Надо сказать, что сцена сумасшествия из "Жизели" совершенно не была какой-то оригинальной и сенсационной придумкой либреттиста (-ов). В первой половине 19 века разные сцены сумасшествия были лакомым блюдом, привлекавшим операманов и балетоманов (да и поклонников драматическоих спектаклей) в театры. Как писала американский балетовед Дж. Хоманс, безумие - один из трех китов романтизма.
Безусловно, самой знаменитым спектаклем, содержащим сцену сумасшествия, была опера Гаэтано Доницетти "Лючия ди Ламмермур", мировая премьера которой прошла за 6 лет до "Жизели", парижская - за 2 года. Там в порыве безумия Лючия закалывала своего мужа, а спустя какое-то время умирала сама (а после закалывался влюбленный в Лючию Эдгардо).
Сцена безумия была в опере Джованни Паизиелло (1789), а затем и балете Луи Милона "Нина, или Сумасшедшая от любви" (1813). Эта сцена вообще считается первой такого рода, повлиявшая на все более поздние подобные сцены. Там Нина впадала в безумие от предполагаемой потери любимого; переставала узнавать отца и друзей.
Была сцена безумия в известном в те времена балете все того же Милона "Клари, или обещание женитьбы". А кузина Карлотты Гризи (первой исполнительницы партии Жизели), оперная певица Джулия Гризи, исполняла главную партию в опере Беллини "Пуритане", где было аж две сцены безумия. Сам композитор, Адольф Адан, за год до "Жизели" ездил в Россию, где его музыка звучала в балете "Морской разбойник" Филиппа Тальони; там также была сцена безумия.
Вернуа де Сен-Жорж, прекрасно зная законы театра и вкусы публики, не преминул включить в либретто "Жизели" такую сцену. И можно смело утверждать, что это была идея именно Сен-Жоржа; Готье вспоминал, что здесь его единственным пожеланием коллеге было то, чтобы смерть Жизели была "симпатичной".
1. А от чего умирает Жизель?
В вопросе этом давно уже существует путаница, вызванная главным образом словами из рецензии Теофиля Готье на премьеру. Многие исследователи считают, что Готье прямо отразил факт закалывания Жизелью себя шпагой Альберта/Лойса, которую до этого лесничий выкрал из его дома и вынес для того, чтобы продемонстрировать ее Жизели и тем самым доказать ей факт обмана со стороны Альберта/Лойса. Но присмотримся к его словам поближе:
...Жизель шатается, покачивается из стороны в сторону, хватает роковую шпагу, принесенную Иларионом. Она бы упала на ее острие, если бы Альберт не отклонил его с быстротой, порожденной отчаянием. Увы! Предосторожность была напрасной! Удар нанесен, он достиг сердца, и Жизель умирает...
В оригинале у Готье, на французском, словосочитание "Удар нанесен" выглядит так: "Le coup de poignard est porté". Однако во французском языке выражение Le coup de poignard - это и фразеологизм, означающий также "предательство", "удар в спину", "обиду" и т.п. То есть, Готье вполне мог просто выразиться фигурально, имея ввиду обман Лойса, и не имея ввиду факта физического закалывания. Кроме того, перед этим он пишет, что Альберт отклоняет шпагу.
Через 4 года, в статье "Заметки о "Жизели"" (1845), Готье опять повторяет нечто похожее:
...она хочет себя убить и бросается на острие шпаги, принесенной Иларионом. Сталь отведена Лойсом. Бесполезная забота: рана нанесена, она не заживет...
Здесь еще обращает на себя внимание фраза "она не заживет". Если человек прокалывает себя шпагой, то понятно, что рана не заживет, об этом нет необходимости писать отдельно. Стало быть, не заживет другая травма - моральная, душевная. В общем, есть основания полагать, что слова Готье - лишь фигура речи, и реально Жизель умирала не от шпаги. Кроме того, закалывание не прописано ни в репетиторе Титюса, ни в записях Жюстамана, ни в записях Николая Сергеева (ну или кто там записывал мариинскую "Жизель" конца 19 - начала 20 века; у Сергеева еще и помощники были).
(что за репетитор Титюса, записи Жюстамана - читать здесь)
Тем не менее, многими авторитетными исследователями эти слова понимаются буквально, и они полагают, что закалывание было. Британский хореограф Питер Райт требовал, чтобы в его постановке Жизель закалывала себя. Этот эпизод и поныне существует в спектакле Ковент-Гарден, так делает и Наталья Осипова, причем и тогда, когда выступает вне стен лондонского театра.
(в спектакле Новосибирского академтеатра, постановка Никиты Долгушина)
Принципиальным было закалывание и для знаменитой канадской балерины 20 века Линн Сеймур. Она буквально протыкала себя шпагой насквозь:
(с Рудольфом Нуреевым)
Тем не менее, в большинстве постановок вы этого момента не увидите - Жизель там умирает точно не путем суицида. А от чего тогда?
Вариант 1: больное сердце.
Этот недуг демонстрируется многими балеринами впервые еще в вальсе первого акта. Т.е., Жизель, у которой проблемы со здоровьем, еще и много танцует, чем подрывает его еще больше. И тогда этот фактор, усиленный шоком от обмана Лойса, вызывет ее смерть.
О том, что первой балериной, которая стала явным образом демонстрировать проблемы с сердцем, считается Фанни Эльслер, мы уже сообщали. Австрийская балерина вообще очень успешно отыгрывала первый акт, сцену сумасшествия в частности. А вот второй акт ей давался хуже.
Намеки на больное сердце есть лишь в так называемом "репетиторе Петипа".
Берта подходит к Жизели и вытирает ей лоб передником, дотрагивается до ее сердца и говорит: Несчастная, ты себя погубишь. Совсем ты не думаешь о том, что твои танцы тебя уморят.
Этот эпизод восстановлен Алексеем Ратманским в "Жизели" Большого театра 2019 года.
Однако же, далеко не все балерины прибегают к такой трактовке. Но тогда, если Жизель не закалывается, не умирает от проблем с сердцем, то от чего она умирает?
Получается, уж слишком нежной барышней она была? Оказался парень не тем, за кого себя выдавал - и все, смерть? И подходит ли сюда слово "предательство"? В чем оно состоит? Ведь, как мы выяснили в прошлой статье, Альберт/Лойс действительно любит Жизель (по крайней мере, по изначальной задумке). Да и в предательстве ли дело? Обратимся вновь к Готье. В начале статьи "Заметки о "Жизели"" он пишет:
Жизель...знает прекрасно, что короли не женятся на пастушках, даже в мире балета, наименее придирчивом, особенно в вопросах брака.
И далее, в сцене сумасшествия:
Увы! Милая Жизель, тот, кого вы любили, не был тем, кем казался, как говорят на балетном стиле. Смертельный холод охватил ваше сердце в вашей бледной груди. Знатные господа не женятся, вы это знаете...
Не подсказывает ли нам Готье, что дело чуть серьезнее: вопрос не в мнимом предательстве, обмане, а в том, что Жизель не может быть с тем, кого она любит. С Альбертом они не поженятся и никогда не будут вместе. Это тем более важно, что в большинстве источников прописано, как Жизель в разговоре с матерью говорит, что танцы, Лойс и ее мать, Берта, - вот все, что она любит в жизни.
2. Кстати, а от чего она сходит с ума? Вот какое объяснение дает нам все тот же Готье:
У женщин разум помещается в сердце; ранено сердце - нездорова голова.
Как бы то ни было, каждый зритель сам вправе судить, какая из названных (а может, и неназванных) причин смерти Жизели является для него более убедительной. Тем более, что данный балет является трагическим не только и не столько потому, что Жизель умерла...
Продолжение следует...
Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.