Найти тему
Историк-дилетант

Немцы, которые были "свои", но стали "чужими"

История Красноярского края тесно связана с судьбами людей, которые были репрессированны по разным причинам. В том числе с немцами Поволжья.

14 сентября 1941 года в Красноярский край прибыли два первых эшелона с поволжскими немцами. 2270 человек первого эшелона отправили в Большемуртинский район.  

В семье Дуквен Иоганеса Григорьевича и Анны Петровны было семь детей: Виктор, Петр, Александр, Мария, Иван, Эмма и Ирма. 

Семья Дуквен
Семья Дуквен

В 1941 году, как и все жители села Фриденгейм Лизандергейского района Саратовской области, семья Дуквен попала под переселение, вывезли их на вокзал, где они неделю ждали поезда.

Загрузили в товарняк в «телячьи» вагоны. Теснота, духота, все вместе: мужчины, женщины, старики, дети. Коляска с шестимесячной Эммой стояла в проходе, через которую постоянно шагали люди.

Ехали долго, впроголодь. На станциях паровоз отгоняли в тупик, чтобы пропустить военные эшелоны. Иногда поезд останавливался в поле, и все понимали – сейчас будут хоронить умерших. Мужчины угрюмо молчали, женщины негромко всхлипывали, даже дети понимали, что нельзя громко разговаривать. Люди устали, измучились, но не роптали, знали, идет война. 

Поезд с переселенцами прибыл в город Красноярск, из Красноярска семью Дуквен отправили на пароходе до деревни Юксеево, из Юксеево на телегах в деревню Тигино. Несколько дней жили в клубе. Здесь в клубе в семье Дехерт родилась дочь. По распределению Дуквен попали в деревню Лакино. А с ними семьи Фогель, Ляуп, Форат, Файфер, Эленгард, Найман, Дехерт.

Семья Дуквен привезла с собой два велосипеда, отрезы ткани, и мешок крупчатой муки, в то время это было целое богатство. Всё это было обменяно на еду, что помогло как-то выжить.

Старшие Дуквен
Старшие Дуквен

В деревню прибыли под вечер 28 сентября. Семьи для проживания распределили по домам колхозников. Некоторые жители не хотели пускать переселенцев, считая их врагами народа. У них возникли недовольства и неприязнь к прибывшими. Но, несмотря на это, многие к немцам относились довольно терпимо, так как понимали, что вины за ними нет.

Семью Дуквен заселили в землянке, а затем в дом Барбары Мартоник, там они прожили до марта. На долгое время освоились в другом доме, который им выделил колхоз.

Мать, Дуквен Анна Петровна, пошла работать на ферму сторожем. «Чтобы ни умереть с голоду, мама тайком брала муку, которую давали коровам, и кормила нас, восьмерых детей» - вспоминала Эмма Ивановна.

В этом же году в трудармию забрали отца, откуда он вернулся только в 1945 году. Пошёл работать скотником на ферму. В 1962 году родители уехали в Киргизию. 

Скотники колхоза "Большевик". Слева Иоганес Григорьевич
Скотники колхоза "Большевик". Слева Иоганес Григорьевич

Дуквен Виктору Иоганесовичу было девять лет, когда он оказался с семьей в деревне Лакино. В 1948 году начал свою трудовую деятельность в деревне Бартат в МТС. В 1952 году был принят в члены колхоза «Большевик». В 1954 году женился на Эрне Рейнгольдовне Дехерт.

Свидетельство о рождении Дуквен Виктора
Свидетельство о рождении Дуквен Виктора

Всю жизнь проработал механизатором, пахал землю, сеял и убирал урожай. Виктор Иоганесович за свой доблестный труд награжден орденом Трудового Красного Знамени, многочисленными медалями, в том числе серебряной и бронзовой ВДНХ и почетными грамотами. Неоднократно в 70-80-е годы являлся победителем социалистического соревнования комбайнеров и трактористов, ударник девятой и одиннадцатой пятилеток; «гвардеец жатвы». Сын пошёл по стопам отца, тоже стал механизатором.

Дуквен Виктор Иоганесович
Дуквен Виктор Иоганесович

Файст (Дуквен) Ирма Иогонесовна пошла в школу с восьми лет, как и все дети того времени, помогала матери по дому и на работе. Закончила четыре класса и в пятнадцать лет начала самостоятельную трудовую деятельность.

Работала дояркой в колхозе «Большевик»,затем телятницей. Являлась заслуженной колхозницей. За свой доблестный труд награждена орденом Ленина, медалями, знаком «Победитель социалистического соревнования», награждена орденом «Знак Почёта», многочисленными медалями, в том числе серебряной и бронзовой медалями ВДНХ. О ней часто писали в районной газете.

Доярки колхоза "Большевик"
Доярки колхоза "Большевик"

Она всегда скромно молчала о трудностях на работе и дома, трудно было поднимать шестерых детей (имеет медаль материнства). Ирма Иогонесовна активно участвовала в общественной жизни села, неоднократно избиралась депутатом сельского совета.

Гаврилова (Дуквен) Эмма Иоганесовна добросовестная, необыкновенная труженица и вместе с тем скромная женщина. Удивляла своей работоспособностью, добродушием и ровным отношением ко всем.

Диплом молодого мастера животноводства
Диплом молодого мастера животноводства

Свою трудовую деятельность начала с 14 лет птичницей, свинаркой, а в 15 лет стала работать дояркой. Каждая доярка в то время доила по 14 коров руками три раза в день. В обязанность доярки входило мыть и чистить коров. Кормили и поили коров доярки сами. Воду подвозили на лошади в бочках, а доярки ведрами таскали воду и из них поили коров. Уборкой коровника доярки занимались тоже сами. В 1961 году запустили электродойку, и она первая надоила 3500 литров молока от каждой дойной коровы. 

В 1962 году вышла замуж за Гаврилова Василия Арсеньевича. «Сам он из деревни Михайловка (Ханжик) парни приходили в деревню Лакино на танцы, там и встретились. Он только один раз и проводил до дома, а вскорости пришли сваты, сватовство было ночью, так как днём работали» - рассказывала Эмма Ивановна.

Свадьба Эммы и Василия Гавриловых
Свадьба Эммы и Василия Гавриловых

Свадьбу комсомольскую сыграли в ноябре 1962 года. Было наряжено 11 лошадей, на которых разъезжала свадьба. Стреляли из ружей. Приданное – сундук и курица. На свадебном столе, как и у всех, холодец, яичница, капуста и тушёный картофель. Прожили с мужем пятьдесят четыре года, вырастили пятерых детей. 

Позже, когда здоровье не позволило работать на ферме, работала в детском садике, а затем техничкой в магазине. В ее трудовой книжке одни поощрения и благодарности. В 2014 году похоронила мужа, в 2011 году умер средний сын. Сейчас она пенсионер, живет скромно, но по-прежнему жизнерадостный, гостеприимный человек, возле которого тепло и детям и внукам. Только вот здоровье подводит, но она не одна, о ней не забывают ее дочери, сыновья, невестки, зять и внуки. 

У всех немцев, которых коснулись жернова Указа 1941 года, сложная и трудная судьба. Родина, а точнее правители государства, жестоко и несправедливо обошлись с ними и их близкими, но они выстояли, нашли свое место на новой земле, в новых условиях. И что важно, не озлобились, не потеряли веру в добро и справедливость.