Неспешно катим по Волоколамскому шоссе. Наш путь лежит к мемориальному комплексу «Героям – Панфиловцам». Поле напротив снова изрыто окопами и блиндажами, установлены палаточные лагеря, на въездах КПП. На одном стоят пограничники и бойцы НКВД, а чуть дальше полевая жандармерия вермахта.
Проезжаем на стоянку участников, оставляем машину и идём регистрироваться. Крупнейший фестиваль военно-исторической реконструкции «Поле Боя» стартовал, полторы тысячи участников с обеих сторон.
- Вы начальник фотослужбы?
- Да, со стороны РККА, со мной воспитанница, она есть в списках.
Получили красноармейские книжки, талоны на питание и парковочный талон, дающий право беспрепятственного въезда и выезда с территории.
Палатка фотослужбы установлена, некоторые ребята уже приехали. В первый день, в лагере можно находиться в гражданке, но к концу дня, обязательно переодеться в форму. Вечером, в обоих лагерях, появятся патрули и лица в гражданской одежде, будут задерживаться.
За неделю, до фестиваля шли дожди, окопы и блиндажи превратились в бассейны, а за пару дней до начала установилась жара. Вода уходила медленно и её начали откачивать.
Оля прихватив фотоаппарат умчалась к друзьям. Они давно не виделись, минут через сорок вернулась переодеваться. Земля ещё не просохла, бегать в кроссовках по глине не удобненько. Быстро скинув гражданку, надела форму, намотала портянки и вставила ноги в кирзачи.
- Пап, бассейны видел? – улыбаясь спросила Оля.
- Видел конечно, главное не свались, потом не отмоешься…
- Дениска уже навернулся – Оля залилась смехом.
- К двум вернуться, пообедаем и можешь дальше носиться.
- Пап, нас и так везде кормят…
- Оль, это не обсуждается, к четырнадцати прибыть к палатке…
Состроив мордочку Оля умчалась к друзьям.
К обеду начали завозить технику: четыре Т-34, две СУ-100, Т-VI «Тигр» (реплика), два Т-IV (с Мосфильма), Т-III(Кубинка), Пантера (доставили из Кубинки), два Т-38 (из музея Вадима Задорожного), пара Ганомагов и мотоциклы. В общем техники собралось, как никогда…
Вечером посиделки, фотослужба собралась в полном составе, двадцать восемь фотографов, но в поле будут снимать только человек двенадцать. У остальных нет опыта, быть незаметными.
В день «боя» вышли всей фотослужбой на ознакомление со сценарием. Но организаторы допустили ошибку, фотографам от РККА довели, что будут делать бойцы Красной Армии. А фотографам от немецкой стороны, только действия вермахта. Попытка убедить, что фотограф должен знать весь сценарий не увенчалась успехом. Сходил к пиротехникам, узнал весь сценарий, и где установлены закладки.
В первый день детям запретили выходить на поле совсем, даже в дальних окопах нельзя было находиться. Оля долго ругалась, но делать нечего, ушла снимать друзей на технике, которая в этом сценарии не участвовала.
Зрителей собралось очень много, специально возведённые трибуны были полны, народ стоял у ограждений, организаторы выставили дополнительно охрану, чтобы у отдельных граждан не появился соблазн выскочить на поле.
Сценарий сломался на пятнадцатой минуте и дальше пошла импровизация, получилось даже интересней.
Вечером Оля приковыляла в палатку…
- Устала?
- Нет – рухнула на пенку и тут же уснула.
На второй день, детям разрешили участвовать в дальних окопах. Их радости не было предела.
Встречный танковый бой, всегда сложно отыгрывать. Надо чётко выдерживать хронометраж, всех действий. Иначе пехота может оказаться на пути движения техники, а это совсем не безопасно.
Яркой финальной точкой боя был «танковый таран», Т-34 таранит Т-VI. Понятно, что самого тарана не было, но со стороны смотрелось очень эффектно.
Через две недели после фестиваля «Поле Боя» собирались в Северодвинск.
- Пап, тёплые вещи берём?
- Давай возьмём, все же на север едем.
- Но в прошлом году, жара стояла.
- Лёль, нам не в руках тащить, если что в багажнике полежат.
Трасса «Холмогоры» преобразилась, за год успели полностью отремонтировать и расширить. Закончили объездную вокруг Вельска, но инфраструктура не улучшилась. Ни новых заправок, ни кафешек. Так же питались в сети кафешек «Баранка». Северодвинск встретил сильнейшим ветром и температурой в восемнадцать градусов, а на берегу моря, казалось ещё холоднее.
Лагерь переместился подальше от жилых домов, его огородили. Устроившись в гостиницу, заскочили на Ягры. Вечером открытие фестиваля и танцы сороковых, посиделки старых товарищей, которые не часто встречаются. Ребята приезжают из разных городов и такие встречи очень ценятся в среде реконструкторов.
На следующий день ездили на экскурсию в музей деревянного зодчества «Малые Карелы». А вечером опять посиделки у костра. Оля резалась в домино с морячками.
В день реконструкции погода совсем обиделась, резкий ветер с моря. Вельботы вышли в море за час до начала, и болтались на ветру и моросящем дожде.
Не смотря на плохую погоду зрителей собралось много. Оля снимала от немецких позиций, замаскировавшись в кустарнике.
Из Северодвинска стартовали сразу по окончании реконструкции. Благо полярный день, ночью трафика на трассе «Холмогоры» совсем нет, ехать легко. За все годы поездок у Оли выработался рефлекс - через полчаса после начала движения засыпать.