Найти тему
Old school dude

50 величайших гитарных риффов всех времен по мнению читателей "Total Guitar" и "Guitar World", Часть-2

Оглавление

Здесь представлена топовая часть списка "величайших гитарных риффов всех времен", полученного в результате опроса авторитетными изданиями "Total Guitar" и "Guitar World" среди своей аудитории. Напомню, как проходил отбор "Лучших". Для начала в журнале "Total Guitar" подготовили шорт-лист из собственных любимых риффов. Далее, следуя строгому правилу "один рифф на исполнителя", сократили этот список до 125 риффов. После чего читатели "Guitar World" провели голосование. 50 лучших были отобраны по количеству отданных за них голосов читателей.

Начало здесь:

Отмечу, что во всем Топ-50 в целом доминирует классический рок, хотя и представлены некоторые современные группы, такие как Polyphia, Queens of the Stone Age, Red Hot Chili Peppers, Megadeth, Tool, Opeth и Slipknot.

За исключением "Money" от Pink Floyd, все риффы имеют музыкальный размер 4/4. Темп представленных риффов, однако, отличался большей вариативностью, меняясь от 84 до 170 ударов в минуту. Также стоит отметить, что кроме Нэнси Уилсон из группы Heart здесь представлены только гитаристы-мужчины. Напомню, что в этот список "лучших" вошли только рок-композиции.

"Total Guitar" за июль 2021 года. Фото из открытых источников
"Total Guitar" за июль 2021 года. Фото из открытых источников

25. "Walk This Way" – Джо Перри, Aerosmith

Эта песня была написана Стивеном Тайлером и Джо Перри из Aerosmith в 1975 году для третьего альбома "Toys in the Attic". Выпущенная синглом, она достигла 10-й строчки в списке "Billboard Hot 100" в начале 1977 года и стала одним из череды успешных синглов группы в 70-х годах.

Все началось с гитарного риффа Джо Перри, придуманного им во время спонтанного джема. В декабре 1974 года Aerosmith выступали в Гонолулу на разогреве у группы The Guess Who. Во время саундчека Перри, сымпровизировал рифф, находясь в то время, с его слов, под влиянием группы The Meters. В особенности, ему нравилась синкопичная новоорлеанская ритмическая линия их песен "Cissy Strut" и "People Say". Джо попросил барабанщика сделать соответствующую конструкцию ритмической подложки и выдал на "Gibson Les Paul" то, что позже превратится в "Walk This Way".

В это время Стивен Тайлер услышал, как Перри играет этот рифф, выбежал и сам сел за ударную установку, после чего они, поджемовав, и создали эту великую песню. Так гитарный рифф, по сути, обусловил все последующие музыкальные ходы.

24. "2 Minutes To Midnight" – Адриан Смит, Iron Maiden

Видео с официального ютуб-канала Iron Maiden

Сингл с этой антивоенной композицией британской хеви-метал группы Iron Maiden с их пятого альбома 1984 года "Powerslave", написанной Адрианом Смитом и Брюсом Дикинсоном, поднялся в свое время до 11-й позиции в "UK Singles Chart" и до 25-й в "Billboard Top Album Tracks".

Песня обличает коммерциализацию войны и то, как она используется для подпитки глобальной экономики. Собственно, "2 Minutes To Midnight" – это отсылка к "Часам судного дня" (Doomsday Clock), проекту журнала "Bulletin of Atomic Scientists", начатого в 1947 году создателями первой атомной бомбы. Периодически они публикуют на обложке изображение часов, стрелки которых показывают полночь без нескольких минут.

Начальный рифф Адриана Смита задает атмосферу тревожности и озабоченности, но, сказать по правде, очень уж он напоминает рифф из песни 1982 года "Restless and Wild" немецкой хеви-метал группы Accept, а также рифф из композиции "Swords & Tequila" 1981 года от американских металлистов Riot. Тем ни менее, именно рифф, вышедший из под стека "Gibson Les Paul" Адриана Смита входит в список "лучших", ведь никто же не станет оспаривать грандиозность замысла "2 Minutes To Midnight".

Как пишут в "Total Guitar":

"Основной рифф исполняется с использованием тембров открытой 5-й струны против двойных нот на 4-й и 3-й струнах, что выводит концепцию "Smoke On The Water" Ричи Блэкмора на новый, более быстрый и металлический уровень".

Смит и его коллега-гитарист Дэйв Мюррей примерно в это время экспериментировали с гитарами "Ibanez Roadstars", так что вполне вероятно, что именно эти инструменты с подачей через педали "Boss" и "MXR", а также усилители "Marshall JMP" использовались для записи.

23. "Beat It" – Стив Люкатер, Michael Jackson

Видео с официального ютуб-канала Michael Jackson

"Beat It" – третий сингл с шестого студийного альбома певца "Thriller" был выпущен на лейбле "Epic Records" 3 февраля 1983 года. Песня была написана Майклом Джексоном и спродюсирована им совместно с Куинси Джонсом. В 1984 году песня была отмечена премией "Грэмми" как "лучшая запись года".

По задумке Майкла "Beat It" должна была укладываться в жанр рок-музыки, с элементами фанка, и в результате получилась композиция умеренно-быстрого темпа, написанная в тональности ми-бемоль минор. Ему хотелось, чтобы в новой песне звучали громкие ударные, придающие ей африканский колорит, и в то же время были роковые риффы в стилистике "My Sharona" группы The Knack. Как он заявлял в то время:

"Я хотел написать песню, такую песню, которую я бы купил, если бы покупал рок-песню... Вот как я подошел к этому, и я хотел, чтобы детям это действительно понравилось – школьникам, а также студентам колледжа".

Певец записал на диктофон, показывая голосом, как должны звучать партии всех инструментов в этой композиции, а затем принес кассету музыкантам. К работе над песней был привлечен Стив Люкатер из популярной в то время рок-группы Toto, известный тем, что обычно записывает все свои треки единственным дублем. Он и написал в итоге этот драйвовый рифф. "Beat It" часто вспоминают в связи с 30-секундным гитарным соло гениального Эдди Ван Халена, но и рифф Люкастера не менее выдающийся.

Как вспоминал Стив Люкатер;

"Я собрался вместе с Майклом, работал над риффом. По языку его тела я могла сказать, что он хотел, чтобы это чувствовалось определенным образом. Я сыграл все гитарные партии на этом треке, кроме соло, и все басовые партии, а Джефф играл на барабанах.
У Куинси Джонса был безупречный вокал Майкла и безупречное соло Эдди на мастер-треке, так что все, что нам с Джеффом нужно было сыграть, – это ритмовый фон для Майкла Джексона.
Я записал все гитарные риффы через "Marshall" с ручкой регулятора, выкрученной на четверку, но когда Куинси услышал это, он сказал: "Это здорово, но это слишком тяжело, слишком много. Я не могу передать это на поп-радио. Тебе нужно сбавить тон, установив усилители поменьше". Поэтому я так и сделал".

22. "Ace Of Spades" – Эдди Кларк, Motörhead

Видео с официального ютуб-канала Motörhead Official

Визитная карточка Motörhead и один из классических хитов хэви-метал, авторства Лемми Килмистера, Эдди Кларка и Фила Тейлора, из одноименного альбома 1980 года, выходившая также синглом, исполнялась группой на всех ее концертах. Песня провела 12 недель в хит-параде "United Kingdom Singles Chart", достигнув 15-й строчки. Она не только "ворвалась в британские музыкальные чарты, но и доказала всем, что группа может добиться успеха, не жертвуя своей грубой силой и скоростью". В течение следующих тридцати с лишним лет парни записали немало отличных треков, но ни одному из них не удалось превзойти эту классную композицию, которую часто называют гимном группы.

Как позже вспоминал Лемми:

"Несомненно, "Ace of Spades" лучше всех, но я не мог и представить себе, что это настолько хорошая песня. Когда я ее писал, это было похоже на упражнение с терминами из азартных игр – сплошные клише. Я рад, что мы прославились этим, а не каким-нибудь фуфлом, но я в течение двух лет пел "the eight of spades", и никто не заметил".

Хотя "Ace Of Spades" открывается перегруженным басовым вступлением Лемми, в пантеоне мгновенно узнаваемых спид-метал хитов она вошла благодаря заводному риффу "Быстрого" Эдди Кларка. "Ace Of Spades" – это сплошной синкопированный диссонанс и напряжение.

Конечно, рифф играет со скоростью 140 ударов в минуту, но звучит так, как будто он ускоряется. "Быстрый" Эдди Кларк настраивается на полтона, ставит на десятку "Marshall" и использует дополнительную четкость мини-хамбакеров своего "Gibson Les Paul Deluxe", чтобы придать риффу пикантность. И это неувядаемая классика будет с нами на века.

21. "Money" – Роджер Уотерс и Дэвид Гилмор, Pink Floyd

Одна из самых известных песен Pink Floyd с их шедеврального альбома 1973 года "The Dark Side of the Moon". Ее написал Роджер Уотерс, он же и придумал тот самый рифф размером 7/4 в тональности си-минор. На записи он идет в унисон с гитарой Дэвида Гилмора.

Кажется, что барабанный грув Ника Мейсона создан для того, чтобы заставить вас думать, что вы слышите стандартный паттерн 4/4: он следует типичному паттерну бочки и малого барабана для первых шести ударов, с дополнительным ударом на седьмой доле, который звучит более естественно, каждый раз повторяясь. Рифф в "Money" имеет длину всего один такт и каждый раз исполняется одинаково, что не дает ему сбить с толку слушателей, не очень разбирающихся в прогрессиве.

Роджер Уотерс написал рифф, и его бас доминирует во вступлении, а гитарный двойник Гилмора играет вторую скрипку. Гитара представляла собой его легендарный черный "Strat" с бриджевым звукоснимателем, который на момент записи еще не был модифицирован. Гилмор подключился к "Arbiter Fuzz Face", но отказался от регулятора громкости для почти чистого звука – вы можете услышать, как он вгрызается в бэнд на четверть тона на 7-м такте каждого риффа. Его возвышающаяся усилительная установка "Hiwatt" выдавала достаточную громкость, чтобы главный инженер Алан Парсонс включил микрофон в шкафах с расстояния около метра.

Хотя в риффе нет особых вариаций, он вызывает волнение благодаря слоям наложений гитары и клавишных. Через четыре раза срабатывают аккорды тремоло Гилмора, записанные с помощью тремоло "Kepex".

При всей этой ритмической сложности Уотерс мудро сохранил ее гармонически простой, придерживаясь пентатоники си-минор. Если бы это было 4/4, "Money" считалась бы блюзовой песней, что показывает огромный инновационный потенциал этого блюзового формата.

Дальше последуют выдающиеся сольные партии Дэвида, отмеченные особо, тем ни менее с этой композицией он неизменно попадает и в списки лучших риффов всех времен. Устойчивый успех "Money" доказывает, что басовые риффы могут быть так же важны, как и гитарные риффы.

20. "(I Can’t Get No) Satisfaction" – Кит Ричардс, The Rolling Stones

Видео с официального ютуб-канала The Rolling Stones

В далеком мае 1965 года эта песня, авторства Кита Ричардса и Мика Джаггера, была впервые выпущена как сингл в США, а в июле была включена в американскую версию альбома "Out of Our Heads". Сингл позволил The Rolling Stones впервые подняться на первое место в "Billboard Hot 100". В Великобритании сингл "(I Can’t Get No) Satisfaction" вышел в августе 1965 года и в 4-й раз вывел группу на вершину британских хит-парадов.

Версий появления на свет этого одного из самых популярных гитарных риффов в истории рок-музыки хватает. Более поздняя представлена Китом Ричардсом в своей последней автобиографической книге "Жизнь" 2010 года издания:

Кит находился у себя дома в Лондонской квартире в Карлтон Хилл, район Сент-Джонс-Вуд, и ночью во сне этот самый гитарный рифф пришел ему в голову. Он проснулся, взял гитару, записал рифф и музыкальную фразу "Я не могу получить удовлетворение" на переносной кассетный магнитофон "Philips" и опять уснул. Утром он включил эту кассету и услышал на ней, по его словам, около двух минут акустической гитары, потом звук от упавшего медиатора и далее "сорок минут своего храпа". Ричардс поначалу не придал значения этому риффу и музыке, более того они напоминали ему соул-песню американской женской группы Martha & the Vandellas "Dancing in the Street". Он даже испугался, что "спер" у них эту музыкальную идею.

Позже на записи Кит Ричард возжелал чтобы главный рифф песни исполняли духовые инструменты. По воспоминаниям Джаггера:

"Когда мы начали работать над этой песней, она звучала как фолк-рок и сильно не нравилась Киту. Он не хотел, чтобы она стала синглом, он не думал, что она хорошо пойдет. Кит считал ее слишком простенькой, а этот рифф - глупым".

Тут Ричардсу на глаза попалась "педаль" фузза "Gibson Maestro fuzzbox", он подключил его к гитаре и сыграл для того, чтобы набросать рисунок для партии духовых. И всем, кроме самого Кита Ричардса, очень понравился новый искаженный звук, какого в рок-песнях еще до той поры не звучало. В своей автобиографии Кит написал:

"До этого нигде и ни у кого фузз не звучал так тяжело, вот почему это так поразило воображение всех в то время".

Всем в студии пришлось немало потрудиться, чтобы убедить Ричардса забыть про духовые инструменты в пользу этого нового фуззового звучания. Итог всем известен.

19. "Sweet Home Alabama" – Гэри Россингтон, Lynyrd Skynyrd

Видео с официального ютуб-канала Lynyrd Skynyrd

Один из двух самых громких хитов Lynyrd Skynyrd, написанный Ронни Ван Зантом, Гэри Россингтоном и Эдом Кингом, впервые появился в 1974 году на их втором альбоме "Second Helping". Сингл с песней в 1974 году достиг 8-го места в чартах США. Примечательно, что ни один из трех авторов песни не был родом из Алабамы.

Песня родилась из арпеджио риффа Гэри Россингтона, сыгранного на его любимой "Бернис", "Gibson Les Paul" 1959 года. Как он сам об этом рассказывал:

"У меня был этот небольшой рифф, что-то вроде маленького упражнения, и я продолжал его играть снова и снова, когда мы ждали, когда все придут на репетицию. Мы с Ронни сидели там, и он все время повторял: "Сыграй это еще раз". Потом Ронни написал тексты, а мы с Эдом написали музыку".

Вот так спонтанно из риффов и рождаются композиции, возносящие музыкантов в новую ипостась.

18. "Angel Of Death" – Джефф Ханнеман и Кэрри Кинг, Slayer

Видео с официального ютуб-канала Slayer

Эта композиция американских трэш-металлистов Slayer, является "открывалкой" с их третьего студийного альбома 1986 года "Reign in Blood". Ее написал гитарист Джефф Ханнеман. Многие критики, в том числе Стив Хьюи из "AllMusic" назвают ее классикой и "вершиной спид-метала".

Джефф Ханнеман рассказывал:

"Мы не были обученными музыкантами. Но мы знали, что звучит мрачно. Все, что вы делаете, это делаете шаг вверх или вниз, пока не сделаете все правильно, и это звучит грандиозно. Я понял, что, когда я беру определенные ноты, у меня возникает определенное чувство. Вот как я прокрутил это в голове: если это звучит так, как будто я стою над телом, которое только что зарезали, то это идеально".

Если в музыкальном плане "Angel Of Death" закладывает основу для всего остального альбома: быстро, компактно, мощно и грязно, – то сама эта песня получает свое развитие из замысловатых бешеных, на скорости болидов "Формулы-1"гитарных риффов Джеффа Ханнемана и Керри Кинга.

Оборудование, которое использовала пара, было классическим металлическим арсеналом 80-х годов, и оба гитариста обратились к "Marshall JCM800" для усиления звука. Первый играл на "Black Jackson Soloist" с модифицированными звукоснимателями "EMG", в то время как Кинг недавно начал работать с "BC Rich". Его "Warlock" и "Soloist" Ханнемана были пропущены через искажение "MXR" и педали "Dunlop Cry Baby" с реверберацией.

Песня была записана при настройке гитар на ми-бемоль, так же, как и все 10 треков "Reign In Blood", где гитаристы исполнили завораживающе быстрое тремоло, выбирая все риффы, кроме культового грува, закрепляющего середину. Этот конкретный рифф был провозглашен классикой на все времена, и он основан на острых нисходящих ударах. Как сказал о нем Керри Кинг:

"Это рифф, в котором люди ошибаются, если они собираются ошибиться в любом из них! Это не сложно, это просто странные ноты. Это не шкала как таковая, это просто то, что Джефф собрал, и ему понравилось, как это звучит. Когда подходит этот рифф, это одна гитара, затем, когда приходит вторая гитара, мы играем тот же рифф. Затем, во второй части, мы играем уже что-то другое".

17. "Smells Like Teen Spirit" – Курт Кобейн, Nirvana

Видео с официального ютуб-канала Nirvana

Эта песня, написанная Куртом Кобейном, Кристом Новоселичем и Дейвом Гролом, способствовала феноменальной популярности "Nevermind", второго и самого коммерчески успешного альбома американской гранж-группы Nirvana, позволив ему занять верхние строчки во многих музыкальных чартах 1992 года. "Smells Like Teen Spirit" была первым и одним из самых популярных хитов группы. Она достигла 6-го места в чарте "Billboard Hot 100", возглавила ряд хит-парадов по всему миру в 1991 и 1992 годах.

Даже спустя годы после смерти Курта Кобейна слушатели и критики продолжали восхвалять "Smells Like Teen Spirit" как одну из величайших песен всех времен. Когда Курт в свое время представил песню своим товарищам по группе, она состояла только из основного гитарного риффа и вокальной мелодии припева. Выбор аккордов Курта "F5-Bb5-Ab5-Db5" является стандартным, все они исходят из тональности фа минор, но не так уж много было рок-песен до Nirvana, в которых эти аккорды использовались бы в таком порядке.

По мнению самого Кобейна, этот рифф, построенный из четырех пауэр-аккордов, записанных дабл-трекингом, был "клишированным", то есть похожим на рифф Тома Шольца из группы Boston в хите 1976 года "More Than a Feeling" и ритм-н-блюз Ричарда Берри "Louie Louie". Тем ни менее, говорить о полной идентичности не приходится.

Кобейн взял в студию для записи альбома "Nevermind" три гитары: "Jaguar", "Mustang" и "Strat", модифицированные хамбакерами. Обычно он выбирал "Strat" для живых выступлений этой песни, так что это лучшее предположение о том, что он использовал для ее записи. Курт видел в "Nevermind" сырой, "панковатый" альбом, и позже он охарактеризовал окончательный вариант как "слишком гладкий".

16. "Killing In The Name" – Том Морелло, Rage Against The Machine

Видео с официального ютуб-канала Rage Against The Machine

Эта песня американской группы Rage Against the Machine вошла в их дебютный альбом "Rage Against the Machine" и была издана отдельным синглом в 1992 году. В свое время журнал "Rolling Stone" поместил "Killing In The Name" на 24-е место своего списка "Величайших гитарных песен".

Гитарист Том Морелло придумал эти тяжелые риффы, когда показывал своему ученику гитарный строй "Drop D". Он даже прервал урок, чтобы все записать, и уже на следующий день группа работала над самой песней. По словам Морелло:

"Killing in the Name был создан совместными усилиями, сочетая гитарный рифф с магматическим басом Тимми Коммерфорда, фанковой, брутальной игрой на барабанах Брэда Уилка и убежденностью Зака де ла Роша".

Как и все песни альбома "Rage Against the Machine", эта песня была записана на "Fender Telecaster Sendero Luminoso" 1982 года, настроенном "Drop D", отличающегося от стандартного строя тем, что басовая струна настроена на "Ре". Звук пропускался через его любимый "Marshall JCM800" и кабинет "Peavey".

15. "Symphony Of Destruction" – Дэйв Мастейн, Megadeth

Видео с официального ютуб-канала Megadeth

Эта дебютный сингл американской трэш-метал-группы Megadeth с их пятого студийного альбома 1992 года "Countdown to Extinction" буквально катапультировал их из металлического подполья прямиком в мейнстрим. Песня добралась до 15-го места в хит-параде синглов Великобритании, а в Штатах ее клип стали постоянно крутить по многочисленным заявкам зрителей. До сих пор "Symphony Of Destruction" остается самой известной композицией Megadeth и основным продуктом их "живого" выступления, звучащим почти на всех концертах группы с момента его написания.

В свое время, когда басист Дэвид Эллефсон объявил, что звукозаписывающий лейбл "Capitol" потребовал от группы еще пару песен для альбома – более качественных и длинных, – Дэйв Мастейн взял в руки гитару "B.C. Rich" и придумал мощнейший основной рифф к будущей "Symphony Of Destruction", который стал одним из канонических тяжелых риффов 90-х годов. И пусть он не настолько мудрен, как на большинстве предыдущих альбомов Megadeth, Дэйв Мастейн заявлял, его никогда не интересовало, как песню примут поклонники:

"Когда сочиняешь сложные техничные песни, а потом вдруг выдаешь что-то простое, об этом непременно будут говорить. Вступительный рифф известен во всем мире, и прикольно, что он стал уже своего рода народным творчеством".

Изготовленная на заказ гитара "Silver Sparkle Jackson King V" была "номер один" для Мастейна в те годы, звук подавался на усилитель мощности "VHT" и предусилитель "Bogner" или "Custom Audio Electronics".

Начиная с 1994 года, на каждом живом исполнении песни, толпа обычно кричит: "Megadeth, Megadeth, aguante Megadeth!" между каждым из вступительных риффов. Это стало уже традицией.

14. "Sunshine Of Your Love" – Эрик Клэптон, Cream

Видео с ютуб-канала Luis Aguila Castro

Песня "Sunshine of Your Love" британской группы Cream была издана на втором студийном альбоме "Disraeli Gears" в ноябре 1967 года, а также в формате сингла в январе 1968 года. Она стала самой продаваемой композицией Cream и лейбла "Atlantic Records", достигая 5-й позиции в американском "Billboard Hot 100".

29 января 1967 года бас-гитарист Джек Брюс вместе с коллегами из Cream побывал на концерте Джими Хендрикса в лондонском "Saville Theatre". Находясь под впечатлением от музыки виртуозного гитариста, он сочинил рифф как производную от блюза, в котором используется минорная блюзовая пентатоника с добавлением сглаженной пятой ноты, который и лег в основу будущего хита. Соавтор текстов группы Пит Браун так описывал процесс создания этого риффа:

"Мы с Джеком провозились целую ночь, пытаясь изобрести что-нибудь вместе, но ничего не получалось. В отчаянии он взял свой бас, сыграл этот рифф и спросил: "А как тебе это?" Я сказал: "Погоди минутку…", – посмотрел в окно и само собой родилось: "It’s getting the dawn, the lights close your tired eyes..."

Позже Эрик Клэптон, прослушав черновую версию песни, дописал припев, сыграл соло и просто удвоил риффовую партию Брюса, добавив на повторы 7-го аккорда струны своей "Gibson SG" 1964 года. Итог понравился всем, даже Джими, сыгравшем позже в январе 1969 года кавер-версию "Sunshine of Your Love" вместе со своим Jimi Hendix Experience.

13. "Money For Nothing" – Марк Нопфлер, Dire Straits

Видео с официального ютуб-канала Dire Straits

Этот сингл Dire Straits, выпущенный в 1985 году в составе пятого студийного альбома "Brothers in Arms" и ставший международным хитом, написали Марк Нопфлер и Стинг. Причем, авторство последнего заключалось в одной начальной строке: "I Want My MTV". Это был самый коммерчески успешный сингл Dire Straits, который на протяжении трех недель занимал 1-е место в американских чартах "Billboard Hot 100" и "Top Rock Tracks", а также занимал 4-е место в Великобритании.

Знаменитый гитарный рифф Марка Нопфлера с первых нот узнает любой меломан. Хук-рифф продолжается на протяжении всей песни, воспроизводится в пермутациях во время куплетов, а также полностью после каждого припева. Характерный гитарный саунд получился случайно, когда звукорежиссер Нил Дорфман экспериментировал с разными способами расстановки микрофонов, а Марк в это время играл на "Gibson Les Paul", постепенно покачивая педаль вау "Morley", пытаясь добиться звучания, похожего на стиль ZZ Top.

12. "Johnny B. Goode" – Чак Берри, Chuck Berry

Эта песня одного из родоначальников рок-н-ролла, была написана им в далеком 1955 году и впервые была выпущена 31 марта 1958 года на одноименном сингле. С тех пор она стала классическим рок-стандартом. Этот рок-н-ролльный гимн Чака Берри был его главным хитом, достигнув позиции №2 на чате "Billboard Hot R&B Sides".

В 2008 году журнал "Rolling Stone" разместил ее на 1-м месте в рейтинге "100 величайших гитарных песен всех времен". Кроме этого, в числе прочих произведений мировых композиторов разных времен песня была записана на золотой пластинке космических аппаратов "Вояджер", бороздящих с 1977 года по настоящее время межзвездное пространство. "Johnny B. Goode" можно услышать во многих художественных фильмах, но наиболее ярко она прозвучала в картине "Назад в будущее".

Тот самый знаменитый гитарный рифф, с которого начинается "Johnny B. Goode", четырьмя первыми тактами почти один в один копирует соло из песни 1946 года "Ain’t That Just Like a Woman" американского джазмена Луи Джордана. Там его исполнял гитарист Карл Хоган.

У Чака Берри при дальнейшем развитии в ход идут бэнды и фразировки с паузами, в том числе и с использованием фирменных скользящие двойных нот, взятых на его "Gibson ES-335". И хотя Берри, возможно, украл часть нот у гитариста Карла Хогана, он сыграл их с такой яростью, что это стало совершенно новым звуком. Подобно тому, как Джимми Пейдж позже использовал блюзовые риффы для изобретения хэви-метала, Берри превратил скачущий блюз в другого зверя.

11. "Layla" – Дуэйн Оллмэн, Эрик Клэптон, Derek And The Dominos

Заглавная композиция группы Derek and the Dominos с их единственного альбома "Layla and Other Assorted Love Songs", выпущенного в декабре 1970 года, написанная Эриком Клэптоном, по праву считается в рок-музыке одной из самых значительных песен о любви. Она была вдохновлена безответными чувствами Эрика к Патти Бойд, на тот момент супруге его близкого друга Джорджа Харрисона, а также поэмой персидского поэта 12-го века Низами "История Лейлы и Меджнуна".

Вступительный рифф к "Layla" придумал Дуэйн Оллмэн, более известный как гитарист группы The Allman Brothers Band. На записи Оллмэн и Клэптон вдвоем играют этот 12-нотный "фирменный" рифф в унисон, причем, последние пять нот Оллмэн играет слайдом в стандартной настройке. В результате получился этакий "скользящий", плавно вибрирующий звук. Недаром звукоинженер Том Дауд говорил, что Оллмэн умудрился взять ноты, которых на инструменте... нет.

Для Эрика Клэптона песня "Layla" особенная:

"Я ужасно горжусь этой песней. Владеть чем-то настолько мощным – я к этому не привыкну никогда. Я пытался воссоздать это ощущение снова и снова. Повторить это нельзя, и я понял, что нет смысла и пытаться. Нужно просто оставить все как есть".

10. "Purple Haze" – Джими Хендрикс, The Jimi Hendrix Experience

Видео с официального ютуб-канала Jimi Hendrix

Эта песня была написана Джими Хендриксом и выпущена 17 марта 1967 года вторым синглом его группы The Jimi Hendrix Experience из их дебютного альбома "Are You Experienced". Она стала для многих первым знакомством с психоделическим роковым звучанием гитары "Fender Stratocaster" Хендрикса.

Сингл достиг 3-го места в чартах Великобритании и 65-го места в США. В марте 2005 года журнал "Q" поставил "Purple Haze" на 1-е место в списке "100 величайших гитарных записей". Журнал "Rolling Stone" поместил песню на 17-е место в списке "500 величайших песен всех времен", и на 2-е в списке "100 величайших гитарных песен всех времен".

Джими Хендрикс. Фото из открытых источников
Джими Хендрикс. Фото из открытых источников

Хендрикс построил всю песню вокруг расширенного доминантсептаккорда E7♯9, называемого еще "аккорд Хендрикса", и можно утверждать, что "Purple Haze" во многом обязан своей звуковой индивидуальностью именно этому аккорду. История "Purple Haze" началась 26 декабря 1966 года в гримерке лондонского клуба "Upper Cut", когда менеджер Чес Чандлер услышал, как Джими наигрывал какой-то новый рифф, и предложил создать на его основе песню. Сам рифф состоит из диссонирующего интервала тритона, порой именуемого как "diabolus in musica", причем в студии при записи Джими сыграл его с интенсивным использованием дисторшна. Как отмечали в "Rolling Stone":

"Purple Haze открыла новый гитарный язык, наполненный духовным голодом и поэзией, возможностями в электричестве и студийных технологиях".

9. "La Grange" – Билли Гиббонс, ZZ Top

Видео с ютуб-канала RHINO

Четвертый сингл американской блюз-рок группы ZZ Top из их альбома 1973 года "Tres Hombres" стал не только одной из знаковых песен группы, но и был их первым синглом, достигшим серьезного успеха в чартах, поднявшись в июне 1974 года до 41-го места в "Billboard Hot 100".

Для записи партии гитары Билли Гиббонс использовал "Fender Stratocaster" 1955 года выпуска с гитарным бриджем конструкции "stop tailpiece", подключенным к усилителю "Marshall Super Lead -100" выпуска 1966 года. Это был основной звук гитары в песне, а в начале и в конце использовался чистый ламповый дисторшн.

Начальный рифф песни основан на традиционном ритме буги-блюза, который использовали Джон Ли Хукер в "Boogie Chillen" и Слим Харпо в "Shake Your Hips". В 1992 году некто Бернард Бесман, владелец прав на песню Джо Ли Хукера, возбудил дело в отношении ZZ Top, обвиняя группу в плагиате, но после нескольких лет судебных тяжб было установлено, что такой буги-ритм, как в "Boogie Chillen", находится в общественном достоянии и не является объектом авторских прав.

Гиббонс рассказывал об особенностях этого риффа:

"Рифф находится в тональности ля-мажор, но не забудьте приложить мизинец к 3-й струне на 5-м ладу и слегка подтянуть ее до высоты звука ре-бемоль. Просто согните его до звучания Db, чтобы получить немного блюзового, непристойного ощущения песни".

8. "Walk" – Даймбэг Даррелл, Pantera

Видео с официального ютуб-канала Pantera

Самая популярная песня американской грув-метал-группы Pantera с шестого студийного альбома 1992 года "Vulgar Display of Powe" выходила синглом в 1993 году, а еще помимо этого ее концертный вариант был включен в первый и единственный концертный альбом "Official Live: 101 Proof" 1997 года. Сингл достигал №23 в американском "Billboard Bubbling Under Hot 100 Singles".

"Walk" считается одним из лучших треков, а также одной из самых известных песен группы как у поклонников Pantera, так и случайных слушателей. Эта композиция представила по-настоящему уникальное звучание Pantera и является одним из самых ярких и влиятельных метал-треков 1990-х.

Даймбэг Даррелл впервые сыграл рифф для нее в тактовом размере 12/8 на саундчеке во время гастрольного тура "Cowboys from Hell". Его брат Винни Пол быстро присоединился барабанами, позже вспомнив, что у него был ритм перетасовки, не похожий ни на что, что они писали до этого момента, и указывающий на южные корни братьев, выросшие вокруг музыки ZZ Top и Lynyrd Skynyrd в 50-и километрах к югу от Далласа. Остальных участников группы это очень впечатлило, в результате Фил Ансельмо и написал "Walk". Так часто бывает – хороший рифф не может пропасть.

Нисходящие двойные ноты, которые появляются по мере развития идеи риффа, вносят дальнейший диссонанс, коренящийся в более резких интервалах, таких как минорный шестой и тритон, прежде чем завершиться более быстрым приглушением звука ладоней на нижних ладах.

На этом этапе своей карьеры Даймбэг Даррелл в основном играл на своем "Dean ML" 1981 года, мгновенно узнаваемом по раскраске молнии и наклейкам Kiss на верхнем ребре, а также оснащенным мощным звукоснимателем "Bill Lawrence L 500 XL" на бридже.

7. "Iron Man" – Тони Айомми, Black Sabbath

В свое время "Iron Man" предстал одним из ярчайших и впечатляющих треков из альбома 1970 года "Paranoid" от родоначальников хард-рока Black Sabbath. Хотя песня и достигла в течении 1972 года лишь 52-го места в чартах "Billboard Hot 100", неоспоримо ее влияние не только на звучание группы, но и на все последующее развитие рок-музыки. Не зря же телеканал "VH1" оценивал ее как "величайшую хеви-метал песню всех времен".

Хотя авторами "Iron Man" значатся все четверо музыкантов Black Sabbath, песня, как это часто и бывает, выросла из начального риффа Тони Айомми, сыгранного на "Monkey 1965 Gibson SG Special". Как вспоминал Оззи Осборн:

"Когда я услышал этот рифф, то заметил: "Звучит, словно "Iron Man" (Железный парень) ходит где-то рядом".

Тони Айомми объяснил какого эффекта он хотел добиться:

"Для вступления "Iron Man" я хотел бы нечто такое, что звучало бы по-настоящему ужасно".

Общеизвестно признание Фрэнка Заппы, сделанное им в 1978 году:

"Мне нравится Black Sabbath. Это просто фантастика. Вы шутите? "Iron Man"! Да это произведение искусства!"

6. "Enter Sandman" – Кирк Хэмметт, Metallica

Видео с официального ютуб-канала Metallica

"Enter Sandman" – самая известная песня хэви-метал группы Metallica из эпохального и самого успешного одноименного пятого "черного альбома" 1991 года. Сингл достиг 16-го места в американском "Billboard Hot 100" и получил платиновую сертификацию за более чем миллион экземпляров, проданных в США, что привело к продвижению Metallica к мировой популярности У этой песни больше всего прослушиваний на стриминге, ее чаще других треков группы крутили по радио, ее постоянно "каверят" как ноунеймы, так и исполнители с мировым именем.

Все родилось из открывающего риффа, который гитарист группы Кирк Хэмметт написал бессонной ночью под впечатлением от альбома "Louder Than Love" группы Soundgarden. А Джеймс Хетфилд и Ларс Ульрих взяли наработки Хэмметта и соорудили из них полноценную песню. Сначала рифф укладывался в два такта, но позже Ульрих предложил играть первый такт четыре раза. В интервью "Rolling Stone" Кирк Хемметт рассказал о том, как он написал рифф к песне:

"Soundgarden только выпустили "Louder Than Love". Я пытался создать такой же большой и тяжелый рифф, как у них. Было два часа ночи. Я записал свою идею на кассету и даже не думал о ней. Когда Ларс Ульрих услышал запись, он сказал: "Это очень здорово. Но не мог бы ты повторить первую часть четыре раза?" Его идея сделала рифф еще более запоминающимся".

Как объяснил барабанщик Ларс Ульрих в документальном фильме "Classic Albums":

"Рифф, который записан на пластинке, и то, каким он существует сегодня, на самом деле не такой, как у Кирка. Первоначальной идеей Хэммета был первый рефрен из пяти нот, трансформирующийся прямо в разбивку пауэр-аккорда. Но, нарезав и повторив первый чистый рифф и удвоив его на басу, родился "Enter Sandman", каким мы его все знаем".

Правда, тут есть один нюанс: уж очень этот рифф похож на тот, что звучит у группы Excel в песне "Tapping Into the Emotional Void" с их альбома 1989 года "The Joke's On You".

5. "Aint Talkin' Bout Love" – Эдди Ван Хален, Van Halen

Видео с ютуб-канала YeOldeRock

Когда Эдди Ван Хален написал "Aint Talkin' Bout Love", он счел ее слишком банальной и недостойной того, чтобы показать ее своим коллегам по группе. Он познакомил их с ней только через год, исполнив ее на своей знаменитой гитаре "Frankenstrat". Эдди сказал, что это должна была быть пародия на панк-рок:

"Изначально предполагалось, что "Ain’t Talkin’ ‘Bout Love" станет пародией на панк-рок… Всего два аккорда – мне это показалось очень глупым! Однако конечная версия этой песни вовсе не походила на панк… Это было что-то очень искреннее и приятное".

В конце концов ее аранжировали и включили в дебютный альбом 1978 года "Van Halen", записав по традиции, установившейся в группе, в соавторы всю команду. Помимо этого она вышла и синглом. Со временем песня стала одной из визитных карточек коллектива, оставаясь в концертном сет-листе группы на протяжении всех долгих лет ее существования даже после смены вокалиста.

Арпеджиовый рифф, начинающий эту композицию, в действительности играется на трех аккордах – Am, F, G. Но как сказал когда-то Леонардо да Винчи:

"Простота – это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения".

4. "Smoke On The Water" – Ричи Блэкмор, Deep Purple

Видео с ютуб-канала Deep Purple Official

Эта песня рок-группы Deep Purple, записанная в декабре 1971 года, была впервые выпущена на альбоме "Machine Head" в марте 1972 года. В качестве сингла она вышла лишь в 1973 году, причем вторую сторону занимала ее концертная версия из альбома "Made in Japan". По версии музыкальных критиков, именно этот трек сделал альбом "Machine Head" платиновым.

Буквально сразу же после выпуска "Smoke On The Water" стала самой популярной композицией Deep Purple, настоящей легендой хард-рока. Она побила рекорды по продажам, собрала множество престижных музыкальных премий, а в чарте "Billboard Hot 100" достигала №4. Позже ей установили памятник в Швейцарском Монтре – городке, где ее и создавали.

Трудно отыскать человека, кто не слышал эту вещь. Благодаря гитарному риффу "Smoke On The Water" является, возможно, самой узнаваемой песней в мире. Рифф из нее входит в обязательный минимум любого начинающего гитариста. Этот рифф Ричи Блэкмор сочинил во время импровизаций, который он часто устраивал с барабанщиком Иэном Пэйсом. Широко распространено предположение, что он заимствовал его из песни "Maria Quiet", что была на альбоме "Look to the Rainbow" бразильской исполнительницы Аструд Жилберту, записанного в 1966 году. Однако сам Блэкмор позже утверждал, что главная сила его риффа заключена в интерпретации им инверсии Симфонии №5 от Людвига ван Бетховена, и что он за это, фигурально выражаясь, "должен ему много денег".

Сам рифф представляет собой синкопированную мелодию в блюзовом ладу в параллельных квартах, исполняемую в соль-миноре. Ричи Блэкмор играет его на своей "Fender Stratocaster" дабл-стопом – одновременным щипком двумя пальцами двух струн для полной одновременности их звучания. Во вступлении к гитаре последовательно присоединяются хай-хэт, орган Хаммонда, барабаны и бас-гитара. Все эпично и по нарастающей.

3. "Back In Black" – Малькольм и Ангус Янги, AC/DC

Видео с официального ютуб-канала AC/DC

Появлению легендарной песни "Back in Black" из одноименного седьмого альбома 1980 года австралийской рок-группы AC/DC предшествовали трагические события – гибель их вокалиста Бона Скотта 19 февраля 1980 года. Причем, это произошло в самом начале работы над этим седьмым альбомом. Большинство групп распалось бы после такой потери, но на похоронах Бона его отец убедил Малькольма и Ангуса не распускать AC/DC. И 1 апреля бывший участник глэм-рок группы Geordie Брайан Джонсон был объявлен новым солистом группы, а работа над альбомом продолжилась. Тогда же возникла идея посвятить ушедшему из жизни товарищу песню, которая соответствовала бы его характеру и, соответственно, была бы очень бодрой и заводной.

Гитарный рифф, открывающий песню "Back in Black", существовал еще до написания песни. Мальколм Янг часто исполнял его на своей "Gretsch" на протяжении нескольких лет во время разогрева и саундчекинга перед выступлениями. Теперь Янги решили использовать рифф Малькома в песне, посвященной умершему музыканту. Они экстраполировали его в мелодию, а слова поручили написать Брайану Джонсону:

"Как они сказали: "Эта песня не имеет права быть отвратительной – она должна стать панегириком Бону". Я подумал: "В таком случае – никакого давления". Я просто написал на листе ту, как мне казалось, чушь, что пришла в голову. "Девять жизней и кошачьи глаза. Избавляюсь от ненужного и выхожу из-под контроля." Однако парни приняли текст. В этих строках они увидели жизнь Бона".

Так родилась легенда. AC/DC выпустили альбом "Back in Black", оглушительный успех которого возвел группу в статус мировых суперзвезд первого эшелона. Альбом разошелся по миру тиражом под пятьдесят миллионов экземпляров и в итоге стал вторым в списке "Самых продаваемых в мире альбомов" и одним из самых значительных в истории хард-рока.

Несмотря на чрезвычайно "хрустящий" тон гитары Ангуса, он редко прибегал к овердрайву:

"Усилитель настроен очень чисто. Многие люди, которые взяли мою гитару и попробовали ее через мой усилитель, были шокированы тем, насколько она чисто звучит. Когда они играют, они думают, что это очень тихий звук, и удивляются, почему он звучит намного громче, когда я играю. Мне просто нравится достаточное усиление, чтобы оно все равно "срезалось", когда я перехожу в соло, не получая такого ложного звука типа фузза "Tone Bender". Мне нравится получать естественный сустейн от гитары и усилителя".

Сингл "Back in Black" поднялся на 37-ю позицию в "Billboard Hot 100" и достиг максимального уровня продаж в США, после чего ему был присвоен мультиплатиновый статус от "RIAA" за тираж более 2 миллионов экземпляров. По версии телеканала "VH1", "Back in Black" занимает 4-е место в списке сорока лучших песен в стиле метал, и 2-е – в стиле хард-рок. И спустя 41 год "Back In Black" по-прежнему остается эталоном хард-рока. Как выразился, когда еще был жив, Малькольм Янг:

"Это то, что мы и имели в виду. Это реальное, то, что исходит из глубины нас".

2. "Crazy Train" – Рэнди Роадс, Ozzy Osbourne

Видео с официального ютуб-канала Ozzy Osbourne

Эта песня, написанная Оззи Осборном, Рэнди Роадсом и Бобом Дейсли, была выпущена как первый сингл Оззи Осборна в сентябре 1980 года из дебютного альбома "Blizzard of Ozz", первого после его расставания с Black Sabbath. Помимо этого, позже она была включена и в концертный альбом "Tribute", выпущенный 19 марта 1987 года. Сам "Blizzard of Ozz" только в США стал четырежды платиновым, а "Crazy Train" достигала в "Billboard Top Tracks" 9-го места. Но самое главное – Оззи продемонстрировал всему миру, что он и без Black Sabbath чего-то стоит, а песня стала его визитной карточкой и остается классикой рока и хэви-метала до сегодняшних дней.

О создании "Crazy Train" рассказал один из ее соавторов басист Боб Дейсли:

"Мы вместе сочиняли музыку, и Рэнди придумал основную тему, а я искал, как закончить соло. У него был очень забойный рифф, и когда он пользовался педалями, усилители выдавали странный звук. Низкое гудение с психоделическим эффектом".

А вот о появлении самого этого забойного риффа в виду кончины Роадса можно рассуждать, черпая информацию из различных источников. Боб Дейсли вспоминал об этом так:

"Этот узнаваемый рифф из "Crazy Train", написанный в фа-диез минор, принадлежит авторству Рэнди, потом я дописал небольшую часть, чтобы завершить соло, а Оззи добавил мелодию вокала. Название появилось благодаря Рэнди".

Гитарист Грег Леон, который первоначально занял место Рэнди Роадса в группе Quiet Riot, из которой тот ушел как раз к Оззи, заявил, что помог Роадсу написать этот культовый рифф к "Crazy Train":

"Мы как-то вместе тусовались, и я показал ему рифф из "Swingtown" Steve Miller Band. Я сказал: "Посмотри, что происходит, когда ты ускоряешь этот рифф". Мы повозились, и следующее, что я помню, – он поднял это все на совершенно другой уровень и в итоге написал рифф к Crazy Train".

В то же самое время еще один гитарист, Уильям Уивер, также утверждал, что это он написал этот фирменный рифф, а затем как-то представил музыку Роадсу на студийной сессии, в которой они оба участвовали. Как бы то ни было, именно с Рэнди Роадсом и его "Gibson Les Paul" отныне и на века этот рифф будет связан воедино. И это справедливо. Обозреватель "AllMusic" Стив Хьюи охарактеризовал этот гитарный рифф так:

"Классика, в которой используется полная минорная гамма, чего не было со времен расцвета Ричи Блэкмора с Deep Purple".

1. "Whole Lotta Love" – Джими Пейдж, Led Zeppelin

Видео с официального ютуб-канала Led Zeppelin

К моему разочарованию в Топ-50 не попал рифф из "Black Dog", зато, на мой взгляд, совершенно заслуженно возглавил список другой шедевр-озарение Великого Джимми – "Whole Lotta Love", первая и самая известная песня второго альбома 1969 года "Led Zeppelin II". Она стала первым треком со второго альбома, который был выпущен как сингл в нескольких странах и всего вторым синглом в истории группы. Причем, как и в случае с другими песнями Led Zeppelin, в Великобритании не было выпущено ни одного сингла. В США сингл стал их первым хитом и получил золотой сертификат, дойдя в "Billboard Hot 100" до №4 и возглавив чарты в ряде других стран. На своих концертах Led Zeppelin исполняли эту композицию на протяжении почти всей своей карьеры, вплоть до их распада в 1980 году.

Джимми Пейдж придумал свой свободный блюзовый рифф для вступления "Whole Lotta Love" на гитаре "Les Paul Standard Sunburst" 1958 года летом 1968 года в своем плавучем доме на Темзе в Пэнгборне, Беркшир. Джон Пол Джонс как-то заявлял, что знаменитый рифф Пейджа, вероятно, возник в результате сценической импровизации во время исполнения группой композиции "Dazed and Confused". Пейдж, однако, отрицал, что песня возникла на сцене, и утверждал, что у него уже был рифф, а все остальное в песне появилось оттуда:

"Я придумал гитарный рифф для "Whole Lotta Love" летом 1968 года, когда был в своем плавучем доме на Темзе в Пэнгборне. Я думаю, что источником вдохновения была моя тогдашняя любовь к длинным вступлениям рокабилли-гитаристов, но как только я полностью разработал рифф, я понял, что он гораздо более сильный, он может управлять всей песней, а не просто открывать ее.
Когда несколько недель спустя я сыграл рифф для группы в своей гостиной во время репетиций нашего первого альбома, волнение было немедленным и коллективным. Мы чувствовали, что рифф вызывает привыкание, как и некоторые менее хорошие запретные вещи".
Джимми Пейдж. Фото из открытых источников.
Джимми Пейдж. Фото из открытых источников.

Очень красочно об этом риффе в свое время написали в журнале "Kerrang!":

"Заикающийся, спотыкающийся и, наконец, – взрывающийся, рифф "Whole Lotta Love" открывает второй альбом Led Zeppelin, развертывая шедевр, который за ним скрывается... Тот факт, что многие годы этот рифф открывает чарт-программу BBC "Top of the Pops" и даже прозвучал на церемонии закрытия Олимпиады в Пекине, говорит о том, насколько он неподвластен времени. За годы с момента своего создания рифф ничуть не утратил своего великолепного сладострастия".

В журнале "Total Guitar" презентуя итоги опроса написали:

"Назвать величайший рифф всех времен – нелегкая задача. Но вы – преданные читатели "Total Guitar" – сделали это. И вы выбрали рифф Джимми Пейджа из песни "Whole Lotta Love" как свой №1.
В 1969 году, когда астронавт Нил Армстронг впервые ступил на Луну, Джимми Пейдж совершил свой гигантский скачок для всего человечества. Рифф "Whole Lotta Love" длится всего 2,7 секунды, но песня сразу же перенесла музыку в следующее десятилетие. В то время как все остальные играли в 60-х, Zeppelin теперь играли в 70-х.
Это был не первый отличный рифф, но он является определяющим. Именно поэтому риффы стали центральным элементом гитарной музыки, именно поэтому группы ищут гитарные хуки, которые могут продвинуть целую песню – или даже целую карьеру".

☑ Подписывайтесь на канал, будет еще много интересного!

➤Прежние материалы схожей тематики:

✔️50 величайших гитарных риффов всех времен по мнению читателей "Total Guitar" и "Guitar World", Часть-1

✔️ 20 лучших гитарных соло всех времен, свежий взгляд

✔️Топ-25 величайших гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

✔️Лучшие джазовые и фьюжн-гитаристы, лучшие акустические гитаристы всех времен по версии журнала "Total Guitar"

✔️Топ-10 лучших металл-гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

✔️Топ-10 лучших блюзовых гитаристов всех времен по версии журнала "Total Guitar"

✔️Топ-10 лучших шред-гитаристов всех времен

✔️Лучшие гитаристы-новаторы и первопроходцы всех времен по версии журнала "Total Guitar"

✔️Эдвард Ван Хален – пришелец из другого века

✔️Джимми Пейдж до Led Zeppelin, лучшие студийные работы с другими музыкантами

✔️Джимми Пейдж, окультист и мистик из Led Zeppelin

✔️ О чем поет 20-струнная гитара. Часть 1