Субэдэй
В историографии этого полководца часто сравнивают с другим, жившим чуть позже. А именно – с Тамерланом (Тимуром). Или даже с маршалом Жуковым, с которым его сравнивают за широту стратегического мышления и способность предвидеть действия противника.
Становление
Детство и взросление Субэдэя выпало на период меж монгольских распрей. Хотя к собственно монголам, жителям степей и холмов в долине реки Керулен, отнести его было бы ошибкой. Субэдэй, как и его отец относился к племени урянхаев, родственников современных тувинцев. В то время выходцы из этого племени считались лучшими воинами, и не только за их тактическое мастерство. Они ещё и схватывали всё на лету, быстро обучаясь военному делу. Наверное, именно поэтому он не последовал обычаям своего племени, когда младший сын обязательно должен был продолжить дело своего отца-кузнеца. Вместо этого, по примеру своего старшего брата Джэлмэ, он пошёл под руку набиравшего всё больше авторитета и силы Чингисхана. Которого в то время ещё часто называли старым именем - Тэмучжин. А так как в роду Чингиза среди предков была тувинка, он благоволил к выходцам из этого народа, зная о его воинственности.
Боевое крещение новоявленный воин получил в пограничных стычках, а потом и в полноценных сражениях с народом татар, живущим на границе теперешнего Забайкалья и Внутренней Монголии. И война с ними была настолько ожесточённой, что было выбито практически всё мужское татарское население. А женщины и дети стали трофеем монголов… которые (вот ирония истории!) получили позже имя монголо-татары. А Субэдэй после разгрома этого противника присовокупил в своему имени почётное звание «багатур».
Свою первую, полностью самостоятельную войсковую операцию он провёл против союза хана Буюрука и князя найманов Кучурука, чьи народы кочевали у подножия Великих Гор (Алтая). Здесь Субэдэй использовал излюбленную тактику своих соплеменников: в результате стремительного рейда по степям его отряды прижали не ожидавших нападения найманов в реке Суджи, в результате чего хан был убит, князь с позором сбежал, а войска, дезорганизованные лишением командования, сдались. Победа досталась малой кровью, и Тэмучжин (Чингиз) сполна оценил военное дарование своего молодого нового военачальника.
Китайский поход
Китайцев, жителей империи Цзинь, Тэмучжин не любил, и эта нелюбовь досталась ему от отца Есугей-багатура, попавшего когда-то в заключение. Сидел там Есугей ни за что – просто потому, что монгол, «варвар», и попался в базарный день на глаза высокопоставленному вельможе, оскорблённому лицезрением дикаря. Завоевательский поход на Цзинь был доверен как раз Субэдэю. И наверное, не в последнюю очередь потому, что Субэдэй единственный из монгольских стратегов живо интересовался военной техникой, которой у китайцев было в избытке. В частности – мощными осадными машинами.
В 1211 году он принимает участие в завоевании северного и центрального Китая, а в 1213-м в составе войск Чингисхана им захватывается одна из крепостей в Великой Китайской стене, что открывало путь во внутренние области Поднебесной империи. Всё время этой войны Субэдэй командует резервным мобильным туменом из 10 000 всадников, и посылается Чингисханов в самые горячие точки. Во многом благодаря тактическим и стратегическим умениям этого военачальника китайские гарнизоны сдаются без боя. А Субэдэй настойчиво ищет в покорённых китайских городах инженеров, способных создавать и обслуживать разрушительную осадную технику, умелых врачей и просто грамотных людей, справедливо полагая, что передачу воинских умений можно делать не только обучая личным примером командного состава, но и уча новобранцев по изложенной письменно теории.
В ходе начатой в 1217 году военной компании против меркитов Субэдэй вместе с Джэбэ умелыми манёврами вынудил меркинских ханов принять генеральное сражения в совершенно не подходящих для этого условиях. Итогом стало полное истребление мужского населения, принимавшего участие в битве, а те, кто не успел к генеральному сражению, были приведены к присяге и включены в состав монгольского войска. А тем временем армия Джэбэ и Субэдэя вышла к северо-восточным границам Хорезма.
Хорезмская компания
Для справки: во владения хорезмшаха Ала-ад-Дин Мухаммеда II, самого могущественного правителя в Центральной Азии того времени, входили территории современных Ирана, Афганистана, Западного Пакистана, Туркмении, Узбекистана, Таджикистана и западных казахстанских степей. И хорезмшах посчитал оскорблением для себя появление на своих границах какой-то орды. Весной 1218 года он выступил навстречу монголам с большим войском. Чем только раззадорил Джэбэ и Субэдэя. И хотя в первом сражении его итогом стала «боевая ничья», в ходе боёв командирами всех звеньев была выявлена тактика действий хорезмской конницы и пехоты. Что легло в основу уже настоящего вторжения, последовавшего спустя всего несколько месяцев. И в результате этого сражения города стали сдаваться одни за другим, а оказывающие сопротивление подверглись сокрушительным бомбардировкам огромными камнями и зажигательными снарядами из осадных машин, доставленных из континентального Китая. Хорезмшах бежал после поражения под городом Хамадан, а вскоре был убит. О его смерти Джэбэ и Субэдэй узнали во время осады города Тебриз.
Основные силы Чингисхана продолжили покорение Хорезма, но сам Субэдэй во главе приданных ему туменов пошёл на запад. В ходе похода были разгромлены поодиночке силы грузинского царя Георгия II Лаша, а затем сводные отряды аланов, черкесов и лезгин. А потом осуществлено вторжение в северо-западные провинции Персии со взятием городов Байлекан, Хамадан, Дакук и Эрбиль, и войско Субэдэя вырывается на оперативный простор в донские степи с обитающими там половцами. И где уже недалеко было до южно-русских земель.
Битва на Калке
Половцы стронулись со своих кочевий и в массовом порядке бросились под защиту русских князей, с которыми вражда закончена была уже давно и их связывали союзнические отношения. Князья отреагировали оперативно, дружины и ополчение были созваны быстро. Но не было единого командования. И не было ничего известно о тактике монголов, которые воспринимались русскими князьями как ещё одно полудикое племя из глубин Степи. О том, что это войско участвовало во многих сражениях, завершившихся безоговорочной победой, не знал никто. Разве что хан половцев Котян – но на его предостережения никто не обратил внимания. Да и он о деталях этих событий осведомлён был мало.
Кроме того, в монгольском войске уже действовали принятые на последнем курултае законы Ясы – свод правил, по которым можно было щадить противника…или вырезать его племя подчистую. Одним из смертных грехов было объявлено вероломство, и в особенности – убийство послов. А русские князья убили монгольскую делегацию, прибывшую в их ставку, чтобы вбить клин между половцами, (которых монголы называли своими конюхами и пастухами) и княжеским союзом. Субэдэй не простил этого: его немногочисленные отряды, оставленные в арьергарде, сделали вид, что в панике удирают от половцев, те в азарте кинулись вдогонку, а за ними, разрушив строй, поскакали и дружины русских князей. И союзное войско, с ходу форсировав реку Калку, уткнулось в ожидавшие их здесь основные силы монголов. В быстрой и кровопролитной схватке объединённая рать половцев и русичей была наголову разбита. А взятые в плен князья приняли мучительную смерть под дощатым помостом, на котором пировали монголы, празднуя победу. Эта битва была личным триумфом Субэдэя, и спланирована она была им от начала и до конца.
Поражение от булгар и возвращение в Монголию
От Калки Субэдэй повёл свои тумены в Волжскую Булгарию, и здесь впервые потерпел поражение, единственное в его биографии. Булгары, осведомлённые от купцов и разведчиков о тактике и стратегии монголов, сумели грамотно выстроить защиту своей земли, и от непобедимых туменов осталось меньше четверти изрядно потрёпанных воинов, а нойон Джэбэ погиб. Субэдэй увёл войско через степи и холмы Южного Урала и хребты Сибири домой – на переформирование и осмысление своего великого похода. Эта пауза в боевой биографии полководца затянулась на целых 5 лет.
Второй китайский поход и вторжение в пределы Руси
Тем временем умирает Чингисхан. Но его дело продолжается царевичами-чингизидами и закалёнными в боях преданными общему монгольскому делу военачальниками. В частности, был предпринят карательный поход на вздумавшего нарушить слово китайского императора, которому был оставлен в управление Пекин, но он бежал из него в Кайфэн, что было расценено монголами как измена и злой умысел. В этом походе было отлажено взаимодействие с новыми темниками (командирами туменов) и сотниками, а те, в свою очередь, убедились в мёртвой хватке своего нового командующего. И скоро Субэдэй убедил нового наместника улуса Джучи, Бату-хана, внука Чингиза, снова двинуть войско на Волжскую Булгарию и далее на Русь. Судьба которых стала предрешённой именно в этот момент, в результате этого решения и сговора хана-наследника и полководца.
Сам выходец их холодных краёв с суровыми зимами, Субэдэй предложил Батыю начать вторжение на Русь зимой, соответствующим образом экипировав войско. Так как по замёрзшим рекам и дорогам можно было легко провезти осадные орудия, с которыми полководец не расставался. И которые очень пригодились в дальнейшем при осаде Владимира, Рязани, Суздаля. Потом тумены монгол несколько увязли в Прикарпатье, в вотчине князя Галицкого, но и это препятствие вскоре было преодолено, и волны завоевателей, захлестнули северные пределы Польши и юга Венгрии, а чуть позже осадили Буду и Пешт.
В боях с войсками венгерского короля Субэдэй впервые применил осадные орудия в роли тактической артиллерии. Когда арбалетчики короля остановили атаку туменов, нанеся им большой урон, командующий монгольскими войсками приказал выдвинуть камнемёты на переднюю линию войск и обрушил многотонный каменный град на укреплённые скрытые позиции арбалетчиков. В результате чего почти все они погибли, а войскам Батыя и Субэдэя открылась дорога в Задунайские просторы.
Агрессивные действия против венгров имели давнюю подоплёку: ведь именно в Венгрию сбежали от туменов Мункэ остатки половцев и кыпчаки. Которые, кстати, заняли при дворе короля Белы IV довольно привилегированное положение. И были идейными вдохновителями сопротивления захватчикам. А дочь спасшегося после разгрома на Калке хана Котяна Эржбет (Елизавета) стала даже невестой венгерского принца. Правда, это «сердечное согласие» продлилось недолго: венгерская знать, встревоженная таким влиянием чужаков на короля, внушила ему мысль о сговоре хана с пришельцами-агрессорами. В результате чего Котян был сначала взят под стражу, а потом и тайно убит – вместе со всей его семьёй.
Рассечённое ударами туменов Бату-хана и Субэдэя объединённое войско мадьяр и кыпчаков стало спасаться поодиночке. Кыпчаки, в частности, отступили на территорию княжества Киевского, которое к тому времен уже потеряло значение главного. И тем самым подставили его под удар, в результате которого пал и Киев, и союзные ему Чернигов с Переславлем. Это произошло в декабре, и в киевских землях монголы остановились на зимовку. А по весне предприняли уже полноценный польский поход, где в битве под городом Лигницем была разгромлена объединённая армия тяжеловооруженных немецких рыцарей и польских улан.
Потом были захваты Хорватии и Далмации, с последующим выходом туменов Бату-хана и Субэдэя в Адриатике. И где-то здесь, после очередного преследования беглого короля венгров, монгольского стана достигла весть от смерти великого хана Угэдэя, старшего сына Чингиза.
Новость подкосила 72-летнего военачальника. Он опустился на землю, закрыл глаза. Верные нукеры быстро подстелили кошму, обложили старика подушками, поднесли ему свежего кумыса, но Субэдэй только отмахнулся от них. Уснул. И больше не проснулся.
Похоронен он был здесь же, и над местом захоронения прогнали табун из 10 тысяч лошадей – чтобы даже следа не осталось от места погребения этого настоящего Бога Войны. Чтобы никто в будущем не посмел найти это место и разбудить его.
Музыка на дорожку
Прошу поделиться публикацией в социальных сетях, со знакомыми и близкими я буду вам очень признателен! Кликните по рекламе. Читайте другие публикации нашего канала! Чтобы не пропустить выходы новых публикаций, подпишитесь на канал "Величайшие исторические события"
Селевк I Победитель — человек, который оказался успешнее Александра Македонского