Найти в Дзене
Zikhia est pars Abazgia

46. Шапсуги на начало XX века

Симон Джанашиа

  • Симон Николаевич Джанашиа (13 июля 1900 г. — 15 ноября 1947 г.) выдающийся грузинский историк и общественный благотворитель, один из учредителей и академик Академии наук Грузинской ССР, доктор исторических наук, профессор.
Симон Николаевич Джанашиа (13 июля 1900 года, с. Макванети Озургетского уезда Кутаисской губернии — 15 ноября 1947 года, Тбилиси)
Симон Николаевич Джанашиа (13 июля 1900 года, с. Макванети Озургетского уезда Кутаисской губернии — 15 ноября 1947 года, Тбилиси)

В 1929 году Симон Джанашиа собирая этнографический и лингвистический материал в Черкессии (в Кубанской области), зафиксировал в своих дневниках, что шапсуги воспринимают своё этническое происхождение как общее с абхазами, отделяя себя при этом от темиргоевцев и бжедугов. Он также записал и дополнительные свидетельства, что до советизации шапсугов не считали адыгами, в отличии от темиргоевцев и бжедугов. То есть, не только шапсуги себя отделяли от темиргоевцев, но и темиргоевцы этнически отличали их от себя.

г. Краснодар, 6.V.1929 г.
«До советизации, когда говорили adəγ̒é (адыгэ), подразумевали нас, темиргоевцев и бжедугов, а не шапсугов. После советизации этот термин получил такое широкое значение», – говорит информатор (ǯarme haǯumareqwe יahméd - Джаримов Ахмед Хаджумарович, из аула Егерухай).

Афыпсып 11.V.1929 г.
Начали работать с восьми утра. Мой информатор: bž'ās'oיə lʻewstəń hatitəẃəq́w (Бжьасо Льэустын Хьатитыукъу); ...Информатор говорит, что шапсуги и абадзехи не адыгейцы, их только сейчас так стали называть. Адыгейцами являются только бжедуги. Раньше это было маленькое племя, которое жило в районе vardane (около Сочи) и которое оттуда было изгнано абадзехами. В том районе есть река bž'edú (Бжьэду), от нее бжедуги получили своё название. Идолопоклонство они переняли от Грузии. Разводили свиней. Это я слышал от сочинских стариков. Когда шапсуги изгнали бжедугов с их исконной родины, они пришли на сегодняшнюю территорию перейдя р. Туапсе.
āzγə́ (sic!) (азгъэ) Слышал о таком народе, но не знает, где живут, где-то около Кабарды или Ингушетии.

Деление шапсугов
Кланы: 1) nātxwé, 2) neáxw, 3) kwabl'é, 4) s'hap̩éte, 5) s'ewetéxw, 6) γwejé (натхо, нетахо, кобле, схапете, соотох, гуайе) … (как видно, не очень хорошо помнят).
Здесь 7 человек и все единогласно заявляют: бжедуги – другие; они адыгейцы, настоящие адыги. Шапсуги, абадзехи, убыхи – один народ. Сейчас в количественном отношении бжедугов больше всех, вот поэтому и назвали нашу область Адыгея, но, если бы нас было больше, тогда назвали бы Шапсугией. Ибрагим спрашивает: «Для шапсугов и абадзехов кто ближе: бжедуги или абхазы?» «Абхазы», – отвечают. Я задаю вопрос: «Шапсуги сами себя назвали адыгами?» «Шапсуги – не адыги, – отвечает один и другие с ним соглашаются, – адыги – только бжедуги. Шапсуги – это шапсуги и черкесы».

18.V. 1929. прибыли в аул ǯаmbеčəj.
19 вёрст от станции Усть-Лабинская (l'аbéр – конец Лабы). Около 230-ти дворов. Большинство жителей этого аула темиргоевцы. Понемножку представлены: abʒax̓, šˠāpsəγ bz'edə́γw (абадзехи, шапсуги, бжедуги). Настоящие адыги – темиргоевцы, бжедуги и шапсуги – немного отличаются – говорят мне.

Шапсугский район,
Напсо Еборук Ханешевич
Напсо Еборук Ханешевич (Нэпсэу Ябарыкъу Хьанышъукъу) (родился 1838 г. - умер после 1929 года)
Напсо Еборук Ханешевич (Нэпсэу Ябарыкъу Хьанышъукъу) (родился 1838 г. - умер после 1929 года)
аул Агуй 24.V.1929г.
nepséw jabarə́qw, hanə́s'ºəqw (Нэпсэу Ябарыкъу Хьанышъукъу), 91-года. Родился на берегу реки dafán (Дефань), у прибрежья Чёрного моря. Там же река š′āpsəxwa (Шапсухо) («три реки», состоящая из трёх рек. На карте 42 года см. г. Сапсуха). Оттуда выселились в 1860 году. Руководителем выселяющей группы был граф Самароков. Это было в конце сентября. Кукуруза уже была собрана. Он пересёк перевал š′āpsəqwétx (гора Шапсухо). Зиму провёл в Краснодаре. В 1862 году пришёл в ǯwbγw (Джубга). Истории мухаджирства. 7 лет на морском берегу валялись человеческие кости. Из мужской бороды и женских волос вороны гнезда свивали. 7 лет море швыряло на берег человеческие черепа как арбузы. Врагу не пожелаю увидеть того, что видел я. Абадзехи – наши, бжедуги, темиргоевцы – другие. Абадза, абадзехи, шапсуги – едины. Земля абадзехов простиралась от s'hagwāš′ə́ (река Белая – Шхагуаше) до реки pseqẃps (Псекупс). Ниже горного склона s'hagwāš′ə главного хребта жили kemgwəj (темиргоевцы); ниже них bz'edə́γw (бжедуги). Эти последние жили до afə́ps-a (до реки Афипс). река Тенгинка = š′āpsəqwе! Ср. š′āpsəхwа. Шапсуги вместе с абадзехами составляли 2 ½ миллиона. Я знаю одну семью, в которой было 33 души, пять невесток. Князей у вас сейчас уже нет? – спрашивает меня старик. Не жалко их вам? У нас никогда не было князей. натухаец – natxwáǯ' (sic!)
Старик категорически заявляет: наше единственное имя š′āpsəγ (щапсыгъ), adəγ̒e (адыгэ) у нас не было.
По этому поводу Юнус Бжассо делает ему замечание. Потом старик говорит, что adəγ̒e (адыгэ) – общее имя.»

Данные Симона Джанашиа подтверждают, что шапсуги, находясь в лингвистической общности с адыгами, обладали при этом этническим самосознанием отдельным от адыгов, которое сближало их с абхазами. Нужно отметить, что шапсугов и темиргоевцев объединяло не только языковое единство, но и культурное, и политико-экономическое. Это те моменты, которые как раз отделяли шапсугов от абхазов, однако же при всём при этом шапсуги считали, что они этнически близки с абхазами, а не с темиргоевцами.

Эти данные также свидетельствуют, что авторы исторических источников вплоть до Симона Джанашиа не опрашивали шапсугов на предмет их самосознания. Например, Услар высказал мнение, что «абадзехи, которые суть несомненно адыги по языку и по происхождению». Понятное дело, что мнение Услара про происхождение абадзехов – это его личный вывод, из факта их языковой принадлежности, а не результат специального исследования. Также и Люлье, считая шапсугов, натухайцев и абадзехов по языку адыгами, он так и не смог удовлетворительно ответить, почему другие адыги называли их – абадзе чиль.

#абаза #черкесы #абхазы #джанашиа #убыхи #натухайцы #восточное причерноморье #анапа #шапсуги