Заполняя анкету, подчеркните нужное, дополнительные сведения впишите.
- Анкетные данные ребенка
ФИО________________________________________________________________________
Возраст (дата рождения) _______ (_____________)
Посещает ясли / детский сад / массовый / речевую группу / не посещает
- Сведения о семье
В этом разделе необходимо указать родственников ребенка по прямой линии, у которых имелись в прошлом или отмечаются в настоящий момент нарушения речи (задержка речевого развития, заикание, нарушение произношения и т. д.), слуха, нервно-психические заболевания, леворукость.
Мать _______________________________Родственники матери __________________
Отец _______________________________Родственники отца _____________________
Братья_____________________________ Сестры__________________________________
Язык, на котором говорят дома: русский / другой________________/ два языка
- Сведения о протекании беременности и родов
Ребенок родился от _________беременности по счету
Предыдущие беременности закончились: роды / выкидыш / медицинский аборт
Особенности протекания беременности:
- без особенностей
- токсикоз 1-й / 2-й половины
- угроза выкидыша на _______неделе
- анемия, внутриутробная гипоксия плода__________
- резус-несовместимость____________
- наличие у мамы хронических заболеваний_________________________________________
- перенесенные заболевания во время беременности: грипп / краснуха / ОРВИ/_____________________________________
- урогенитальные инфекции: хламидиоз / микоплазмоз / токсоплазмоз / ______________
- прием лекарственных препаратов во время беременности____________________________
- работа на вредном производстве, повышенные физические / психические нагрузки
скудное питание, прием алкогольных напитков, курение
Возраст родителей на момент родов____________________________________________
Роды по счету ____________
в срок (40 недель) / преждевременные / запоздалые
Безводный период длился (норма 5–6 ч)_____________
Особенности протекания родов:
- без особенностей
- кесарево сечение
- применение стимуляции: механическая / химическая_______________________________
- ягодичное предлежание
- затяжные (более 8 ч) / стремительные (менее 3 ч) / быстрые (менее 5 ч)
- асфиксия (тугое обвитие пуповиной, заглатывание околоплодной жидкости) __________
Оценка по Апгар (сведения из карты новорожденного) _________________
Масса тела при рождении ______________ Рост _______________
Первый крик: сразу после рождения / после стимуляции / не было
Искусственная вентиляция легких: нет /да (сколько дней)______________
Гемолитическая болезнь: нет / да (переливания крови, уровень билирубина _______)
Выписан из роддома (домой, в стационар) на __________сутки
Причина задержки в роддоме или перевода в стационар ___________________________
Медицинское заключение при выписке из роддома / стационара_______________________________
- Характер кормления и развитие навыков самообслуживанияПервое прикладывание к груди на ________сутки
Естественное грудное вскармливание до________месяцев
Получал только сцеженное молоко: из бутылочки / через зонд
Искусственное вскармливание с ______месяцев
Причины введения искусственного вскармливания_________________________________
Смешанное вскармливание с __________ месяцев
Во время кормления смотрел / не смотрел на маму
Протягивал руки к бутылочке / игнорировал бутылочку, не помогал при кормлении
Характер сосания:
- Без нарушений
- Быстро утомлялся, вяло сосал
- Долго держал молоко во рту, не глотал
- Поперхивался
- Срыгивал
- Молоко выливалось через нос
- Кричал, когда захватывал сосок (соску)
- Ребенок неплотно захватывал сосок / соску
- Рвота после кормления
Навыки самостоятельного питания, характер жевания и глотания
- Ест жидкую пищу / смеси / густое детское питание
- Ест твердую / измельченную пищу
- Грызет и жует / вяло жует / не жует
- Кусочки пищи выпадают изо рта / долго удерживает во рту
- Поперхивается при глотании твердых кусочков пищи / жидкостей
- Снимает еду с ложки губами / не снимает
- Различает съедобное и несъедобное
- Самостоятельно пользуется ложкой / вилкой
- Самостоятельно / с помощью / пьет из чашки / пьет только из кружки-непроливайки
- Перенесенные заболевания, травмы, операции
Заболевания до 1 года
Неврологическая патология _________________________________________________
Соматические заболевания: рахит / анемия / дисбактериоз / частые ОРВИ / пневмония
Инфекционные заболевания__________________________________________________
Заболевания после 1 года
Неврологическая патология___________________________________________________
Соматические заболевания: частые ОРВИ / пневмония /_____________________________
Заболевания ЛОР-органов____________________________________________________
Болел ли отитом: односторонний / двусторонний; получал ли лечение: нет /да
Получал ли ототоксичные препараты: нет / да ________________________________
в возрасте___________ при лечении какого заболевания_____________________
Инфекционные заболевания__________________________________________________
Травмы мозга (возраст)________________________________________________________
Судороги при высокой температуре_____________________________________________
Операции____________________________________________________________________
- Развитие двигательных навыков
Крупная моторика
- Удерживает голову, когда его берет на руки взрослый, с _____ месяцев (норма 3 месяца)
- Сидит без поддержки с ______месяцев (норма 6–7 месяцев)
- Стоит с _______месяцев (норма 9 месяцев)
- Ползает на четвереньках с______месяцев (норма 8–9 месяцев)
- Ходит с ______месяцев.
- Ходит самостоятельно / держась за опору / неловок при ходьбе
- Бегает хорошо / неуклюже
- Наклоняется за игрушкой самостоятельно / держась за опору
- Сидит / не сидит на корточках
- Подпрыгивает, отрывая обе ноги от пола, без поддержки / с поддержкой
- Поднимается по лестнице приставным шагом / поочередно поднимая ноги
- Идет по прямой линии в заданном направлении / отклоняясь от направления
- Стоит на одной ноге самостоятельно / с помощью взрослого
Мелкая моторика
- Берет мелкие предметы всеми пальцами одновременно / большим и указательным
- Удерживает игрушки в обеих руках одновременно / не удерживает
- Строит башню из кубиков / роняет кубики, разрушая конструкцию
- Перелистывает книгу по одной странице / по несколько страниц
- Рисуя, держит карандаш всеми пальцами / правильно
- Ловко / неловко отвинчивает крышку флакона, нанизывает бусины на шнурок, собирает мозаику
- Правша ___ левша _____ амбидекстр (одинаково владеет обеими руками)______
- Раннее коммуникативное и речевое развитие
- Реакция оживления в ответ на улыбку, речь взрослого с________(норма 3 месяца)
- Длительный зрительный контакт со взрослым / избегает, игнорирует его
- Не узнает / узнает голос матери с _______ (> 3 месяцев)
- Реагирует на собственное имя с _________(> 6 месяцев)
- Хорошо различает знакомых и чужих людей (> 7–8 месяцев) / недифференцированная реакция / пассивная реакция на близких
- Гулит с ________месяцев (норма около 3 месяцев)
- Лепечет с ___________месяцев (норма 4–6 месяцев)
- Характер лепета: монотонный / интонированный, однообразный / разнообразный
- Первые слова появились в _____________
- Первые фразы появились в _____________________
- Увеличение словарного запаса: поступательное / прерывистое, быстрое/медленное __________
- Способы общения в настоящее время
Жесты:
- не использует
- использует указательные жесты в значениях: «Что это?», «Дай мне!»
- использует смысловые жесты для обозначения объектов, людей
- сопровождает жесты эмоциональными выкриками
- имитирует жесты взрослого (пока-пока, воздушный поцелуй)
- использует иные способы взаимодействия: подводит к нужному предмету / приносит предмет _________________________________________________________________
Устная речь:
- использует эмоциональные звуки, крики и плач для обозначения дискомфорта, удовольствия, выражения протеста, желаний и потребностей
- говорит только «лепетными» словами (например, «ав-ав», «би-би»)
- говорит отдельными словами
- сопровождает речь смысловыми жестами
- говорит простыми фразами
- говорит развернутыми фразами
связная речь разборчивая / неразборчивая, непонятная для окружающих
неправильно произносит звуки: язык лежит между зубами / картавит /_______________
искажает структуру слов: укорачивает / меняет местами / искажает слоги______________
искажает фразу: нарушает согласование слов в предложении / пропускает слова / меняет порядок слов /______________________________
Характер взаимодействия с мамой и членами семьи:
- смотрит / не смотрит на говорящего
- эмоциональная отгороженность (холодность), не стремится к общению
- не хочет участвовать (низкая активность) в диалоге
- поддерживает диалог: имитирует звуки, произносимые взрослым / интонацию (высоту и силу голоса) /знакомые, незнакомые слова и фразы
- выступает инициатором общения
- приветствует членов семьи: жестами / звуками / словесно
- избирательно общается с членами семьи (например, избегает дедушку, но хорошо общается с мамой)_____________________
- общается словесно
- использует речь и дополнительные жесты
- общается жестами
Характер взаимодействия с незнакомыми людьми и сверстниками
- избегает общения с незнакомыми, сверстниками
- не хочет участвовать (низкая активность) в диалоге
- смотрит / не смотрит на говорящего
- поддерживает диалог
- выступает инициатором общения
- общается словесно
- использует речь и дополнительные жесты
- общается жестами
- Особенности слухового внимания и понимания обращенной речи
Реакция на бытовые звуки и голос
Устойчивые реакции: поворачивается к источнику звука / ищет глазами / замирает, прислушивается
Неустойчивые реакции: не реагирует во время игры / реагирует, когда хочет
Как реагирует:
- на музыку_______________
- на стук____________________________
- на лай собаки______________________
- на звонок в дверь___________________
- на звонок телефона__________________
- на гудок машины____________________
- на тихие звуки (шелест бумаги, лязганье ножниц)___________________
- на музыкальные игрушки: свисток / дудка / барабан_________________
- на громкий голос_________________________________
- на шепот________________________________________
Характеристика понимания обращенной речи
- Реагирует на свое имя: оборачивается / поднимает глаза / прекращает игру
- Различает близких людей: правильно показывает, когда спрашивают «Где папа?», «Где мама?» ________________________________________________________________________
- Понимает простые вопросы про себя: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Где твоя машинка (кукла)?»___________________________________________________________
- Показывает части тела и лица («Где носик?», «Где рука?») _______________
- Реагирует на запрет, следует словесным запретам: всегда / не всегда_______________
- Реагирует на просьбу «Дай мне!»
- Узнает изображения животных, предметов на картинках, когда их называют____________
- Понимает вопрос о предмете (знакомом человеке), которого нет в данный момент перед глазами (например, «Поедем к бабушке в гости?», «Ты хочешь банан?»)
- При смене темы разговора: понимание не нарушается / нарушается
- Выполняет команду:
- одноступенчатую (например, «Иди ко мне!»)
- двухступенчатую («Возьми тапки и отнеси их дедушке»
- трехступенчатую («Открой альбом, возьми фломастер и нарисуй солнышко»)
- Познавательные навыки, игровая деятельностъ
- Активно интересуется игрушками / не интересутеся, пассивен
- Игра носит хаотичный, непродолжительный характер / играет продолжительное время
- Узнает знакомые игрушки / не узнает
- Помнит / не помнит, куда положил игрушку (упала игрушка) некоторое время назад
- Может играть самостоятельно / не играет
- Сопровождает игру звуками, речью / молчит
Функциональное использование игрушки:
- Любимые игрушки_____________________________________________________
- Правильно играет с игрушками (катает машинку, кормит куклу)_________________
- Различает / не различает цвет игрушек (красный, зеленый, синий, желтый)____________
- Различает / не различает форму предметов (круг, треугольник, квадрат) _______________
- Различает / не различает размер игрушек (большая, маленькая)______________________
- Неадекватно действует с игрушками: разбрасывает / портит / лижет / кусает
- Совершает стереотипные, примитивные манипуляции с предметами, игрушками (стучит, трясет)_____________________________________________________________
Характеристика индивидуальной игровой деятельности:
- Использует при необходимости в играх предметы-заменители игрушек (например, камешки – деньги, кубики – еда)______________________________________________
- Имитирует в игре действия взрослых с предметами быта________________________
- Играет в игры с элементами замысла (строит гараж, водит куклу в гости)______________
- Играет в игры с сюжетом (в магазин, в дочки-матери)_______________________________
- В игре выполняет роль (доктор, шофер)___________________________________________
- Любит игры шумные / подвижные / спокойные
Игры со сверстниками:
- Любит играть с другими детьми: да / предпочитает играть один_______________
- Играет / не играет по правилам
- Делится / не делится игрушками
Характер общения:
- Доброжелателен / конфликтен
- Лидер / подчиняется
- Жалуется, что его обижают
Любимые занятия:
- На прогулке____________________________________________________________
- Дома _________________________________________________________________
- Конструирование
- Компьютерные игры
- Рисование
- Чтение: любит слушать взрослого / рассматривает картинки в книжке
- Просмотр телепередач: любит смотреть мультфильмы / детские фильмы / телепередачи____
Оценка ваших отношений с ребенком:
- Способны ли вы привлечь внимание, заинтересовать ребенка: да / нет__________________
- Умеете ли вы удерживать внимание ребенка: да / нет ________________________________
- Можете ли вы спокойно реагировать на капризы ребенка: да / нет _____________________
- Можете ли вы угадывать желания ребенка: да / нет _________________________________
- Создаете ли вы ситуации, стимулирующие речевое развитие ребенка: да / нет_____
- Приведите примеры таких ситуаций:_______________________________________
Что настораживает вас в речевом развитии ребенка?________________________________
Обращались ли вы за помощью ранее: да / нет _____________________________________
Ваша оценка эффективности оказанной помощи____________________________________
Статью подготовила и составила Логопед Ирина Петровна.