Как одевались в театр в 19 веке: мужская мода

425 прочитали

Посещение театра в царской России было важнейшим элементом светской жизни, и строго регламентировалось — как с точки зрения поведения, так и манеры одеваться. Существовал жёсткий дресс-код, которому обязаны были следовать все, не исключая самых высоких аристократических кругов. Мужчина, чтобы поговорить о политике, обсудить свежие новости, завести знакомства и даже решить некоторые деловые вопросы — непременно присутствовал на театральных премьерах, и должен был при этом выглядеть так, как это предписывал театральный этикет.

"Первый фрак", художник В. Е. Маковский
"Первый фрак", художник В. Е. Маковский

Мужской костюм для театра состоял из фрака, белоснежной сорочки, нарядного жилета, галстука (реже — шейного платка), фрачных панталон (или брюк), шляпы (цилиндра), перчаток, лакированных туфлей. Остановимся чуть подробнее на некоторых из перечисленных предметов одежды.

Фрак

Фраки появились в Петербурге и Москве только после смерти Павла Первого, который терпеть не мог этот "символ революционной Франции" (хотя изначально этот мужской элемент костюма возник, как известно, в Англии, и был предназначен для верховой езды). Покрой фрака постоянно модифицировался, в каждое десятилетие 19 века считался модным свой фасон. Но цвета, уместные в театре, оставались постоянными: чёрный, синий, тёмно-красный, серый, коричневый. Яркие краски считались вульгарными, такие фраки не носили даже актёры на сцене. В салонных пьесах особенно ценилось умение актёра правильно носить фрак, не будучи похожим при этом на официанта.

Мужчин с юных лет учили поддерживать осанку, красиво садиться во фраке, со вкусом сочетать его с аксессуарами (галстуком, булавками, перчатками, цепочками, часами). По тому, как человек ведёт себя во фраке, можно было определить происхождение, степень осведомлённости в сфере светских приличий, привычку бывать в обществе. Богатые щёголи, которые могли себе позволить роскошно одеваться, меняли фрак раз в три недели, опасаясь отстать от моды.

Фраки 1820-х годов шились по фигуре, с высокими воротниками, фалдами ниже колен. Фрак 1830-х плотно облегал талию, и имел пышный рукав к плечу (из-за этого невозможно было надеть верхнюю одежду с рукавами, поэтому ограничивались свободными накидками и плащами). В 1840-е модный фрак требовал немного заниженной талии и узкого рукава, и его стали носить с пальто. Шили фраки либо из тонкого сукна, либо из бархата. Пуговицы должны были быть заметными и узорчатыми. Чем ближе к концу столетия, тем более строгими становились фраки. Цветные фраки и пестрые жилеты обнаруживали теперь дурной тон своего владельца.

Чёрный цвет фрачной пары утвердился не сразу, он долгое время считался знаком траура. Только к концу 1830-х годов чёрные фраки стали обычным явлением, но вплоть до 1850-х их ношение считалось определённым эпатажем, вызовом общественному мнению. Но со временем именно фрак и брюки чёрного цвета в сочетании с белым жилетом стали отличительным знаком тонкого вкуса, изысканного воспитания, респектабельности, символом достатка и успеха.

Панталоны и брюки

Нижняя часть фрачной пары всегда была светлее верхней. Для театра выбирали однотонную ткань, когда как для других случаев допускалась полоска и клетка. Особенно популярной клетчатая ткань была в середине 19 века, но позже уже считалась устаревшей и нелепой. Вспомним разговор К. С. Станиславского с А. П. Чеховым о роли Тригорина, когда Станиславский хотел играть в элегантном костюме, безупречно одетым, а Чехов настаивал на том, что его беллетрист должен быть одет в клетчатые штаны и дырявые башмаки ("Моя жизнь в искусстве"). От французских военных пришла мода на фрачные брюки с лампасами (как правило, шёлковыми) и пуговицы по всей длине брючины. С панталонами носили подтяжки, которые тоже отделывались шёлком, тесьмой или вышивкой.

Источник фото: https://gayaz-samigulov.livejournal.com/
Источник фото: https://gayaz-samigulov.livejournal.com/

Жилет

"Какой бы жилет надеть мне сегодня, — размышляет герой повести И. Панаева «Онагр», — пестрый полосатый или черный с лиловыми разводами? Вчера я надевал желтый с бронзовыми пуговицами". События этого произведения относятся к началу 1830-х годов, так как упоминаются имена портных, работавших в Петербурге именно в это время. До этого допускалось ношение двух, а то и трёх жилетов одновременно. В будни носили кашемировые или шерстяные жилеты, для театра оставляли шёлковые, вышитые, с изысканным орнаментом или из ткани в тоненькую полоску. Они могли быть однобортными и двубортными, с одним или множеством карманов; с воротничками, различными по форме вырезами, эффектными пуговицами и застёжками.

Во второй половине столетия особым шиком стал считаться белый жилет из ткани пике ("пикейный"). Впоследствии выражение "пикейный жилет" сделалось крылатым, и стало означать всё устаревшее, отжившее. "Старейший из пикейных жилетов погрузился в трясину высокой политики" (И. Ильф, Е. Петров. «Золотой теленок»).

Галстук

В пьесе "Дядя Ваня" в одной из ремарок читаем: "Войницкий выходит из дому; он выспался после завтрака, имеет помятый вид; садится на скамью, поправляет щегольской галстук". На протяжении всего 19 века "щегольскими" считались шёлковые галстуки, завязывать которые было целым искусством (существовал даже специальный учебник!). В театр к фраку надевали белые галстуки, в быту же с обычным костюмом уместными считались только цветные. К белому галстуку полагались парадные тонкие перчатки.

Читайте на нашем канале другие материалы по истории театра:
Первые сценографы русского театра
Фёдор Волков: что мы действительно знаем об основателе русского театра?
Русский водевиль 19 века: драматургия
Русский водевиль 19 века: люди и судьбы
Итальянец в России: полвека на московской сцене