Внук Петра I Петр Алексеевич был провозглашен российским императором в мае 1727 года, одиннадцати лет от роду, — с условием своеобразного регентства, осуществляемого Верховным тайным советом до достижения самодержцем 16-летнего возраста. После этого в совете разыгралась нешуточная борьба за «влияние». Первой ее жертвой пал всесильный временщик Александр Меншиков. Он успел обручить Петра II со своей дочерью Марией, но и только — осенью 1727 года помолвка оказалась расторгнута, а сам Меншиков, лишенный званий, наград и имущества, с семьей отправился в сибирскую ссылку, в Березов.
Ему на смену пришли Долгоруковы — отец и сын Алексей Григорьевич и Иван Алексеевич. Их влияние на императора-подростка, по мнению многих историков, оказалось крайне негативным — и без того ленивый и не любящий учиться Петр в компании Долгоруковых предался кутежам и развлечениям, главным из которых была охота.
Осенью 1729 года в подмосковных Горенках, имении Долгоруковых, познакомился с сестрой своего фаворита Ивана Алексеевича Екатериной. Уже в ноябре было объявлено об их помолвке, венчание назначили на 19 января 1730 года, повелев до того времени именовать Долгорукову «ее высочеством государыней-невестой». Однако долгоруковским чаяниям осуществиться было не суждено, Екатерина так и осталась навсегда лишь невестой императора, но не женой.
Екатерина родилась в том же селе Горенки, близ Москвы. Имела несколько братьев и сестёр.
Сама Екатерина Алексеевна, воспитывавшаяся в доме своего деда в Варшаве, получила неплохое образование, отличалась красотой, была тремя годами старше царя и к тому же любила — взаимно! — совсем другого человека, то есть не могла желать этого скоропостижного брака. Она питала страстную любовь к графу Миллезимо из рода дель Каретто (родственнику австрийского посла графа Вратислава). Но семья настояла на нем, мечтая взять в свои руки бразды правления страной, — и девушка покорилась.
Родители Екатерины специально делали так, чтоб княжна постоянно находилась около царя. И довольно быстро их планы были реализованы. Петр сообщил чиновникам, что он намерен жениться на Екатерине Долгоруковой.
24 ноября 1729 года, в день св. великомученицы Екатерины, все высшие чины страны и иностранные министры чествовали избранницу царского сердца с днем тезоименитства. А Долгоруковы всячески спешили завершить начатое и через шесть дней назначили день обручения. Торжество произошло в Лефортовской слободе. Были приглашены члены императорской фамилии. На мероприятие прибыла даже бабушка Петра Великого, инокиня Елена, которая жила на тот момент в монастыре.
На другой день после обручения она переехала на жительство в Головинский дворец, а граф Миллезимо был отправлен за границу.
Тем временем бракосочетание было назначено на 19 января 1730 года, сразу после Крещения.
Но за две недели до торжественного мероприятия молодой император заболел черной оспой…
Фаворит царя практически не отходил от постели больного. Быть может, именно он сообщил отцу, что организм императора не в силах справляться со смертельным недугом, и самодержец слабеет день ото дня. И Долгоруков-отец решил написать ложное завещание. Согласно ему, царский престол должен перейти к невесте Петра II – Екатерине. А Иван умело подделал подпись своего умирающего друга. Правда, в дальнейшем наставник императора уничтожил этот важный документ. Тем более что Долгорукова Екатерина Алексеевна и Петр 2 не успели стать супругами. Император скончался в тот день, на который была назначена свадьба. Но известие о поддельном завещании просочилось и в царские круги. Через несколько лет эта важная улика стала известна всем.
Тем временем Екатерина была вынуждена вернуться в родительский дом, а на российский престол взошла Анна Иоанновна. К сожалению, наставник покойного царя оказался единственным человеком, который голосовал против избрания на царство уже нынешней императрицы. Таким образом, через пару месяцев после смерти Петра все семейство Долгоруковых было отправлено в ссылку в г. Березов. То есть туда, где в свое время страдал светлейший Александр Меншиков.
Говорят, спустя несколько месяцев, в Березове, она родила мертвого ребенка. Это была дочь покойного императора Петра II.
Спустя несколько лет некий подьячий Тишин из Тобольска в нетрезвом состоянии высказал ей свои желания и домогался ее. Княжна была оскорблена и пожаловалась поручику Овцыну, который служил тогда в том же Березове. Офицер заступился за бывшую царскую невесту, и подьячий был избит. Тот, в свою очередь, написал донос на семейство Долгоруковых. Чиновники начали проверять сообщение и раскопали полузабытую историю о подложном завещании Петра II.
В Новгороде брат Екатерины Иван был колесован. После этих событий бывшая царская невеста была заточена в женском монастыре в Горицах, что в Новгородской губернии.
Тем не менее княжна, по всей видимости, совершенно не забыла прежнего величия. Несчастия и страдания лишь ожесточили ее. За все годы заточения она не произнесла ни одного слова. В результате было заколочено единственное окно в каземате, где содержалась Екатерина.
Княжна Долгорукова провела в монастыре почти три года. Когда на престол взошла императрица Елизавета, Екатерину освободили из заточения и даже вернули статус фрейлины. Специально за ней прислали экипаж и прислугу.
Княжна была милосердна. Он решила забыть об унижениях в Горицах и любезно простилась не только с монахинями, но и с игуменьей. При этом она клятвенно пообещала всегда оставлять монастырю приношения.
В 1745-м она познакомилась с 38-летним генералом-аншефом Александром Брюсом. Его родной дядя был знаменитым колдуном, астрономом и сподвижником Петра Великого. Эти отношения завершились пышной свадьбой. Через некоторое время графиня Брюс отправилась в Новгород. Она посетила могилу казненного брата и дядю в том числе. На этом месте Екатерина заложила церковь св. Николая.
Вскоре ее не стало. Ей было всего лишь 35. Перед смертью она приказала сжечь всю свою одежду, чтобы после нее никто не мог бы носить ее платья. Место погребения Екатерины Алексеевны Долгоруковой до сих пор неизвестно.