милях от м.Нордкап. На помощь срочно были направлены Д-3 и К-21. Экипажу удалось на смеси масла с керосином из торпед запустить двигатель и со скоростью 4 узла идти к базе. 13 марта закончилось и самодельное топливо. К счастью вскоре она была обнаружена К-21 и, получив 8 тонн солярки и масло, смогла дойти до базы.

Николай Гурьевич Столбов (8 декабря 1910, Казань, Российская империя — 14 августа 1942, Баренцево море)
Николай Гурьевич Столбов (8 декабря 1910, Казань, Российская империя — 14 августа 1942, Баренцево море)
Памятник на братской могиле членов экипажа «Щ-402», погибших при аварии 14 августа 1942 г. Военный участок городского кладбища, губа Кислая, Полярный.
Памятник на братской могиле членов экипажа «Щ-402», погибших при аварии 14 августа 1942 г. Военный участок городского кладбища, губа Кислая, Полярный.

Однако, на этом проблемы лодки не закончились.

Второй командир "щуки", Николай Гурьевич Столбов (5 февраля 1940 – 14 августа 1942), погиб вместе с 18 членами экипажа от взрыва водорода при зарядке аккумуляторов) в ходе десятого боевого похода. Он был награжден двумя орденами Красного Знамени (1941, 1942).

«Днем 11 августа (1942) субмарина направилась в район Тана-фьорда <…> в момент зарядки аккумуляторов из V отсека сообщили, что там очень сильно пахнет кислотой <…> Вахтенный центрального поста <…> в нарушение Правил <…> переключил вдувной вентилятор с аккумуляторных ям <…> на вентиляцию V отсека. Спустя полчаса <…> произошел объемный взрыв батареи во II и III отсеках <…>
Взрывная волна разрушила аккумуляторную батарею, выгнула переборки, повредила трубопроводы и магистрали систем, сдвинула с мест многие механизмы, вывела из строя измерительные приборы <…> во втором отсеке бушевал пожар. Из людей, находившихся в носовой части подлодки, уцелел лишь один торпедист в I отсеке, которого смогли извлечь на верхнюю палубу только через верхний люк <…> Все остальные члены экипажа подлодки (19 человек), находившиеся в носовых отсеках, включая командира, военкома, старпома и штурмана, погибли. Командование подлодкой принял командир БЧ-5 инженер-капитан-лейтенант А. Д. Большаков. Он привел потерявшую возможность погружаться Щ-402 в базу утром 15 августа.
Комиссия, расследовавшая причины аварии, пришла к выводу, что ее причиной стали грубые нарушения правил эксплуатации, техническая безграмотность и халатное выполнение служебных обязанностей членами экипажа подлодки. Как выяснилось, эпицентром взрыва была каюта командира. Так как почти весь командный состав Щ-402 погиб, виновными за аварию «назначены» командир БЧ-5 Большаков и командир отделения трюмных Алексеев, которые были преданы суду»

С августа 1942 года лодкой командовал капитан-лейтенант, позднее - капитан 3 ранга Александр Моисеевич Каутский, награжденный за боевые заслуги тремя орденами Красного Знамени.

Александр Моисеевич Каутский, капитан 3 ранга, командир подводной лодки Щ-402. 1943 год.
Александр Моисеевич Каутский, капитан 3 ранга, командир подводной лодки Щ-402. 1943 год.
26 октября 2010 года в 10 часов на ул.Подпольной в г.Херсоне на доме, где родился и проживал с 1906 по 1928 года капитан 3 ранга Александр Моисеевич Каутский, в присутствии ветеранов ВМФ России и Украины, председателя Морского Собрания Н.И.Срибного, председателя Российского культурного Центра в Херсоне Н.Е.Батаровой, Настоятеля Свято-Николаевского Морского Собора отца Василия (который впоследствии и освятил Памятную доску), СМИ г.Херсона была установлена Памятная доска.
26 октября 2010 года в 10 часов на ул.Подпольной в г.Херсоне на доме, где родился и проживал с 1906 по 1928 года капитан 3 ранга Александр Моисеевич Каутский, в присутствии ветеранов ВМФ России и Украины, председателя Морского Собрания Н.И.Срибного, председателя Российского культурного Центра в Херсоне Н.Е.Батаровой, Настоятеля Свято-Николаевского Морского Собора отца Василия (который впоследствии и освятил Памятную доску), СМИ г.Херсона была установлена Памятная доска.

Командиры «Щ-402»... по нынешней публицистике просто кошмар особистов флота. Первый- Б. К. Бакунин (апрель 1939 — май 1939), третий и последний- А. М. Каутский (август 1942 — 21 сентября 1944). И анархист и ренегат, и оба на одной лодке...

Правда в реальной жизни в то время это никому не мешало.

На счету лодки ещё 15 боевых походов, достоверно подтверждено потопление немецкого сторожевого корабля NM01 «Vandale»(637 брт) и каботажного парохода «Вестеролен» ( 682 тонны), хотя на счет лодки во время войны всего было записано 12 потопленных кораблей и судов. В некоторых источниках до сих пор на счету лодки числятся 9 судов и кораблей общим водоизмещением под 50 тысяч тонн. Лодка в походах часто натыкалась на вражеские конвои и атаковала "жирные цели", однако, по словам самих подводников, торпеды все время "шли не туда". Сторожевик и пароходик по подтвержденным победам явно не соответствуют гвардейскому званию в комплекте с Орденом Красного знамени. Туман войны иногда искажает правду.

Указом Президиума Верховного Совета СССР «О награждении Орденом Красного Знамени эскадренного миноносца „Беспощадный“, подводных лодок „М-172“, „Щ-402“ и „Щ-421“» от 3 апреля 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество» награждена орденом Красного Знамени.

За боевые подвиги 25 июля 1943 года подводная лодка удостоена звания Гвардейской. 28 членов ее экипажа были награждены орденом Красного Знамени, 46 человек - орденами Отечественной войны I и II степени, 40 человек - орденом Красной Звезды и 34 человека - медалями "За отвагу" и "За боевые заслуги".

Гвардейская Краснознаменная «Щ-402» - один из самых титулованных кораблей Северного флота. За всю историю Советского флота только 4 подлодки стали Гвардейскими и Краснознаменными. Среди них «Щ-402».

“Экипаж “щуки” “отличался исключительной сплоченностью, крепкой морской дружбой и храбростью, активностью в поиске врага и точностью атак”

-25
-26
-27
-28

21 сентября 1944 года в 6 часов 42 минуты экипаж самолёта-торпедоносца «Бостон» 36-го минно-торпедного авиационного полка Северного флота атаковал и потопил надводный объект торпедой в районе м. Гамвик.

Расследование установило на основе снимков фотопулемёта, что летчики приняли находившуюся в море в надводном состоянии подводную лодку «Щ-402» за лодку противника и, в нарушение приказа, запрещавшего авиации атаковать любые подводные лодки, с дистанции 600 метров сбросил торпеду, в результате взрыва которой та затонула, вся команда (45 членов экипажа) погибла.

При пересмотре выводов советской историографии после перестройки возникла версия, что «Бостон» атаковал и потопил норвежский рыболовный бот, а «Щ-402» погибла на минах в пределах своей позиции. Версия В.Н.Бойко, М. Э. Морозова и К. Л. Кулагина основывалась на удаленности района атаки от позиций «Щ-402» на 35 миль и дрейфе атакованного корабля в надводном положении в пределах досягаемости немецких береговых батарей.

Однако для «Щ-402» торпедоносец «Бостон» однозначно опознавался как свой и начала погружение уже в ходе атаки, а ошибка на 30 миль туда или сюда уже встречалась в истории подлодки еще в 1941 году.

В оперативной сводке штаба ВВС Северного флота об этом сказано так:

“21 сентября 1944 года в 06.42 на траверсе мыса Гамвик, 10 км на Север, одной торпедой летчик капитан Протас с дистанции 600 м, высота 30 м, атаковал подводную лодку в позиционном положении, ход незначительный. Получив сообщение от экипажа, развернулся и торпедировал. Подлодка погрузиться не успела. Экипаж наблюдал сильный взрыв. При втором заходе на месте подлодки видели дым и огромное круглое пятно. По докладу экипажа и на основании дешифровки фотоснимка подводная лодка потоплена. На снимке видна рубка нашей подлодки типа “Щ”. Находящаяся в том районе подводная лодка на запросы не отвечает. Вероятно, потоплена наша подлодка. Погода: высота облаков 600-1500 м, видимость 10-20 километров”.

Ветераны Северного флота неоднократно высказывали свое мнение по этому инциденту. Они считали виноватыми летчиков.

А.Г.Головко: “Вследствие отсутствия должной организации боевой работы минно-торпедной авиадивизии и отсутствия должного контроля за выполнением указаний со стороны штаба ВВС имел место случай потопления самолетом “Бостон” подводной лодки Щ-402

Г.И.Щедрин уточнял: “все мы- подводники, отлично знали силуэты своих самолетов, летчики знали силуэты подлодок. И так давно взаимодействовали друг с другом, что мы, обнаружив их, не погружались, а они, увидев нас, не меняли курс. Им было запрещено атаковать подводные лодки. Этот приказ был широко известен на флоте... Щ-402 видела самолет, опознала его и спокойно продолжала вести наблюдение, так как самолет не менял курса и скорость. Когда на Щ-402 увидели, что самолет выходит в атаку по ней, то с мостика отдали приказ: “Срочное погружение!”, однако погрузиться не успели!. За всю войну на Севере достоверно известен только один факт потопления нашей лодки авиацией противника.
Почему же гвардейско-краснознаменный экипаж, 39 месяцев успешно уклонявшийся от самолетов, подлодок и надводных кораблей врага, от его бомб, торпед, мин и даже артиллерийских снарядов, не успел погрузиться от своего самолета? Именно потому, что это был свой самолет, который при отличной видимости пролетел мимо, а потом вдруг вернулся...

Для ясности необходимо набросать общую картину ситуации на ТВД на сентябрь 1944 года. 4 сентября Финляндия объявила о перемирии, 19 сентября было подписано соглашение о перемирии, 15 сентября началась Лапландская война, когда финны выдавливали из страны вчерашних союзников-немцев.

Советские войска получили кардинальное преимущество над немцами в этом регионе. В этих условиях командование Северного флота начало "красивую игру", проводя удачные операции с участием разнородных сил. Немецкие конвои громили скоординированными ударами летчики, подводники и надводные корабли. В целом уже был налажен неплохой уровень взаимодействия. Летчиков обучали опознавать советские корабли и подводные лодки, моряки получили полные опознавательные таблицы по самолетам.

Более того, за исключением совместных операций, боевые районы для кораблей и для ударной авиации были разнесены. Ввиду уже глобального превосходства советской авиации (740 самолетов против 136 немецких) и преимущества на море, вне своих боевых районов авиации были категорически запрещены удары по обнаруженным подводным лодкам.

Для обмена опытом подводники и авиаторы проезжали друг к другу, а в открытых письмах через газету высказывались четко: “Будем совершенствовать и отрабатывать практику тактического взаимодействия”.

Взаимодействие стало рутинным делом.

Только в трех походах командиры К.М.Колосов (“С-51”), Г.К.Васильев (“С-15”) и П.П.Нечаев (“С-103”) отметили 14 случаев, когда они не погружались в видимости самолета, так как “обнаруженные самолеты - наши разведчики” (лист 299). В отчете командира Щ-402 А.М.Каутского за поход в июле (лист 253) говорилось, что 12 июля в 0.55 и в 6.15 обнаружены самолеты (тип не опознан, уклонились срочным погружением”, а 20 июля в 17.00 обнаружен самолет типа “Бостон” и “от самолета не погружались”.

Однако вмешался человеческий фактор.

На основании Приказа НК ВМФ № 0122 от 15.02.1944 г., 36-й ДБАП Черноморского флота в течение двух месяцев должен был быть перебазирован на Север на аэродром Ваенга-1. Тем же приказом полк вновь переименовывался в 36-й минно-торпедный авиационный полк. В апреле-мае 1944 года, сдав свои самолеты, летчики полка убыли на Север, где получили новую матчасть-такие же американские A-20G «Бостон». На Севере полк, вошедший в состав 5-й МТАД ВВС Северного Флота, учитывая низкий уровень торпедной подготовки экипажей, в основном, использовался в бомбардировочном варианте.

21 сентября в боевой вылет был направлен заместитель командира эскадрильи, летчик с большим опытом и налетом капитан Протас ( в некоторых публикациях ошибочно указывается как Протасов). Ему боевой район был нарезан далеко за тем районом, где дежурила лодка Каутского. Он обнаружил ее по пути к цели и, согласно приказа, обязан был просто пролететь мимо. Но он нарушил боевой приказ, не долетел до назначенного ему района действий и атаковал подводную лодку, хотя атаки лодок были запрещены. Он не сумел с минимального расстояния опознать свой корабль.

В перестроечных публикациях о дальнейших событиях собран полный ассортимент клюквы. То, якобы, капитан Протас (ов), узнав о потоплении своей лодки, застрелился, то о том, что в следующем боевом вылете он реабилитировался, потопив два транспорта противника, а третий таранил на горящем самолете.

Увы, история еще интереснее. Из следующего вылета 27 сентября самолет капитана Протаса не вернулся, погиб весь экипаж... кроме Протаса. Который попал в плен, не оказав фашистам никакого сопротивления, так как в нарушение приказа при полете над вражеской территорией не взял с собой табельное оружие. Ранен или контужен не был. Это он сам в объяснительной записке указал.

27.09.1944
Командир звена капитан Протас Михаил Иванович
Штурман звена ст. лейтенант Ермак Николай Григорьевич
Воздушный стрелок-радист сержант Быстров Михаил Савельевич
Воздушный стрелок-радист мл. сержант Харламов Петр Игнатьевич
Сбит истребителями противника в районе порта Варде. Капитан Протас попал в плен. Остальные члены экипажа погибли.

-29

Протас имел две боевые награды- орден "Отечественной войны" I степени (Приказ КВВС ЧФ № 35с от 20.12.1943 г.) и - медаль "За боевые заслуги" (Указ Президиума ВС СССР № 219/191 от 23.10.1944 г.). Видимо, издержки бюрократии, медалью награжден через почти месяц плена.

Из плена Протаса освободили американцы и 6 мая 1945 года передали советской стороне. После возвращения из плена он был направлен в авиацию Черноморского флота, но в апреле 1946 года исключен из партии, понижен в должности и в 1948 уволен из ВМФ.

-30

-31
-32
-33

-34

Возвращение «Щ-402» из боевого похода. На мостике командир ПЛ А.М. Каутский.
Возвращение «Щ-402» из боевого похода. На мостике командир ПЛ А.М. Каутский.
-36
-37
Подводная лодка «Щ-402» летом 1937 - осенью 1939 гг.
Подводная лодка «Щ-402» летом 1937 - осенью 1939 гг.
-39

Покрытая льдом советская подводная лодка Щ-402 после возвращения с боевого задания, у причала в Полярном
Покрытая льдом советская подводная лодка Щ-402 после возвращения с боевого задания, у причала в Полярном
Расчет у 45-мм кормового орудия 21-К советской подводной лодки Щ-402 в Полярном
Расчет у 45-мм кормового орудия 21-К советской подводной лодки Щ-402 в Полярном
Советская подводная лодка Щ-402 швартуется к борту подводной лодки типа «С» в Полярном
Советская подводная лодка Щ-402 швартуется к борту подводной лодки типа «С» в Полярном

Командование бригады ПЛ среди членов экипажа «Щ-402». Полярный, 15 августа 1943 г.
Командование бригады ПЛ среди членов экипажа «Щ-402». Полярный, 15 августа 1943 г.
Награждение старшины группы трюмных машинистов «Щ-402» мичмана С.Д. Кукушкина медалью ВМС США «За выдающуюся службу»
Награждение старшины группы трюмных машинистов «Щ-402» мичмана С.Д. Кукушкина медалью ВМС США «За выдающуюся службу»
Экипаж «Щ-402». Полярный, лето 1944 г.
Экипаж «Щ-402». Полярный, лето 1944 г.
Помощник командира «Щ-402» старший лейтенант А.А. Телегин, ноябрь 1943 г
Помощник командира «Щ-402» старший лейтенант А.А. Телегин, ноябрь 1943 г
  Члены экипажа «Щ-402». Командир подводной лодки гвардии капитан 3 ранга А.М. Каутский, старшина группы радистов гвардии мичман Н.К. Хромеев, командир отделения торпедистов гвардии старшина 2-й ст. А.С. Мельников, рулевой гвардии старший матрос П.В. Беседин и старшина группы торпедистов гвардии мичман Н.А. Егоров.
Члены экипажа «Щ-402». Командир подводной лодки гвардии капитан 3 ранга А.М. Каутский, старшина группы радистов гвардии мичман Н.К. Хромеев, командир отделения торпедистов гвардии старшина 2-й ст. А.С. Мельников, рулевой гвардии старший матрос П.В. Беседин и старшина группы торпедистов гвардии мичман Н.А. Егоров.

1943 год. СССР. Полярный. Члены экипажа советской подводной лодки «Щ-402».
1943 год. СССР. Полярный. Члены экипажа советской подводной лодки «Щ-402».
Командир БЧ-5 «Щ-402» гвардии инженер-капитан-лейтенант В.В. Коновалов и старшина группы мотористов гвардии мичман В.А. Михеев.
Командир БЧ-5 «Щ-402» гвардии инженер-капитан-лейтенант В.В. Коновалов и старшина группы мотористов гвардии мичман В.А. Михеев.


Командир 4-го ДПЛ капитан 3 ранга Н.И. Морозов и командир
«Щ-402» старший лейтенант Н.Г. Столбов. Полярный, лето 1941 г.
Командир 4-го ДПЛ капитан 3 ранга Н.И. Морозов и командир «Щ-402» старший лейтенант Н.Г. Столбов. Полярный, лето 1941 г.

-51

Командный состав «Щ-402». Сидят (слева направо): помощник командира гвардии старший лейтенант А.А. Телегин, командир лодки гвардии капитан 3 ранга А.М. Каутский, командир БЧ-5 гвардии инженер-капитан 3 ранга В.В. Коновалов; стоят: командир БЧ-2-3 гвардии старший лейтенант А.Н. Красильщиков, старший военфельдшер лейтенант медицинской службы М.В. Балашков и командир БЧ-1 гвардии капитан-лейтенант Д.К. Гелевер. Полярный, июль 1943 г.


Члены_экипажа_ПЛ_«Щ-402»
Члены_экипажа_ПЛ_«Щ-402»

Помощник_командира_ПЛ_«Щ-402»_капитан-лейтенант_Сорокин_Константин_Никитич
Помощник_командира_ПЛ_«Щ-402»_капитан-лейтенант_Сорокин_Константин_Никитич

-54

Увы, несмотря на высшие знаки отличия, «Щ-402» "счастливой щукой" не была. Случаев было много, но торпеды упорно шли "не туда". Надежд было на 12, а достоверно пока подтвердилось только два .

Удачи хватало лишь на то, чтобы увести лодку из рукотворных передряг и аварий. Половина экипажа, погибшая из-за нарушения правил безопасности, Посейдона в качестве жертвы не устроила, он в итоге забрал и лодку и весь экипаж.

«Щ-402» погибла от "дружественного огня", на версию о минном поле можно оставить лишь пару процентов вероятности.

Свою минуту славы лодка получила, а не оправдавшиеся ожидания тут не играют. Моряки сделали для Победы все, что могли. Никто уже не сделает больше.

Место гибели гвардейской Краснознаменной подводной лодки «Щ-402» отнесено к местам боевой славы «для отдания воинских почестей героизму, мужеству и самоотверженности моряков-североморцев на местах героических боев …». Проходя близ этих мест, на кораблях и судах ВМФ обязательно приспускают флаги, подают звуковые сигналы тифоном, а в море ложатся венки из живых цветов.

-55

Экипаж лодки погиб, но флотские династии, тем не менее, продолжены. Сын командира подводной лодки «Щ-402» Александра Каутского-капитан 1 ранга в отставке Игорь Каутский; сын комиссара этой же лодки Николая Долгополова- капитан 2 ранга в отставке Лев Долгополов.

Теперь и телеграмм-канал !

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам