Найти тему
Женщина в истории

"Старые девы" в истории России: художница Софья Сухово-Кобылина

Оглавление

Продолжая тему стародевичества в дореволюционной России, я хочу рассказать историю прекрасной женщины. Она была настоящим мастером своего дела. Пионеркой. Исключением из правил.

И ничьей женой.

Софья Васильевна Сухово-Кобылина (автопортрет, источник: Википедия).
Софья Васильевна Сухово-Кобылина (автопортрет, источник: Википедия).

Девочка из хорошей семьи

Софья Васильевна Сухово-Кобылина появилась на свет в 1825 году в богатой помещичьей семье. У полковника, участника войны 1812 года, предводителя дворянства Подольского уезда Василия Александровича Сухово-Кобылина и Марии Ивановны Шепелевой было пять детей, Софья была младшим ребёнком.

Все дети получили отличное домашнее образование под руководством ведущих профессоров Московского университета. Но именно Софья стала той, кто решила посвятить всю свою жизнь творчеству.

Учитель живописи, русский художник-пейзажист и академик Егор Егорович Мейер, увидел в девушке талант. А ещё - трудолюбие и целеустремлённость. Он ходатайствовал о том, чтобы Софью приняли в Петербургскую Императорскую Академию художеств.

И уже первая курсовая работа (пейзаж "Дорога на берегу реки", 1849 год) получила высокие оценки педагогов на конкурсе в Академии художеств.

Первые успехи молодой студентки

Под руководством Мейера вместе с другими учениками в 1850—1851 годах Софья впервые отправляется в Италию. Здесь она написала пейзаж, который был отправлен в Академию в качестве экзаменационной работы и удостоен малой серебряной медали.

"Итальянский пейзаж" (этюд, источник: Википедия).
"Итальянский пейзаж" (этюд, источник: Википедия).

Высоко оценили в Академии художеств и пейзаж "Вид из окрестностей реки Выксы близ Мурома во Владимирской губернии", за который девушка получила большую серебряную медаль в 1851 году.

Золотую медаль Софья тоже получила. Сначала - малую. В 1853 году за произведения, написанные с натуры в Крыму (во время путешествия с Мейером по югу России в 1852-1853 годах).

А потом и большую, которую получила в 1854 году, окончив обучение в Академии, за два крымских вида, написанных с натуры ("Татарская сакля в Крыму близ Урзуфа" и "Татарская сакля в Крыму близ Алушты"), и картину "Сосновый бор в окрестностях Мурома", созданную по этюдам из Выксы.

Так Софья Васильевна стала первой женщиной, окончившей Академию художеств с золотой медалью.

Изменить систему

Своё собственное награждение она изобразила на автобиографичном полотне "Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за „Пейзаж“ с натуры" (в том же 1854 году).

Безусловно, это было важным моментом в жизни не только самой Софьи. Она открыла дверь в академическую живопись и другим талантливым женщинам.

"Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств большую золотую медаль" (1854, источник: Википедия).
"Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств большую золотую медаль" (1854, источник: Википедия).

Коллеги относились к ней с уважением.

Когда в 1857 году Софья уехала в Италию, её римский дом стал настоящим центром притяжения для приезжающих русских живописцев. Она была не только талантлива, но и умна, благородна, сердечна...

В последние годы жизни Софья Васильевна переключилась с пейзажей на портретную живопись. Также она писала очерки о жизни в Италии известных русских людей для российских журналов. Некоторые до сих пор представляют интерес для историков.

Доподлинно неизвестно, где именно скончалась Софья Васильевна Сухово-Кобылина. По одним данным она "умерла в Риме", по другим - в имении своего отца в Тульской губернии, куда "в 1867 году она переехала из Рима".

Так или иначе, 25 сентября 1867 Софья Васильевна умерла. Ей было едва за сорок.

"Перед грозой" (источник: Википедия).
"Перед грозой" (источник: Википедия).

Прожив короткую жизнь, так и не обзаведясь семьёй, эта удивительная женщина оставила после себя прекрасные картины, а главное - новые возможности для других женщин.

Старые девы в Российской империи.

"Старые девы" в истории России: царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I.

Анна Энгельгардт: родоначальница женского общественного труда.

Женщина, которая "оживляла" наших литературных героев.

Шахтёрка, труженица, политзаключённая: сильные женщины и их истории в картинах Николая Касаткина.

Источники: Википедия.