Статья очень-очень обзорная, в качестве предложения к дискуссии. Начнём с пациентов, пожалуй. Приношу извинения «оскорбившимся» на такое определение, всего лишь фигура речи. Первое серьёзное исследование в рамках вопроса «верующие VS атеисты» проводили в Израиле, если верно помню. Результаты не были опубликованы. Потом за дело взялись канадские психологи из Университета Британской Колумбии (Ванкувер). Попытались экспериментальными методами доказать: аналитическое мышление приводит к уменьшению веры в Бога.
Уже закончил дискутироваться вопрос о двух ментальностях человеческой психики, когда каждый из нас в зрелом возрасте становится перед ежедневным выбором. Как поступать в той или иной ситуации, какие из двух процессов задействовать в принятии решения: интуитивный либо аналитический. В первом случае мозг руководствуется неосознанными впечатлениями. Во втором — старается выстраивать некие цепочки логических рассуждений. Два процесса уживаются вполне мирно. А когда требуется мобилизация мыслительной деятельности — «аналитический процесс» выходит на первый план.
180 канадских студентов, участников эксперимента, — решали необременительные для интеллекта математические задачки «с подвохом». Один ответ был очевиден (и ошибочен), правильное же решение требовало небольшого мыслительного усилия. Группа испытуемых сразу была разделена на два потока: кто отвечал сходу и неверно — зачислялись в лагерь «интуитивного мышления». К «аналитикам» шли все остальные, кто был способен рассмотреть подвох и правильно решить задачки.
После проводилось анкетирование. Студенты заполняли анкеты, где выявлялось их отношение к религии. Результаты были ожидаемы: аналитическое мышление и вера в Бога показали отрицательную корреляцию. Чтобы подтвердить чистоту эксперимента, психологи прогнали студентов через четыре серии экспериментов. Задача усложнилась, учёные стали работать с неявными механизмами психики. Которые переключали людей с интуитивного уровня мышления — на аналитический.
Это были творческие упражнения. То попросят размышлять над изображением Роденовского «Мыслителя», составляя список ассоциаций. То придумывать предложения со словами «мысль», «разум», «рациональный». Контрольная группа работала с необременительными для мозга изображениями, где отражается физическая деятельность (античная скульптура дискобола, фото спортивных драматичных моментов). Потом просили составлять предложения из простенького набора слов, обозначавших повседневные предметы, их качества: «ботинки», «молоток», «зонт», «коричневый», «мокрый» и т.д.
После всех кругов научного ада сопоставили данные, провели повторное и глубокое анкетирование, выявляя «отношения к Богу». Ввели 100-бальную шкалу оценок. Оказалось, кого специально настраивали на аналитическую деятельность (даже напрягали, подсовывая трудночитаемые шрифты в заданиях), — начинали оценивать свою религиозность ниже, чем представители контрольной группы. Резко снижали свои «религиозные показатели» из прошлых опросов.
Результат был очевиден и неоспорим: стоит человеку включить аналитический процесс психики, у него резко наступает ослабление веры в Бога. Как это работает — спорят по сей день. Но вроде нащупали устроившее большинство психологов объяснение: усилия разума подавляют базовые интуитивные реакции. Которые лежат в основе любой религиозности. Анализ заставляет сомневаться даже в верованиях высшего порядка.
Подобные эксперименты провели в Братиславе и Милане, разночтений великих не нашли. Сегодня наука, наконец-то, от эмпиреев перешла к доказательным методам. Стараясь объяснить феномен религии. Американские мозгоправы вовсю мучают добровольцев разных конфессий томографией, пытаясь найти участок мозга «диалога с Богом». Недавно по «Дискавери» показали: актёр и очень верующий человек Морган Фримен прошёл через такой эксперимент.
Правда, телевизионная картинка фильма показала полную чушь в активности участков его мозга. Не суть… Общие совокупные данные говорят: такой центр существует. Определенно активизируется во время медитаций (молитв) и размышлений о божественном. Эволюционная биология сегодня выдаёт интересные гипотезы. Уверен, феномен религии, как некоего состояния психики — скоро будет объяснен вполне внятно.
Другие интересные исследования были гендерными, проводились в Восточной Европе и у нас. Вполне доказательно получен ответ на вопрос: почему в исламе больше мужчин, в православии — женщин. Простые механизмы психики. Мусульманин мужского пола не ведает противоречий между собственной значимостью, мужественностью, более высоким статусом в патриархальном обществе — и строгой верой.
А христианство крайне феминизировалось. Там очень некомфортно «настоящим мужчинам», трудно себя реализовать, найти место среди главенствующих доктрин смирения, семьи и детей, терпимости и всепрощения. Неуютно взрослому мужику в православном храме, в окружении прекрасного пола с пропорцией 1 к 20.
Информационное поле демонстрирует странные картинки рукоположения женщины-епископа, регистраций гей-браков священниками и т.д. Это всё в одну копилку падает. Формируется образ: христианство — слабая конформистская религия, ислам — брутален и решителен.
РПЦ
становится непопулярна. Именно как институт, соцопросы порой удивляют. Главная претензия (даже) верующих — раболепная смычка с властью, неуклюжая публичность, очевидный нездоровый интерес к обретению власти, стяжанию денег.
Появились очевидные течения среди священнослужителей и мирян. Пока они в интернет-просторах обитают, но временами прорываются на экраны и страницы СМИ. Эта публика порой очень умна, интеллигентна, словами и делом демонстрируют: близость церкви к государству — опасна. Очень интересно было за ними наблюдать во время истерики вокруг Pussy Riot.
Несмотря на идиотизм безмозглых куриц и мерзость произошедшего в Храме Христа Спасителя — сформировалось несколько групп активных православных мирян. Которые публично не соглашались с позицией РПЦ, возбудившегося медийного сообщества. Мало того, активно от позиции «засудить и посадить» дистанцировались. Сегодня тоже интересно наблюдать, как уже другие группы возражают против позиции иерархов РПЦ в «украинском вопросе».
Первые справедливые вопросы прозвучали с той стороны границы: «Мы православные, но не согласны с «крымским консенсусом», не желаем отгораживаться от Европы «железным занавесом», не принимаем сторону политического курса Кремля в украинской повестке. Мы лояльны исконному Православию, но обязаны жить в том государстве, что Бог послал. Выполнять его законы». Очень интересно, особенно когда граждан Незалежной начинают поддерживать тут. Не либерасты-грантоеды.
Прорисовалась картинка невеселая: РПЦ должна привычно обслуживать политический курс нашего государства, тем самым предавая часть своей украинской паствы. А еще Белоруссия на подходе, там проблем внутри церкви не меньше назрело. Вот почему институтам культа нужно уметь держать дистанцию от власти. Чтобы в духовной сфере конфликта совести не возникало. Но увы… не получается.
Смешны попытки РПЦ сформулировать государственный заказ, пресловутую «национальную идею». Заканчиваются порой скандально, как только из православных кругов начинают вещать от «имени всех россиян». Пышут жаром возмущения татарские, башкирские, калмыцкие, кавказские и прочие ресурсы. Обычный неверующий народец ядом плюётся, злой сатирой разя. Напоминая: у нас многонациональное и многоконфессиональное … светское государство. С какого перепуга Российская Федерация должна превращаться в «Русь Православную»?
США.
Вот где веселье, так веселье религиозное царит. Не удивляетесь, но количество верующих в «оплоте демократии» — вполне сопоставимо с некоторыми теократиями мусульманского Востока. Без слова «Бог» там невозможно дня прожить. Традиция понятна: религия и оружие сформировали эту страну. Многие покидали «толерантную Европу», отбывали через Атлантику многочисленными общинами в поисках именно свободы вероисповедания.
У них получилось. Основано и процветает государство с концепцией полнейшей и неограниченной религиозной свободы. Степень «культовой дозволенности» порой смешна. Временами — страшна. В любом случае поражает. Это другая планета религий. Сколько именно Церквей там существует и течений всяких — даже вездесущая налоговая служба не скажет. В одном городском квартале могут яростно рубиться «за умы» несколько общин. Активно вербуют неофитов, заказывая PR-агентствам броскую рекламу, почти маркетинговые акции. Иногда очень дорогие и креативные, моё почтение.
Телеканалы и улицы, стадионы и любые приспособленные помещения набиты под завязку паствой. Которой рассказывают о своём «духовном религиозном опыте» тысячи проповедников, религиозных стендаперов, клоунов и даже «волшебников». Сейчас это почти паранормальное явление изучается наукой. Но идея базовая понятна: чем больше религиозного разнообразия, тем большее верующих найдёт для себя культ на вкус и цвет.
Как это случается со всем хорошим в Америке — линейка «товаров» стала избыточна, покупатель в полной растерянности от бьющего в глаза изобилия. А гей-коммуночки распевают в своих «христианских общинах» католические гимны, трогательный госпел. К ужасу представителей традиционных конфессий из-за океана. Местные уже привыкли… свобода.
Европа
откровенно загибается. Упершись в пределы разумного «либерализма и толерантности». Женское священство, взрыв интереса к исламу, распродажа церковной недвижимости, закрытие монастырей, правовой статус однополых сожителей, разрушение традиционных семейных ценностей, беспомощность идеологии… хочется нашу РПЦ даже похвалить за принципиальность в основополагающих догматах христианства. Но очень интересны дискуссии многих образованных людей там. Знаете, какой выход предлагается? «Нерелигиозное христианство».
Был такой лютеранский пастор Дитрих Бонхёффер, считался одним из величайших теологов первой половины XX века. Фашисты его повесили рядом с адмиралом Канарисом 8 апреля 1945 года, якобы за участие в нескольких заговорах. Так и не смогли толком сформулировать обвинение. Так вот этот стойкий и умный человек обосновал идею «нерелигиозного христианства».
Пастор Дитрих чётко разделил два понятия. На особую, внешнюю религиозную атрибутику, богословскую догматику, различные обязательные или привычные ритуалы. В другую корзину положил идеи жертвенности, смирения, братского отношении ко всем людям, уважение к человеческой свободе. Задал неудобные вопросы: если христианство — это первое, то всё? Пора лавочку закрывать. Европа с конца XIX века далеко ушла от канонов.
Если вера хочет выжить, то должна согласиться с христианством другого рода, уже в нерелигиозном смысле. Сегодня против его идеи выдвинуто другое предложение: перейти к «религиозному нехристианству». Это когда внешне всё на местах: кресты сверкают под солнцем на соборах, свечи мерцают во тьме пределов, скамьи и стулья протерты… А люди пусть приходят хоть с верой в Вермишелевого Кузю. Священники должны найти дорогу к любому сердцу, к любому Богу. Короче, веселье ожидается немалое. Всё будет канонично и величественно. Католики умеют держать удар. А лютеране уже почти сдались…
С исламом… проблемы.
Наступает момент исторической истины. Не раз говорил — это не религия в традиционном понимании. Которая самостоятельна, обособленна. Обслуживает сферу человеческой деятельности, находящуюся в стороне от политики, экономики, искусства и права. Классическая религия во все века лишь взаимодействует с прочими сферами жизни. Может оказывать на них давление разной силы. Но никогда не теряет своей исключительности и отделённости.
Пророк Мухаммад придумал новую концепцию, создал государство нового типа. Первым делом обозначил образ жизни, где всё человеческое существование должно прямо соотноситься с божественной волей Аллаха. Которая дословно записана в Коране. Поэтому долгое время средневековая Европа не могла даже близко понять: что такое ислам. Потому что жила в концепции: «богу богово, а кесарю кесарево». Одним желательно — богу отщипнуть побольше кесарева. И наоборот.
А вот с этим у ислама проблемы. Почти парадокс сложился. Религия крепнет и живёт в результате постоянной секуляризации. Когда происходит изъятие чего-либо из духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Если процесс останавливается или поворачивается вспять — религия исчезает. Сейчас ислам политизируется, что может произойти — догадайтесь сами. С другой стороны, тысячелетняя история позволила выработать предохранительные механизмы. Когда реальный мир верующих — законы шариата не судят строго, взаимно приспосабливаются.
Традиционный ислам с первых десятилетий своего существования всегда находил инструменты против радикализма в собственной среде, иногда даже силой гасил такие импульсы. Как любая другая религия через это проходила. Но наступила эпоха модернизации и милитаризма, поляризация политическая. Это подорвало традиционный уклад исламских стран, исчезла преемственность элит. Которые всегда выступали охранителями существовавшего порядка вещей. Берегли религиозный уклад, настраивали те самые «предохранители» против вспышек радикализма. Так длилось десятки поколений.
А теперь огромные территории Азии и Ближнего Востока могут продемонстрировать феномен «религии без культуры». Когда оснащённые технически фанатики-исламисты, полностью оторванные от корней своих национальных культур — открывают для себя все остальные религии с нулевого репера. Они знают о христианстве, буддизме, иудаизме… ничего. Что им расскажет радикальный проповедник, несколько брошюрок и интернет-ресурс экстремистского толка… вот и всё.
Эти люди способны быстро превращаться в варваров, полнить ряды воинствующих исламистов. Тем более, все методики вовлечения строятся исключительно на эмоциях и чувствах. Умные люди обратили на это внимание еще в конце ХХ века, как рассыпался «биполярный мир». Сначала в Европах участились случаи убийств женщин «порочащих честь мусульманской семьи», потом начались демонстративные отказы признавать светское законодательство.
Закончилось всё фактической анклавностью «исламских кварталов», полным презрением к европейцам, героикой «войн за веру» по всему миру. Очень легко донести идеи джихада до романтичного, неграмотного юнца. У которого гормоны и жажда приключений свербят ниже поясницы. Так из Германии, Франции, Великобритании нахлынули в земли «утонченного Востока» новоявленные дикари. Без корней и знания традиций мусульманского древнего мира. У которых только одно в глазах: джихад и шариат. Несогласных — в расход или рабство.
Может мир «светского ислама», все ещё сильного, справится с этим радикализмом? Который великолепно пользуется достижениями информационной коммуникации. Ежедневно нагнетая страх и ужас демонстрацией убийств, показательных казней и терактов. Сейчас… вряд ли. Эти люди прекрасно отмобилизованы, мотивированы, хорошо вооружены и часто не боятся смерти. Самое главное — им чужд мирный, светский уклад жизни. Пока их блокируют в каких-то границах военными или политическими усилиями. Но рано или поздно вода найдет дорогу. Появится яркий лидер…
Это историческая неизбежность, спираль истории. Опухоль уже не удалить хирургически, антибиотики тоже бесполезны. Некоторые страны, типа России, Казахстана, Индии, Израиля что-то там для успокоения собственного предпринимают. Ратуют за единый мусульманский фронт здравого смысла. Говорят всем: нужно готовиться к столкновению. Но увы. Что мир никогда не будет прежним — знают немногие...К сожалению, они организованы лучше. Мыслят холодной головой, где нет места никакому Богу.
Читайте по теме: